Программа по выявления, сопровождения и развития у дошкольников способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности «Открываем таланты»
рабочая программа (младшая группа)
Материал собран из разных источников, будет полезен для аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №78 «Исток» города Смоленска
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 78 «Исток»
___________Ермолаева С.Н.
приказ №____от_____
Программа по выявления, сопровождения и развития у дошкольников способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности
«Открываем таланты»
Составила:
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток»
первой квалификационной категории
Витеева К.О.
Смоленск 2018 г.
Структура программы
1. Пояснительная записка
2. Цель, задачи программы
3. Принципы программы
4. Значимые для разработки программы характеристики
5. Планируемые результаты
6. Содержательный раздел
7 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
8. Организация работы с одаренными детьми:
9. Организация взаимодействия с родителями одаренных детей:
10. . Основные методы и методики для исследования способностей воспитанников детского сада
11. Литература
1.Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования определяет задачу сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также развития эстетических качеств воспитанников.
Работа с одаренными дошкольниками выступает с позиций реализации ФГОС дошкольного образования как одно из направлений индивидуализации дошкольного образования. Создание условий, помогающих распознать одаренных детей и способствующих реализации их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества, решение которой направлено на реализацию задач, поставленных ФГОС.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.
Программа психолого-педагогического выявления, сопровождения, развития и поддержки способных и одаренных детей в детском саду разработана с учетом современных исследований детской одаренности, психологических особенностях дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС. Структура содержания программы соответствует требованию к структуре образовательной программы дошкольного образования по ФГОС.
В программе основным направлением является - развитие возможностей для развития и образования одаренных детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальности Программа позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход.
2.Цель и задачи Программы
1.1.Цель программы – реализация индивидуальных потребностей ребёнка и оптимальное развитие его личностных качеств
Задачи:
1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
3.Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
4.Скоординировать и интегрировать деятельность воспитателей и специалистов ДОУ и родителей в этом направлении.
5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
3.Принципы и подходы к формированию построения Программы:
Программа сформирована в соответствии с основными принципами и подходами, определёнными ФГОС ДО п.1.4.
4. Значимые для разработки Программы характеристики
Программа разработана в соответствии с возрастными и психическими закономерностями развития детей, посещающих МБДОУ д/с №78 в рамках образовательной программы ДОУ через организацию индивидуальной и подгрупповой работы воспитателей, музыкального руководителя и педагога-психолога, а так же через организацию дополнительных услуг (бесплатных кружков).
5. Планируемые результаты:
1.Самореализация детей через участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах.
2.Формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей.
3.Создание постоянно обновляемой информационной базы данных способных и талантливых детей ДОУ.
4.Своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с особыми возможностями в случае необходимости (коррекция психоэмоционального состояния, профилактика учебных перегрузок, содействие социальной адаптации).
5.Совершенствование профессионального мастерства педагогов в сфере психолого-педагогических основ способностей.
6. Содержательный раздел
а) Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
«Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»
Виды одаренности
Составляющие
Как проявляются
Академическая
одаренность
Мотивационно- личностные характеристики
Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому
Способности к обучению
Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов
высокие показатели по развитию психических познавательных процессов
Творческая
одаренность
Артистическая одаренность
Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать
вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память
Художественная одаренность
Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)
Вокальная одаренность
Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух
Литературная одаренность
Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов
Конструкторская одаренность
Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации
Психомоторная
одаренность
Спортивная одаренность
Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость
Хореографическая одаренность
Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память
Коммуникативная одаренность
Социально-личностная одаренность
Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты
Лидерская одаренность
Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру,
настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию
7. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли дополнительного образования;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя.
2.3. Методы диагностики в ходе реализации Программы:
По результатам педагогической и психологической диагностики, наблюдений за детьми в различных видах деятельности воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом-психологом проводится индивидуальная диагностика детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность).
2 младшая группа (3-4 год)
Академическая одарённость
Мотивационно-личностные характеристики
Наблюдение,
Педагогическая диагностика,
Ведение
индивидуальных карт развития,
Анализ
индивидуальных карт развития
Беседы с родителями
Изучения продуктов детского творчества
Экспресс – методика для 2-ой младшей группы
Способности
к обучению
Творческая одарённость
Художественная одарённость
Изучение продуктов детского творчества
Вокальная одарённость
Наблюдение
Литературная одарённость
Артистическая одарённость
Конструкторская одарённость
Наблюдение, анализ продуктов детского творчества
Психомоторная одарённость
Спортивная одарённость
-
Хореографическая одарённость
-
Коммуникативная одарённость
Социально-личностная одарённость
Наблюдение в свободной деятельности
Лидерская одарённость
Педагоги, ведущие различные кружки, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).
Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.
