Игры по экологии с детьми младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Игры по экологии с детьми младшего дошкольного возраста
Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.
Актуальность экологического воспитания
Загрязнение воздуха, воды, почв, вымирание всё новых видов животных и растений продолжается, хотя масштабы бедствия значительно снизились по сравнению с серединой прошлого века, когда планета стояла на грани экологической катастрофы. Можно сказать, человечество остановилось на краю пропасти, задумалось о том, какой мир оно оставит своим потомкам.
Цели и задачи экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключаться в двух главных задачах:
- воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
- создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.
На четвёртом году жизни, в связи с переходом детей из раннего дошкольного возраста в младший, задачи экологического образования и воспитания становятся шире и сложнее, но базируются на уже полученных знаниях и навыках.
В области ознакомления с неживой природой детям дают представления:
- Времена года также изучают более углублённо.
- При ознакомлении с растениями тоже вводится ряд новых понятий.
- Знания о домашних и диких животных и их повадках тоже значительно расширяются и углубляются.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать не только желание любоваться красотой природы, но и выражать свои впечатления от её созерцания в речи и продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд).
- Воспитывать желание делать полезные и добрые дела на основе знаний о простейших взаимосвязях в природе, а также результатах своего взаимодействия с природными объектами (польём фикус — он будет лучше расти, покормим канарейку — она будет весело петь), соблюдать простые правила поведения в природе (не рвать цветы, не ломать ветви деревьев, не обижать и не пугать животных, не мусорить).
Игры по экологии младшей группах ДОУ
Игра — способ сделать сложное простым, а недоступное — близким и понятным. Игра дана ребёнку, чтобы приблизить мир его желаний к миру реальных возможностей, насытить неугомонную детскую натуру впечатлениями, о которых она мечтает, через подражание и перевоплощение.
Цели игры природоведческой тематики для этого возраста таковы:
- вызвать интерес к природе, её многообразию,
- стимулировать желание больше узнавать о явлениях и объектах мира природы,
- формировать первичные навыки бережного и заботливого отношения к растениям, животным.
Поэтому можно утверждать, что в младших группах почти все игры природоведческой направленности служат формированию зачатков экологической культуры. Организовывая игру с младшими дошкольниками, следует учитывать их психологические особенности. Ведущая деятельность у этих малышей вначале предметная, но многие ребятишки ближе к трём годам всё увереннее чувствуют себя в играх, где требуется не только манипулировать с предметами, но и общаться, проявлять фантазию и смекалку.
- Большое значение имеют дидактические игры, поскольку они дают возможность педагогу решать одновременно образовательные, развивающие и воспитательные задачи в интересной детям, понятной и нескучной форме:
- Воспитательное воздействие дидактической игры на ребёнка заключается в необходимости следовать правилам, подчиняться общим интересам. Таким образом формируются важные моральные качества: терпение, умение контролировать себя, свои чувства, уважать интересы товарищей (например, брать картинки или предметы из мешочка нужно по очереди, делить материалы для игры нужно поровну).
- Развивающее сенсорное воздействие обусловлено тем, что для игр используется разнообразный, зачастую новый для малышей материал (печатный, природный, предметный), дети знакомятся с предметами разных размеров, качеств, фактуры, совершенствуя способность обследовать их с помощью различных анализаторов (слуха, осязания, зрения).
- Развитие речи стимулируется в каждой игре, поскольку дидактические игры требуют от игроков общения (как минимум — с педагогом), а также пояснения собственных действий и ожидаемого результата.
- Физическое развитие осуществляется благодаря наличию в каждой игре необходимости совершать манипуляции с предметами, что служит тренировке мелкой моторики рук и навыка координации действий.
- Благодаря красочному оформлению материалов развивается эстетический вкус детей.
- Образовательная (обучающая) функция изначально заложена в дидактической игре (в зависимости от цели).
- Кроме этих игр, широко используются всевозможные наборы разрезных картинок, лото, детское домино, пазлы, игры со вкладышами соответствующих природоведческих тематик (овощи, фрукты, животные, насекомые). Главными в них являются действия с материалами игры для получения результата (цельного изображения или ряда картинок), в ходе выполнения которых закрепляются знания о природных объектах и явлениях.
- Творческие игры по экологии. Творческими называют игры, в которых присутствует преобразование, изменение реальности, внесение элементов сказочности и волшебства. Научной информации они, как правило, не сообщают. Поэтому образовательных задач по ознакомлению с миром природы они выполнять не могут, но всё же играют важную роль в воспитании любви к окружающему миру, умения видеть и ценить его красоту, сопереживать, чувствовать и понимать других людей.
- Тематика сюжетно-ролевых и режиссёрских игр также становится богаче:
«У бабушки в деревне»;
«Наш весёлый огород»;
«Маленькие садовники»;
«Путешествие в лес»;
«Лесные зверята зимуют»;
«Соберём и перевезём урожай»;
«Ферма»;
«Мы идём в зоопарк»;
«Путешествие к морю»;
«Речные обитатели»;
«Ухаживаем за домашним любимцем»;
«Выращиваем цветы».
- Подвижные игры на природоведческую тематику Основная задача подвижных игр — развитие физических качеств детей (ловкости, гибкости, координации в пространстве). Но если игра связана с темой природы, её можно использовать на занятии по экологии — после наблюдения, рассказа о природном явлении, растении, животном. Это разнообразит деятельность и послужит укреплению интереса к теме, поскольку малышам очень нравится двигаться, выполнять различные упражнения под музыку, перевоплощаться в персонажей игр.
Мир игры, многогранный и прекрасный, полон загадок, как и окружающая нас природа. Может, потому дети так тянутся разгадать её тайны? Воспитателю стоит приложить все усилия, чтобы эту потребность детей направить в полезное русло: мягко и ненавязчиво, посредством игр и занимательных упражнений формировать всесторонне развитую, гармоничную личность, неотъемлемым свойством которой является экологическая культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_ekologii_s_detmi_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Головчиц О.Ю.
Воспитатель 2 младшей группы
ГБДОУ детского сада №31
Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга
Игры по экологии с детьми младшего дошкольного возраста
Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.
Актуальность экологического воспитания
Загрязнение воздуха, воды, почв, вымирание всё новых видов животных и растений продолжается, хотя масштабы бедствия значительно снизились по сравнению с серединой прошлого века, когда планета стояла на грани экологической катастрофы. Можно сказать, человечество остановилось на краю пропасти, задумалось о том, какой мир оно оставит своим потомкам.
Цели и задачи экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключаться в двух главных задачах:
- воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
- создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.
На четвёртом году жизни, в связи с переходом детей из раннего дошкольного возраста в младший, задачи экологического образования и воспитания становятся шире и сложнее, но базируются на уже полученных знаниях и навыках.
В области ознакомления с неживой природой детям дают представления:
- Времена года также изучают более углублённо.
- При ознакомлении с растениями тоже вводится ряд новых понятий.
- Знания о домашних и диких животных и их повадках тоже значительно расширяются и углубляются.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать не только желание любоваться красотой природы, но и выражать свои впечатления от её созерцания в речи и продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд).
- Воспитывать желание делать полезные и добрые дела на основе знаний о простейших взаимосвязях в природе, а также результатах своего взаимодействия с природными объектами (польём фикус — он будет лучше расти, покормим канарейку — она будет весело петь), соблюдать простые правила поведения в природе (не рвать цветы, не ломать ветви деревьев, не обижать и не пугать животных, не мусорить).
Игры по экологии младшей группах ДОУ
Игра — способ сделать сложное простым, а недоступное — близким и понятным. Игра дана ребёнку, чтобы приблизить мир его желаний к миру реальных возможностей, насытить неугомонную детскую натуру впечатлениями, о которых она мечтает, через подражание и перевоплощение.
Цели игры природоведческой тематики для этого возраста таковы:
- вызвать интерес к природе, её многообразию,
- стимулировать желание больше узнавать о явлениях и объектах мира природы,
- формировать первичные навыки бережного и заботливого отношения к растениям, животным.
Поэтому можно утверждать, что в младших группах почти все игры природоведческой направленности служат формированию зачатков экологической культуры. Организовывая игру с младшими дошкольниками, следует учитывать их психологические особенности. Ведущая деятельность у этих малышей вначале предметная, но многие ребятишки ближе к трём годам всё увереннее чувствуют себя в играх, где требуется не только манипулировать с предметами, но и общаться, проявлять фантазию и смекалку.
