Использование сказки в экспериментальной деятельности старших дошкольников
опыты и эксперименты (старшая группа)
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представляю вам свой опыт работы по теме «Использование сказки в экспериментальной деятельности старших дошкольников» . Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, откроют для себя что-то новое, а начинающие – поймут, какое это интересное и увлекательное занятие.
Все знают, что детство-это та пора, когда хочется знать ответы на различные вопросы. Ребёнок всё изучает, как может и чем может. Он радуется даже самым маленьким открытиям. В своей экспериментальной работе с детьми я особое внимание уделяю:
-методам наблюдения,
- рассматриванию различных предметов созданных природой и человеком,
- поисковой и практической деятельности,
-чтению различной познавательной литературы,
-сочинению сказок,
а так же использую художественные образы по сказке.
Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Их любят читать не только дети, но и взрослые. В сказках заложена вся мудрость, в них открывается огромный смысл. Эти народные произведения можно считать самым важным методом воспитания. Внедрение опытов по сказке, рассказу в экспериментальной деятельности принимается дошкольниками очень успешно. В группе мы оборудовали центр экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли подойти и повторить тот или иной опыт. Центр постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей.
Начинается экспериментальная деятельность с предоставления детям материала для исследования, образ которого связывается с художественным (сказочным) образом. Далее создается проблемная ситуация, вызывающая интерес к событию. И сейчас я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где в форме сказки покажу вам некоторые виды экспериментирования.
Приглашаю вас в сказку-действие: «Приключения Хрустика» по мотивам сказки Маргариты Старасте «Зимняя сказка». Перед новогодними праздниками мы с ребятами прочли книгу Маргариты Старасте «Зимняя сказка». И ребятам так понравились приключения пряничного человечка, что готовясь к следующему занятию, я решила продолжить приключения Хрустика.
Хрустик— пряничный человечек, испеченный Снегурочкой к Рождеству. Хрустик тоже сбежал, только не от бабушки-дедушки, а от Снегурочки, ведь ему так хотелось поскорее попасть к детям на праздничную ёлку, не дожидаясь праздника. Конечно, опасно идти через лес одному, а если ты — румяное и ароматное лакомство, то вдвойне опаснее.
И вот выбрался Хрустик из корзины, и решил скорее бежать из дома Деда Мороза прямо на праздничную ёлку к детям. Увидел Хрустик что во дворе никого нет, и побежал изо всех сил.
Скрип! Скрип! - скрипит снежок. А интересно, почему же так весело скрипит снежок?
Опыт №1 «Соль хрустит»
Очень интерес было Хрустику бежать по снегу, только впереди его ждало новое приключение ...на его пути появилась ледяная горка, но так как наш герой был, по сути, печеньем, ему ни как не удавалось преодолеть эту ледяную глыбу. Тогда вспомнил, как во дворе Деда Мороза гномики расчищали дорожки ото льда...
Опыт №2 «Таяние без нагрева».
Таким образом, Хрустик преодолел ледяную горку и отправился дальше. Бежал Хрустик по дорожке и увидел апельсин....ему так стало интересно с ним играть... он представил , что он катает снежок для снеговика, но тут апельсин плюх и упал в озеро... Расстроился Хрустик что его снежок утонул, но не тут то было... апельсин всплыл на поверхность воды. Очень обрадовался Хрустик, но теперь его мучил только один вопрос: «Почему же не утонул апельсин?»
Опыт № 3 «Апельсин в соленой воде»
Шёл наш Хрустик по лесу и совсем уже потерял надежды встретить ребят на новогодней ёлке, сел он по деревце опустил глазки вниз и уже собирался расплакаться ,как вдруг он увидел следы на снегу. И следов была так много, что он решил, что это точно следы детей, и уж точно они приведут его к новогодней елке.
Опыт № 4 «Следы на снегу»
Пошел Хрустик по следам детей, и увидел перед собой Красавицу ёлочку.
Опыт № 5 «Кристаллы соли»
О том как Хрустик повеселился с ребятами на Новогоднем утреннике, думаю мы с вами узнаем очень скоро. Ведь там его ждали уже новые приключения...
Вот одно из занятий которое я проводила со своими детьми, я стараюсь каждое занятие переплетать либо с темой недели, либо с прочитанным произведением. И, поверьте, дети охотнее включаются в экспериментальную деятельность ,когда они знают сказку, и они с радостью готовы прийти на помощь с недавно познакомившимся героем.
Изучая тему «Воздух», я решила, что покажу ее на примере сказки «Три поросенка». Прочитав сказку Ш. Перро «Золушка», с ребятами сразу решили, что поможем золушке выполнить все задания мачехи, что бы Золушка успела на бал. С наступлением зимы, по теме «Лед», мы помогли зайчику из русско-народной сказки «Заячья избушка».
И какую бы вы не взяли тему для экспериментирования, будь то: вода, воздух, дерево, песок, вы с легкостью подберёте к нему любую сказку.
Надеюсь, что полученный опыт вы будете использовать в практической работе с детьми.
Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_skazki_v_eksperimentalnoy_deyatelnosti_starshih_doshkolnikov1111111.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование сказки в экспериментальной деятельности старших дошкольников »
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представляю вам свой опыт работы по теме «Использование сказки в экспериментальной деятельности старших дошкольников» . Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, откроют для себя что-то новое, а начинающие – поймут, какое это интересное и увлекательное занятие.
