«Говори новые слова правильно»
консультация
Для обозначения новых предметов и явлений, выражения новых понятий нужны новые средства языка. А чтобы их проанализировать, оценить, отобрать лучшие, отбросить неточные или даже неверные, нужно разработать специальные правила, основанные на опыте создания новых названий в каждом отдельном языке и на общих закономерностях, действующих в этом языке. Этими проблемами занимается научная дисциплина – неология(от греческого слова neos- «новый»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 431.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед МБДОУ д/с-к/в №7 Роттер Марина Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №7 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
Консультация по теме:
«Говори новые слова правильно»
Из опыта работы
учителя–логопеда
М.А. Роттер
В каждом языке ежедневно возникают новые слова, выражения, а существующие ранее, меняют своё значение.
Для обозначения новых предметов и явлений, выражения новых понятий нужны новые средства языка. А чтобы их проанализировать, оценить, отобрать лучшие, отбросить неточные или даже неверные, нужно разработать специальные правила, основанные на опыте создания новых названий в каждом отдельном языке и на общих закономерностях, действующих в этом языке. Этими проблемами занимается научная дисциплина – неология(от греческого слова neos- «новый»).
Неология изучает те сферы языка, в которых образуется больше всего новых слов и выражений – неологизмов.
Неологизмы (от греческого слова neos – «новый» и logos –«слово») – это новые слова (названия объектов, возникающих в процессе развития науки, культуры, техники, производства, быта), новизна которых ощущается говорящими. Неологизмы бывают языковые, лексические, семантические, авторские и индивидуально-стилистические. Это новые слова, закрепляющиеся в языке.
Языковые неологизмы - создаются главным образом для обозначения нового предмета, понятия. Они входят в пассивный словарный запас и отмечаются в словарях русского языка. Неологизмом является слово до тех пор, пока оно сохраняет налёт свежести. Так, возникшие относительно недавно, в русском языке слова бульдозер, вертолёт, нейлон, универсам полностью освоены и активно употребляются, а бывшие в 20-е годы неологизмы будённовец, женотдел, ликбез, нарком, нэп успели войти в активный словарный запас, но затем стали историзмами.
Если понятие актуально, а называющее его слово хорошо связано с другими словами, то слово скоро перестаёт быть неологизмом.
Лексические неологизмы – могут быть:
а)образованы по имеющимся в языке моделям (префиксальный способ, суффиксальный способ, способ сложения двух основ, словосочетаний): венероход, прилуниться, полуторосменка, бестер (помесь белуги со стерлядью)
б) или заимствованы из других языков: макияж, панк, рэкет, спонсор, бобслей.
Семантические неологизмы – новые значения известных слов: зебра «полосы на проезжей части улицы, обозначающие переход»; продлёнка «продление занятий в школе», ползунок «замок молнии», штрих «паста для исправления ошибок в тексте».
Авторские, индивидуально - стилистические неологизмы создаются писателями, поэтами для придания образности художественному тексту. Неологизмы этого типа «прикреплены» к контексту, имеют автора. По самим целям их создания они призваны сохранять необычность, свежесть. Авторские неологизмы образованны по продуктивным моделям, являются потенциальными словами: «тяжёлозвонкое скаканье», «я огончарован» (Пушкин); «клоповодство», «обер - поклонник» (Салтыков - Щедрин); «молоткастый», «разулыбье», «рука миллионопалая», «двухметроворостая», «прозаседавшиеся» (Маяковский); «стихокрад» (Горький); «пьесопекарня» (Чехов).
Окказионализмы ( от латинского occasionalis -«случайный») – авторские неологизмы, созданные по необычным моделям: хилософия (М.Горький); спортсмедный лоб (Цветаева); стрекозёл (Маяковский).
Авторские неологизмы могут быть семантическими: рассыпчатые от старости профессора (Маяковский); небеса разоблаченные.
Неологизмы могут возникать и как новые названия предметов, уже имеющих названия. Так, при своём возникновении неологизмами были слова: вертолёт, дирижабль, лётчик, судостроитель, заменившие слова: геликоптер, цеппелин, авиатор, корабел. Современный неологизм компьютер употребляется вместо ЭВМ.
Некоторые неологизмы, например, слово космос, не только становятся более употребительными, но и расширяют свою словообразовательную систему, способствуя возникновению новых слов: космодром, космонавт, космовидение, которые построены по аналогии с уже существовавшими наименованиями, сходными по значению или по функции.
Детские словообразовательные формы: мазелин, рукти и т.д. нельзя в полной мере отнести к неологизмам, так как они не закрепляются в речи, и не становятся общеупотребительными.
Новые слова языка, неологизмы, понятие относительное. Закрепляясь в языке, новые слова начинают функционировать наряду со старыми. И на вопрос, какое количество времени, хотя бы приблизительно, мы можем считать их истинными неологизмами, нельзя дать точный ответ. Ведь отмирание одних и рождение других слов в языке происходит постепенно и незаметно.
Список литературы:
1.В.В. Лопатин. Рождение слова. - М.: Наука, 1993.
2.В.М. Лейчик. Люди и слова. – М.: Наука, 1982.
3.Л. Успенский. Слово о словах.-Лениздат, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/26/picture-269503-1372274366.jpg)
"Ребёнок говорит грубые слова"
В данном разделе даны рекомендации родителям на тему "Ребёнок говорит грубые слова"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/24/picture-144649-1508827515.jpg)
Статья "Давайте говорить волшебные слова"
Вежливость ценилась во все времена, а слова благодарности всегда имели магическую силу. С их помощью можно выразить радость, положительные эмоции, свое внимание. Перед нами стоит задача научить детей ...
«Говори новые слова правильно»
Для обозначения новых предметов и явлений, выражения новых понятий нужны новые средства языка. А чтобы их проанализировать, оценить, отобрать лучшие, отбросить неточные или даже неверные, нужно разраб...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/28/picture-708329-1488269846.jpg)
Буклет для родителей "Маска откровения родителям. Неприличные слова. Что делать если ребенок говорит бранные слова?"
Запомните!!! Ваш ребёнок во всём подражает взрослым, и в словесных оборотах тоже. Именно в ругательствах он улавливает особое звукоподражание, которое не может ускользнуть от е...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/20/picture-1211662-1587366849.jpg)
Консультация для родителей. «Как помочь ребенку научиться говорить новый звук правильно»
Ваш ребенок научился говорить звук правильно, логопед его хвалит. Но в обычной речи вы не слышите нового звука у своего малыша. Это говорит о том, что сейчас работа над звуком находится на этапе автом...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1316565-1614487370.jpg)
Консультация для родителей. "Дошкольники: туалетная лексика и обидные слова. Что делать, если ребенок говорит плохие слова".
Ребенок пришел из детского сада и со смехом произносит грубое слово, во время ссоры дошкольник кричит вам: «Ненавижу!» Почему детей порой привлекают «плохие слова» и как реагир...