Для родителей разработаны опросники по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для разных возрастных групп.
8. Организация работы с одаренными детьми:
- Групповые занятия с одаренными детьми;
- Организация индивидуальной работы
- Организация проектной деятельности, проекты индивидуальные, групповые, семейные
- Организация опытно-исследовательской деятельности
- Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.
- Организация предметных выставок.
- Организацию вечеров и праздников.
- Создание театральных уголков в каждой групповой комнате.
- Создание спортивных центров в группах.
- Организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.
- Организация дополнительного образования: кружки в соответствии с интересами и предпочтениями детей.
9. Организация взаимодействия с родителями одаренных детей:
- Анкетирование родителей;
- Родительские собрания
- Папки-передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для -родителей по воспитанию и развитию детей;
- Детско-родительские проекты
- Организация выставок совместного творчества родителей и детей
- наличие предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
- создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
- наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
- введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
- использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
- занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
- работа кружков, развивающих творческую направленность ребенка;
- участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
- тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
- участие в конкурсном движении.
10. Основные методы и методики для исследования способностей воспитанников детского сада
В ниже приведенной таблице показаны основные методы и методики для
исследования способностей воспитанников детского сада.
Виды способностей | Составляющие | Методы и методики для исследования способностей | |
Академические способности | мотивационно – личностные характеристики | Наблюдение, Экспресс-методика Цветовой тест Люшера- Эткинга | |
способности к обучению | |||
Творческие способности | Художественные способности | Изучения продуктов детского творчества, Тест «Назови и дорисуй» Тест «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс) Тест «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс). | |
Вокальные способности | Наблюдение Наблюдение Методики В.кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайчика?» Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам», | ||
Литературные способности | |||
Артистические способности | |||
Конструкторские способности | Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества | ||
Психомоторные способности | Спортивные способности | Наблюдение | |
Хореографические способности | Наблюдение | ||
Коммуникативные способности | Социально-личностные способности | Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников» | |
Лидерские способности |
Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
1. Диагностика склонностей воспитанников методика А.И Савенкова
«Интеллектуальный портрет».
Все дети, обследованные на выявление склонностей, интересов и способности получают рекомендации для направления в кружковую сеть ДОУ в соответствии с полученными результатами.
2.Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёх балльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.
3.Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции:
- Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.
- Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.
4.Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник, состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.
11. Список литературы.
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М..
4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.
5.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
6.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
7.Белова, Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.
8.Доровской, А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997
9.Программа Л. А. Венгера «Одарённый ребёнок» (основные положения) – 1995 г. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста/ под ред. О. М. Дьяченко, Булычевой А. И. – 1996 г.
10.Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. – М. 1999.
Интернет-ресурсы:
http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8267.php
http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti
http://www.twirpx.com/file/137257/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРИТЕРИЙ 3. ПУНКТ 3.1.1.Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности
3.1.1. Наличие проектов, акций интеллектуальной, творческой, физкультурно - спортивной направленности, реализованных с воспитанниками, под руководством педагогического работника...
КРИТЕРИЙ 3. ПУНКТ 3.1.2. Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности
3.1.2. Участие педагога с воспитанниками в совместных мероприятих различной направленности (акции, экскурсии, выставки, концерты, интерактивные занятия, конкурсы)с социальными партнерами (другие детск...
КРИТЕРИЙ 3. ПУНКТ 3.1.3. Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности
3.1.3. Участие обучающихся, под руководством педагога, в различных мероприятиях: конкурсы, викторины, квесты, олимпиады, фестивали, смотры, соревнования, выставки творческих работ, проводимые по прика...
КРИТЕРИЙ 3. Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности. 3.1.1. Наличие проектов, акций интеллектуальной, творческой, спортивной направленности.
3.1.1. Наличие проектов, акций интеллектуальной, творческой, физкультурно - спортивной направленности, реализованных с воспитанниками, под руководством педагогического работника....
КРИТЕРИЙ 3. ПУНКТ 3.1.3. Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности
3.1.3. Участие обучающихся, под руководством педагога, в различных мероприятиях: конкурсы, викторины, квесты, олимпиады, фестивали, смотры, соревнования, выставки творческих работ, проводимые по прика...
КРИТЕРИЙ 3. ПУНКТ 3.1.1.Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности
3.1.1. Наличие проектов, акций интеллектуальной, творческой, физкультурно - спортивной направленности, реализованных с воспитанниками, под руководством педагогического работника...
КРИТЕРИЙ 3. ПУНКТ 3.1.1.Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности. Наличие проектов, акций интеллектуальной, творческой, физкультурно - спортивной направленности
3.1.1. Наличие проектов, акций интеллектуальной, творческой, физкультурно - спортивной направленности, реализованных с воспитанниками, под руководством педагогического работника...