"Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов"
статья

Дидактическая игра, как средство развития сенсорных эталонов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов»

Умственное воспитание – это планомерное целенаправленное

воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения

знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к

окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов,

умение принять усвоенные знания в деятельности.

Известно, что в дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы

умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Поэтому

важно не упустить возможности для умственного развития в это время.

Важнейшие задачи умственного воспитания детей дошкольного

возраста:

 Сенсорное воспитание (развитие);

 Развитие мыслительной деятельности (овладение

мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

 Становление речи;

 Воспитание любознательности, познавательных интересов;

 Формирование системы элементарных знаний о предметах и

явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего

возраста.

Основная функция умственного воспитания детей первых трёх лет

жизни – формирование познавательной деятельности, то есть такой

деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и

мышления.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется

сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия

окружающего мира служит сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного

развития ребёнка. Оно необходимо в дальнейшем для успешного обучения

ребенка в школе.

Задача сенсорного воспитания:

 Помочь ребёнку накопить представления о цвете, форме, величине

предметов, мере веса и т.д.

 Развивать анализаторы ребенка (слуховые, зрительные, тактильные,

вкусовые обонятельные, температурные)

В своей многовековой практике человечество создало определенные

эталоны величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребёнокполучает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь

воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом,

формой, величиной, по возможности с основными разновидностями этих

свойств. Детей раннего возраста еще рано знакомить с сенсорными

эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов.

Однако занятия должны строиться таким образом, чтобы в дальнейшем,

уже за порогом раннего детства, дети были способны усваивать сходства и

различия свойств предметов.

Эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный,

оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), чёрный и белый;

пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); три величины

(большая, средняя, маленькая). Поэтому целесообразно в первую очередь

формировать у ребенка представления именно об этих формах, цветовых тонах,

величинах. Усвоение сенсорных эталонов – это длительный и сложный

процесс, основная тяжесть которого ложится на годы школьного обучения.

Зная то факт, что основным видом деятельности дошкольника является

игра (а для детей до трёх лет – предметная игра), воспитатель использует игру

для осуществления сенсорного воспитания детей, для развития познавательных

процессов (любознательности, понимания взаимосвязи простейших явлений и

др.). Игра как средство развития мышления, речи, воображения, памяти,

расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам

предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах,

целесообразно организовать действия с предметами, при которых для

получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме,

величине, цвету, установить их совпадение или несовпадение. Такое

сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому, используя

дидактическую игру, ребёнку предлагают накладывать предметы друг на друга,

чтобы сравнить по форме, величине, прикладывать их вплотную друг с другом,

сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно

переходят к сопоставлению на глаз. То есть так решается задача сенсорного

воспитания (а именно: развитее анализаторов).

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теории

восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, А. Н.

Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером.

Для развития восприятия ребёнок должен овладеть общественным

сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы

обследования предметов, сенсорные эталоны. Согласно новейшим

исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой действия

анализаторов, направленные на обследование предмета и его особенностей.I. Цель создания дидактических игр (авторских дидактических

игр):

1. Обеспечить формирование чувственного познания и

совершенствование ощущений и восприятия - тем самым способствовать

развитию анализаторов ребенка.

2. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям

обследования предмета (то есть обучать перцептивным действиям).

С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете

новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать какова поверхность

предмета (гладкий домик, шероховатая коробочка); сжимает, чтобы определить

твердость предмета (мягкость, эластичность). Обобщенные способы

обследования предметов имеют значение для формирования операций

сравнения, обобщения, для развёртывания мыслительных процессов.

 Дидактическая игра № 1 «Волшебный домик» «На закрепление

восприятия четырех основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий) и

двух форм (круга, квадрата). Выполнение заданий на соотнесение

разнородных предметов по форме и цвету.

Цель – учить сравнивать предметы с учетом двух свойств – цвет,

форма; выполнять действия с предметами, обращая внимание на цвет и форму

предмета, подбирая соответствующее окно (круглое окно - для шара),

квадратное окно - для кубика, с подходящим ему цветом; обратить внимание

ребёнка на то, какая яркая коробочка, у неё шероховатая поверхность, её можно

поворачивать в разные стороны, используя их в действии с предметами;

расширять и закрепить словарный запас о размере, названии предмета и его

цвете.

 Дидактическая игра №2 «Волшебная коробочка» « На

закрепление восприятия формы круга, восприятия размера предмета

(шара- большой, маленький) и восприятие цвета (четыре основных цвета:

красный, желтый, зеленый, синий). Выполнение заданий на соотнесение

разнородных предметов по размеру и цвету.

Цель – учить сравнивать предметы с учетом двух свойств – цвет, размер.

Выполнять действия с предметами, обращая внимание на цвет и форму, размер

предмета, подбирая соответствующее окно (круглое окно - для шара),

маленькое окно для маленького шарика (соответствующего цвета), большое

окно – для большого шара (соответствующего цвета) . Коробку можно

свободно передвигать, переворачивать, при этом используя отверстия.

 Дидактическая игра №3 «Маленький, большой» «На обучение

восприятия размера: где живёт большая кукла, а где маленькая кукла)

Цель - развивать восприятие размера на примере домика для двух разных

по размеру, но однородных предметов (использование кукол разного размера).

Обыгрывание этой дидактической игры, используя игровой момент: приход

большого зайца в гости к куклам и маленького зайчика, к кому они пойдут из

этих кукол; способствовать развитию в дальнейшем сюжетно –

отобразительной игре – обыгрывание дальнейшего сценария, т. Е. для большойкуклы есть большой стол, стул, чашка и т.п.; пополнять словарный запас

ребенка («дом», «кукла в домике»; «Зайка пришёл»).

 Дидактическая игра №4 «Разноцветная кнопочная доска с

резинками такого же цвета».

Цель - закреплять восприятие цвета, используя кнопки для синего цвета

– синяя резинка; для зеленого цвета – зеленая резинка; для жёлтого цвета –

желтая резинка. Одновременно, в этой игре развивается мелкая моторика;

развиваем воображение – натягиваем резинки на кнопочки, создавая узор

«квадрат» (закрепляем форму) и просто фантазируем. Ребёнок подолгу и с

интересом варьирует игру с резинками.

 Дидактическая игра №5 «Необычный дом»

Цель - расширить кругозор ребенка: даём понятие о самом предмете, о

его свойства (что это «дом», у него есть крыша, двери, окно; в нем могут жить

кукла и т.п.); на следующем этапе - обучаем малыша восприятию цвета (

поэтапно, начиная с одного цвета, в течение 2 недель), доводя развитие игры по

восприятию основных четырех цветов). В домике с жёлтой дверью живет кукла

в желтом платье и т.п. Затем, когда ребенок запомнит назначение цветов,

предлагаем игру: «Где, какая кукла живет» То есть в дальнейшем обыгрываем

нашу дидактическую игру по ходу развития восприятия и ощущения у ребенка.

Предлагаем по цвету расположить к соответствующей двери другие игрушки.

Вывод: Авторские дидактические игры отличаются своей

вариативностью (их можно обыгрывать, использовать в достижении заданной

цели ,с разным подходом к этой цели); функциональны; насыщенны

сенсорными впечатлениями; доступны; безопасны и трансформируемы. Каждая

игра из этих игр между собой связана по цели, но отлична по изготовлению. То

есть она разнообразна и насыщена по эстетическим впечатлениям. Подходит

под требования ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"

Данный проект направлен на развитие сенсорных  способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...

Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста

В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является...

"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"

"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"...

«Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста»

 Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В ...

дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования2.Рассмотреть основы формирования сенсорных эталонов-величины, цвета и формы в раннем возрасте3.Выявить  эффективн...

Реализация ФГОС ДО: дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест  в истории  дошкольной педагогики....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЛАСТИКИ» - РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

  Значения сенсорного развития в умственном развитии детей в раннем возрасте трудно переоценить. Этот  возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,...