Мастер-класс на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"
методическая разработка
Мастер-класс для конкурса "Воспитатель года" на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
final.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд. Фрагмент видео «Из чего же сделаны наши мальчишки»
2 слайд. Добрый день, уважаемые жюри, коллеги, гости! Я не спроста начала свое выступление именно с этой всеми знакомой песни. Тема моего мастер-класса «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста».
3 слайд. Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения в современном обществе привели изменению стереотипов мужского и женского поведения. Женщины взяли на свои плечи обязанности мужчин и их вредные привычки. Мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в семье. Из добытчиков они постепенно превращаются в потребителей.
4 слайд. Идет изменение психологических позиций детей, их сознания. И что получается, девочки лишены скромности, нежности, терпения. Мальчики же наоборот, не умеют за себя постоять, слабы физически, эмоционально неустойчивы, отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
5 слайд. В игре дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу. Не умеют правильно распределять роли, обязанности с учетом пола.
6 слайд. Вопросами гендерного воспитания и многочисленными исследованиями занимались наши соотечественники, которых вы можете видеть на экране: Воронина Ольга Александровна, Еремеева Валентина Дмитриевна, Кон Игорь Семенович, Колесов Дмитрий Васильевич, Хотела бы сказать про нашу землячку Татаренцеву Нину Евгеньевну. Она занимается изучением и внедрением в практику полоролевого воспитания дошкольников на основе народных традиций.
7 слайд. Я считаю, что мы должны прививать детям качества, которые будут необходимы им в будущем для выполнения гендерной роли. При этом необходимо ориентироваться на черты характера ребенка. Например, девочка может быть отличной хозяйкой и мамой в будущем, и при этом амбициозной к карьере.
8 слайд. А мальчик вырастет целеустремленным, добрым, отзывчивым и смелым.
9 слайд. Сегодня хочу вас познакомить с принципами Гендерного воспитания:
- Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенчество, ранний и дошкольный возраст).
- Принцип непрерывности (преемственности): гендерное воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом.
- Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей ребенка.
- Принцип единого подхода. У родителей и педагогов должны быть общие взгляды на необходимость гендерного воспитания.
- Принцип демократичности. При гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний.
- Принцип природосообразности. При личностном равноправии мальчиков и девочек не стоит забывать о биологических и физиологических особенностях.
10 слайд. В нашем саду большое внимание уделяется гендерному развитию. В рамках реализации проекта «Детская мастерская «Дом радости» я являюсь разработчиком направления «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста».
11 слайд. Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают со словосочетанием «гендерное воспитание»? Что же это такое? (ответы зрителей)
12 слайд. Давайте посмотрим, что на это счет думают психологи и педагоги. Психологи дают свое определение: Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.
Педагоги говорят, что Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
13 слайд. Как говорил Жан-Жак Руссо «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать».
14 слайд. В своей работе с детьми я запланировала и реализую несколько направлений. Это изучение: Этикета, Заботы о здоровье, Спорта, Имен мальчиков и девочек, Одежды мальчиков и девочек, Игры и игрушки, Профессий. Сегодня я хочу с вами более подробно остановиться на некоторых аспектах гендерного воспитания.
15 слайд. Давайте с вами поговорим об ознакомлении детей дошкольного возраста с профессиями.
Про фокус-группу из 4 человек подойти ко мне. У вас на столе лежат карточки с заданием задание. Вы должны за 2 минут ознакомиться с заданием и подготовить решение.
А пока мои помощники выполняют задание, я хочу немного с вами поговорить о ознакомлении детей с трудом взрослых.
Знакомя детей с трудом взрослых, я ставлю цель дать детям конкретные знания и представления о профессии.
16 слайд. Т. к. дети у меня младшего дошкольного возраста, я даю представление детям о профессиях с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, помощник воспитателя, 17 слайд дворник, мед.сестра. Изучая с детьми деятельность той или иной профессии, у них с раннего возраста уже начинает складываться представление о той или иной специальности. Уже в детстве они понимают, какой труд им по душе, а какой - нет.
На родительских собраниях я рекомендую родителям на прогулке, в повседневной жизни, дома наблюдать за работой разных людей, рассказывать, чем они занимаются, как называются их профессии. А так же прошу родителей подробно рассказать своим детям о своей работе: где и кем вы работаете, кому и для чего нужен ваш труд. Я считаю, что к трём-четырём годам малышу стоит знать, кем работают его родители, бабушки и дедушки.
Формат знакомства зависит от возраста и склонностей ребёнка.
Ну что ж, давайте проверим, как вы справились с заданием.
- Воспитатель (описать профессию, используя только прилагательные (пример: добрая, веселая, строгая и т.п.).
- Медицинская сестра (описать профессию, используя существительные (пример: шприц, вата, халат и т.п.).
- Дворник (описать профессию, используя мимику и жесты).
- Пожарный (отвечать на заданные вопросы зрителей Да или Нет).
- Вспомнить строчки из 5 песен о профессиях.
18 слайд. Сейчас предлагаю вам остановиться на самом важном в гендерного воспитания – это игры игровая деятельность. Через них мы можем донести детям о понимании своей гендерной роли в жизни. Главным связующим звеном между педагогом и ребенком выступает игрушка.
19 слайд. В древности детей до 3-х лет не делили по полу. Когда ребенку исполнялось три года, воспитанием девочек начинали заниматься мамы и бабушки, воспитание мальчиков – папы, дедушки, крестные. Игрушки так же стали подразделяться на игрушки для девочек и мальчиков.
Фокус-группе я предлагаю сейчас ознакомиться с содержимым в корзинках. Т.к приближаются праздники мужской 23 февраля и женский 8 Марта.. Я предлагаю вам создать согласно прилагаемой инструкции своими руками игрушку-подарок для девочки или мальчика.
Пока группа работает, я хочу расширить ваши знания об истории игрушки. Как изменялась и преображалась игрушка в разные временные отрезки.
20 слайд. Люди с древних времен понимали, что детям нужно давать знания именно те, что было близко им самим: мечи, фигурки животных, нарядных кукол и т.д. Изготавливали игрушки из любых подручных материалов. Сначала из кости, дерева, глины и растений, позже из тряпочек, стекла, кожи и железа и уже значительно позже в ход пошла резина, пластик и другие химические материалы.
Далекое прошлое связано с бесконечными войнами. Мальчики с ранних лет представляли себя сидящими на коне, а в их руке вместо палки должен был сиять меч.
Девочки же в основном играли фигурками, изображающими людей и животных.
Куклы в давние времена далеко не всегда были лишь забавой, порой им отводилась весьма значительная роль.
21 слайд. К концу 19 века люди забыли истоки древнего обряда, куклы приобрели новую направленность. Большое распространение в те времена преобрели куклы Столбушки. Получили они такое название из-за того, что их основой являлся березовый столбик, одетый в платьице. Отличительной чертой таких игрушек было то, что они могли устойчиво стоять, поэтому ими охотно украшали дома и использовали для розыгрыша различных сценок.
В давнее время игрушки практически не менялись, но к концу 19, началу 20 века в этой сфере произошел невиданный скачек. С каждым десятилетием игрушки начали становится все красивее, ярче, сложнее и приближеннее к реальности.
22 слайд. Пятидесятые. В моду вошли ватные елочные игрушки, плюшевые медведи и конечно же солдатики. Так же во всех домах стандартным украшением комодов и трюмо были фарфоровые статуэтки.
23 слайд. Шестидесятые. В игрушках шестидесятых были отражены, как правило, две темы – это сельское хозяйство и космонавтика, ведь именно символом шестидесятых стали золотые початки кукурузы и радостно улыбающийся Гагарин.
24 слайд. Семидесятые-восьмидесятые. Игрушечная промышленность этого времени достигла своего расцвета. Плюш заменил искусственный мех, а скромная тональная гамма прошлых десятилетий уступает место ярким цветам. Основные образы игрушек взяты с персонажей мультфильмов, это и Вини Пух, и Котенок Гав, и Буренка из Масленкина, ну и конечно же любимые всеми Дядя Гена и Чебурашка.
25 слайд. Девяностые. Это десятилетние можно смело называть временем зарубежных игрушек, мода на которые менялась уже чаще чем раз в год. Здесь и Барби, и черепашки Ниндзя, а так же прыгуны, лизуны, радуги и прочие странные забавы в компании с киндер сюрпризами и вечно умирающим Тамагочи.
26 слайд. Современные дети очень изменились и игрушки стали другие, но игра продолжает оставаться ведущей деятельностью в периоде детства. Ведь игра и игрушка дает ребенку все самое главное – знания, умения, навыки и всестороннее развитие, понимание и представление о себе как о девочке и о мальчике.
Давайте посмотрим, какие игрушки сделали коллеги. Объясните, для кого предназначена эта игрушка.
27 слайд. В завершении моего мастер-класса мне хотелось бы сделать вывод о том, что тема гендерного воспитания может просматриваться во всех образовательных областях образовательной программы детского сада. Я надеюсь, что вы узнали что-то новое, расширили свои знания в гендерном направлении. Я надеюсь, что я со своими малышами ступенька за ступенькой дойду до выпускного из детского сада. Постараюсь вырастить воспитанных леди из девочек и смелых рыцарей из мальчиков. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
Познакомить педагогических работников с деятельностной технологией «коммуникативный бой»....
Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАКСРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ
Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАКСРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ«Валеология» в переводе с латинского vale - будь здо...
Мастер - класс «Полихудожественный подход к воспитанию ребенка дошкольного возраста»
Данный мастер - класс по внедрению разных видов искусства и художественно - творческой деятельности в целостный педагогический процесс будет интересен музыкальным руководителям и воспитателям...
Мастер-класс для педагогов «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике методов и приѐмов патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным краем. Вызвать...
Мастер- класс для родителей «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних ...
Мастер-класс для воспитателей «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста»
демонстрация интерактивной технологии (коммуникативный бой)....