Все знают, что детство-это та пора, когда хочется знать ответы на различные вопросы. Ребёнок всё изучает, как может и чем может. Он радуется даже самым маленьким открытиям. В своей экспериментальной работе с детьми я особое внимание уделяю:
-методам наблюдения,
- рассматриванию различных предметов созданных природой и человеком,
- поисковой и практической деятельности,
-чтению различной познавательной литературы,
-сочинению сказок,
а так же использую художественные образы по сказке.
Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Их любят читать не только дети, но и взрослые. В сказках заложена вся мудрость, в них открывается огромный смысл. Эти народные произведения можно считать самым важным методом воспитания. Внедрение опытов по сказке, рассказу в экспериментальной деятельности принимается дошкольниками очень успешно. В группе мы оборудовали центр экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли подойти и повторить тот или иной опыт. Центр постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей.
Начинается экспериментальная деятельность с предоставления детям материала для исследования, образ которого связывается с художественным (сказочным) образом. Далее создается проблемная ситуация, вызывающая интерес к событию. И сейчас я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где в форме сказки покажу вам некоторые виды экспериментирования.
Приглашаю вас в сказку-действие: «Приключения Хрустика» по мотивам сказки Маргариты Старасте «Зимняя сказка». Перед новогодними праздниками мы с ребятами прочли книгу Маргариты Старасте «Зимняя сказка». И ребятам так понравились приключения пряничного человечка, что готовясь к следующему занятию, я решила продолжить приключения Хрустика.
Хрустик— пряничный человечек, испеченный Снегурочкой к Рождеству. Хрустик тоже сбежал, только не от бабушки-дедушки, а от Снегурочки, ведь ему так хотелось поскорее попасть к детям на праздничную ёлку, не дожидаясь праздника. Конечно, опасно идти через лес одному, а если ты — румяное и ароматное лакомство, то вдвойне опаснее.
И вот выбрался Хрустик из корзины, и решил скорее бежать из дома Деда Мороза прямо на праздничную ёлку к детям. Увидел Хрустик что во дворе никого нет, и побежал изо всех сил.
Скрип! Скрип! - скрипит снежок. А интересно, почему же так весело скрипит снежок?
Опыт №1 «Соль хрустит»
Очень интерес было Хрустику бежать по снегу, только впереди его ждало новое приключение ...на его пути появилась ледяная горка, но так как наш герой был, по сути, печеньем, ему ни как не удавалось преодолеть эту ледяную глыбу. Тогда вспомнил, как во дворе Деда Мороза гномики расчищали дорожки ото льда...
Опыт №2 «Таяние без нагрева».
Таким образом, Хрустик преодолел ледяную горку и отправился дальше. Бежал Хрустик по дорожке и увидел апельсин....ему так стало интересно с ним играть... он представил , что он катает снежок для снеговика, но тут апельсин плюх и упал в озеро... Расстроился Хрустик что его снежок утонул, но не тут то было... апельсин всплыл на поверхность воды. Очень обрадовался Хрустик, но теперь его мучил только один вопрос: «Почему же не утонул апельсин?»
Опыт № 3 «Апельсин в соленой воде»
Шёл наш Хрустик по лесу и совсем уже потерял надежды встретить ребят на новогодней ёлке, сел он по деревце опустил глазки вниз и уже собирался расплакаться ,как вдруг он увидел следы на снегу. И следов была так много, что он решил, что это точно следы детей, и уж точно они приведут его к новогодней елке.
Опыт № 4 «Следы на снегу»
Пошел Хрустик по следам детей, и увидел перед собой Красавицу ёлочку.
Опыт № 5 «Кристаллы соли»
О том как Хрустик повеселился с ребятами на Новогоднем утреннике, думаю мы с вами узнаем очень скоро. Ведь там его ждали уже новые приключения...
Вот одно из занятий которое я проводила со своими детьми, я стараюсь каждое занятие переплетать либо с темой недели, либо с прочитанным произведением. И, поверьте, дети охотнее включаются в экспериментальную деятельность ,когда они знают сказку, и они с радостью готовы прийти на помощь с недавно познакомившимся героем.
Изучая тему «Воздух», я решила, что покажу ее на примере сказки «Три поросенка». Прочитав сказку Ш. Перро «Золушка», с ребятами сразу решили, что поможем золушке выполнить все задания мачехи, что бы Золушка успела на бал. С наступлением зимы, по теме «Лед», мы помогли зайчику из русско-народной сказки «Заячья избушка».
И какую бы вы не взяли тему для экспериментирования, будь то: вода, воздух, дерево, песок, вы с легкостью подберёте к нему любую сказку.
Надеюсь, что полученный опыт вы будете использовать в практической работе с детьми.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика развития и условий для осуществления экспериментальной деятельности старших дошкольников
1 этап: изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников;2 этап: Выявление уровня развития познавательной активности де...
Экспериментальная деятельность старших дошкольников
Обучая детей практическим опытам, экспериментам, мы развиваем в них любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему - все то, что составляет основу развитияю...
Экспериментальная деятельность старших дошкольников
Обучая детей практическим опытам, экспериментам, мы развиваем в них любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему - все то, что составляет основу развитияю...
"Использование инновационных технологий в опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников"
quot;Использование инновационных технологий в опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников"...
Конспект образовательной деятельности в старшей «Б» группе компенсирующей направленности Использование сказки в речевом общении старших дошкольников. «Путешествие по сказкам»
уточнить и закрепить в памяти детей знания о сказках...
Мастер- класс на тему «Использование сказки в экспериментальной деятельности»
Как использовать сказку в экспериментальной деятельности...
Мастер - класс на тему: "Использование сказки в экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста".
Цель мастера-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.1.Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развити...