- Большое значение имеют дидактические игры, поскольку они дают возможность педагогу решать одновременно образовательные, развивающие и воспитательные задачи в интересной детям, понятной и нескучной форме:
- Воспитательное воздействие дидактической игры на ребёнка заключается в необходимости следовать правилам, подчиняться общим интересам. Таким образом формируются важные моральные качества: терпение, умение контролировать себя, свои чувства, уважать интересы товарищей (например, брать картинки или предметы из мешочка нужно по очереди, делить материалы для игры нужно поровну).
- Развивающее сенсорное воздействие обусловлено тем, что для игр используется разнообразный, зачастую новый для малышей материал (печатный, природный, предметный), дети знакомятся с предметами разных размеров, качеств, фактуры, совершенствуя способность обследовать их с помощью различных анализаторов (слуха, осязания, зрения).
- Развитие речи стимулируется в каждой игре, поскольку дидактические игры требуют от игроков общения (как минимум — с педагогом), а также пояснения собственных действий и ожидаемого результата.
- Физическое развитие осуществляется благодаря наличию в каждой игре необходимости совершать манипуляции с предметами, что служит тренировке мелкой моторики рук и навыка координации действий.
- Благодаря красочному оформлению материалов развивается эстетический вкус детей.
- Образовательная (обучающая) функция изначально заложена в дидактической игре (в зависимости от цели).
- Кроме этих игр, широко используются всевозможные наборы разрезных картинок, лото, детское домино, пазлы, игры со вкладышами соответствующих природоведческих тематик (овощи, фрукты, животные, насекомые). Главными в них являются действия с материалами игры для получения результата (цельного изображения или ряда картинок), в ходе выполнения которых закрепляются знания о природных объектах и явлениях.
- Творческие игры по экологии. Творческими называют игры, в которых присутствует преобразование, изменение реальности, внесение элементов сказочности и волшебства. Научной информации они, как правило, не сообщают. Поэтому образовательных задач по ознакомлению с миром природы они выполнять не могут, но всё же играют важную роль в воспитании любви к окружающему миру, умения видеть и ценить его красоту, сопереживать, чувствовать и понимать других людей.
- Тематика сюжетно-ролевых и режиссёрских игр также становится богаче:
«У бабушки в деревне»;
«Наш весёлый огород»;
«Маленькие садовники»;
«Путешествие в лес»;
«Лесные зверята зимуют»;
«Соберём и перевезём урожай»;
«Ферма»;
«Мы идём в зоопарк»;
«Путешествие к морю»;
«Речные обитатели»;
«Ухаживаем за домашним любимцем»;
«Выращиваем цветы».
- Подвижные игры на природоведческую тематику Основная задача подвижных игр — развитие физических качеств детей (ловкости, гибкости, координации в пространстве). Но если игра связана с темой природы, её можно использовать на занятии по экологии — после наблюдения, рассказа о природном явлении, растении, животном. Это разнообразит деятельность и послужит укреплению интереса к теме, поскольку малышам очень нравится двигаться, выполнять различные упражнения под музыку, перевоплощаться в персонажей игр.
Мир игры, многогранный и прекрасный, полон загадок, как и окружающая нас природа. Может, потому дети так тянутся разгадать её тайны? Воспитателю стоит приложить все усилия, чтобы эту потребность детей направить в полезное русло: мягко и ненавязчиво, посредством игр и занимательных упражнений формировать всесторонне развитую, гармоничную личность, неотъемлемым свойством которой является экологическая культура.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие движений пальцев рук должно соответствовать возрасту ребёнка, тогда и речевое развитие будет в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развит...
Игры по экологии с детьми старшего дошкольного возраста
Картотека игр по экологии с детьми старшего дошкольного возраста...
Сценарий совместной образовательной деятельности по экологии с детьми младшего дошкольного возраста. Тема: «Что растёт на огороде»
Сценарий совместной образовательной деятельности по экологии с детьми младшего дошкольного возраста. Экологическая викторина: «Что растёт на огороде»...
Конспект НОД по экологии с детьми младшего дошкольного возраста
vОсобенности деятельности наблюдения в разных возрастных группахv...
Игры по экологии с детьми старшего дошкольного возраста
Игры по экологии с детьми старшего дошкольного возраста...
Игры по экологии с детьми младшего дошкольного возраста
Игры по экологии с детьми младшего дошкольного возраста. Методический материал в помощь воспитателю. Теария и практика....
Дидактические игры по экологии для детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры по экологии для детей младшего дошкольного возраста...