Статья на тему "Духовно- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая, подготовительная группа)
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
Духовно-нравственное развитие дошкольников подразумевает процесс, связанный с положительными качественными изменениями внутреннего мира личности под влиянием системы духовно-нравственного воспитания, социальной среды, собственного опыта и опыта других людей, а также состояние, характеризующееся достигнутым личностью уровнем духовно-нравственной воспитанности на каждом возрастном этапе.
В работе со старшими дошкольниками нужно ставить следующие задачи по духовно-нравственному воспитанию:
-формирование любви к Родине и русскому народу
-охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей
-создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
Формирование духовно-нравственных основ личности обеспечивается за счет следующих условий
-активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, познание, общение), способствующую принятию ребенком духовно-нравственных ценностей
-формировании представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста
-создание предметно-развивающей среды в помещении ДОУ.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
-чтение народных и авторских сказок, сказки о материнской любви
-тематические выставки детского творчества.
-театрализованные представления на нравственные темы.
В работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Таким образом, специально организованная педагогическая работа с дошкольниками с учетом создания развивающей среды, адекватной развитию ребенка и обеспечивающей знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни способствует повышению уровня духовно-нравственного развития старших дошкольников. Немаловажным условием успешности проведенной педагогической работы является соответствие выбранного материала возрастным и индивидуальным особенностям и интересам старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
Духовно-нравственное развитие дошкольников подразумевает процесс, связанный с положительными качественными изменениями внутреннего мира личности под влиянием системы духовно-нравственного воспитания, социальной среды, собственного опыта и опыта других людей, а также состояние, характеризующееся достигнутым личностью уровнем духовно-нравственной воспитанности на каждом возрастном этапе.
В работе со старшими дошкольниками нужно ставить следующие задачи по духовно-нравственному воспитанию:
-формирование любви к Родине и русскому народу
-охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей
-создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
Формирование духовно-нравственных основ личности обеспечивается за счет следующих условий
-активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, познание, общение), способствующую принятию ребенком духовно-нравственных ценностей
-формировании представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста
-создание предметно-развивающей среды в помещении ДОУ.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
-чтение народных и авторских сказок, сказки о материнской любви
-тематические выставки детского творчества.
-театрализованные представления на нравственные темы.
В работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Таким образом, специально организованная педагогическая работа с дошкольниками с учетом создания развивающей среды, адекватной развитию ребенка и обеспечивающей знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни способствует повышению уровня духовно-нравственного развития старших дошкольников. Немаловажным условием успешности проведенной педагогической работы является соответствие выбранного материала возрастным и индивидуальным особенностям и интересам старших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной и православной литературы"
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает устойчивое , гармоничное развитие человека, включающее в себя соблюдение норм общественной морали и формирование нравственных качеств личности....
Статья "Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в работе логопеда ДОУ"
Из опыта работы....
Статья "Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста".
Формирование нравственной сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности ребёнка, формирование базовых личностных...
СТАТЬЯ "Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сказки"
laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»В.А. Сухомлинский...
СТАТЬЯ Русские народные сказки как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, школа, детский сад, кино, ...
СТАТЬЯ "Русские народные сказки, как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Русские народные сказки, как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста...
статья "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ"
laquo;Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Россия - страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность...