ООД по познавательному развитию "Хлеб - наше богатство"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Для воспитателей дошкольников старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_hleb-nashe_bogatstvo_2019-2020g.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шеломовская средняя общеобразовательная школа»
ООД
по социально-коммуникативному развитию
Хлеб - наше богатство
воспитатель высшей квалификационной
категории
МБОУ «Шеломовская СОШ»
Новозыбковского района
Брянской области
Лахвич Валентина Сергеевна
Образовательная область «Познание» для старшего возраста
Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста, а так же будет полезен педагогам, ведущим кружки.
Цель: формирование понятия о социальной значимости труда хлебороба.
Задачи:
- уточнить знания, что хлеб является ежедневным продуктом,
- познакомить с профессией хлебороба,
- дополнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, закреплять знания о последовательности этапов выращивания хлеба,
- развивать умение подбирать однокоренные слова, составлять рассказ, делать вывод, совершенствовать навыки связного высказывания,
- воспитывать бережное отношение к хлебу, с уважением относиться к людям, его выращивающим.
Словарная работа:
— расширить словарный запас детей: «хлебное поле», «хлеборобы», «пекарня», «элеватор».
Развитие связной речи детей, активизация словарного запаса.
Дидактическое обеспечение: посылка; иллюстрации по теме “Хлеб всему голова”, колоски на каждого ребенка,
Методы и приемы:
- наблюдение;
- создание проблемной ситуации;
- объяснительно-иллюстрационный метод;
- словесный метод (беседа, использование загадок, стихов о хлебе);
- игровой метод;
- совместная деятельность с детьми;
- наглядный (демонстрация природного материала и иллюстраций с изображением труда хлеборобов, механизаторов, пекарей),
Предварительная работа:
Чтение рассказов М.Пришвина «Лисичкин хлеб», А.Митяева «.Мешок овсянки», М.Глинской «Хлеб», отгадывание загадок о хлебе, рассматривание иллюстраций о работе хлебороба, знакомство с пословицами о хлебе,
Виды детской деятельности:
— игровая;
— коммуникативная;
— познавательно-исследовательская;
— продуктивная.
Планируемые результаты:
— иметь представление о нелегком труде хлеборобов;
— дети приобретут новые знания о том, каким трудом достается хлеб, о семенах растений, из которых вырастают колоски;
— у детей появится интерес к природе, который необходимо укреплять, открывая перед детьми новые знания посредством проведения интересных занятий;
— воспитатель может раздать детям по нескольку семян пшеницы и ржи для посадки дома, совместно с родителями;
— уметь работать в группе, уметь делать выводы, понимать причинно-следственные связи;
— уметь высказывать свою точку зрения свое собственное мнение.
Ход ООД
1.Оргмомент.
Пальчиковая гимнастика:
Солнце, солнце – солнышко, (сжимать кулачки)
Золотые щечки,
Обогрей ты солнышко (вращение ладоней)
Родной край скорее.
Здравствуй, солнце золотое, (поочередно загибать пальцы)
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, добрый колосок.
Мы живем в одном краю, ( сжимать и разжимать кулачки)
Всех вас приветствую!
2.Сюрпризный момент.
Воспитатель:
- Посмотрите, нам сегодня прислали посылку. Как вы думаете, что в ней? Давайте ее подержим. Она тяжела. Давайте ее понюхаем. Чем это пахнет таким знакомым? Это есть в каждом меню на обед, догадались, что лежит в посылке?
Дети:
- В этой посылке хлеб
Воспитатель.
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает - подгорелый.
Без него плохой обед
Что же это, дети?
Артикуляционная гимнастика.
Же – же –же – испекли мы хлеб уже,
Жа – жа – жа – угостим сейчас ежа.
Воспитатель: Правильно, Каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Дети, а вы любите хлеб?
Вот он теплый золотистый,
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло,
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
- Какой хлеб вы любите? (белый, мягкий, булки с изюмом)
Дидактическая игра: «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; (показать картинки)
Посмотрите и назовите те хлебобулочные изделия, какие вы знаете.
Воспитатель: Хлеб - это символ благополучия, достатка.
Дидактическая игра «Назови пословицу»
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба сыт не будешь.
Будет день — будет и хлеб.
Хлеб — всему голова.
Покуда есть хлеб да вода все не беда.
Пот по спине — так и хлеб на столе.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Хлеб — батюшко, вода — матушка.
Когда хлеб на столе — это богатство в доме.
Дидактическая игра: «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Вот он хлебушко душистый,
С хрустом, с корочкой, витой
Вот он теплый… золотистый,
Словно солнцем залитой
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но обязательно вкусный и полезный. Ребята, а вы знаете, откуда хлеб берут?
Воспитатель: А хотите узнать, как он попал в магазин?
Воспитатель загадывает загадку:
Золотист он и усат
В ста карманах сто ребят (колос)
Воспитатель раздает каждому ребенку по колоску.
Рассматривают колосья.
- Из чего состоит колос? (стебель, зерно, усики)
- Как называются профессии людей, которые выращивают хлеб? (хлеборобы).
Воспитатель:. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети: Да хотим.
Физкультминутка:
Едем в поле (дети встают друг за другом)
Ду- ду- ду (“едут” на машинах)
На кочку наехали (подпрыгивают),
В ямку заехали (приседают)
Горки объехали (делают поворот вправо, влево)
И на поле приехали (кланяются)
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (слайд5)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (слайд 6)
Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: Вот зёрна созрели. Начинается жатва- это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель: Что же делает комбайн? (слайд 7)
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. Элеватор – это специальное сооружение для длительного хранения зерна. Там зерно может храниться несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется и можно будет заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины хлеб с полей?
(слайд 8)
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу. (слайд 9)
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. (слайд 10)
Воспитатель: Посмотрите, у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками, какая она на ощупь? (мягкая, рассыпчатая)
Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню. (слайд 11)
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари.
Можно выпечь хлеб и дома.
Воспитатель: Хлеб бывает чёрный и белый (показать детям)
Раздать детям кусочки белого и чёрного хлеба и попросить попробовать и определить вкусовые качества.
Воспитатель: Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? (из разной муки пекут)
Составь рассказ.
“Что сначала – что потом”.
Каждой команде дается набор картинок (зерно, тракторист, пашет землю, колос, комбайн, мельница, печка, каравай).
Воспитатель предлагает выложить логическую цепочку и объяснить, что было сначала, что – потом, составить рассказ.
Д/игра “Назови родственные слова к слову - хлеб”
Хлеб – хлебница, хлебный, хлебушек, нахлебник.
Д/игра “Какой?”
Хлеб из пшеницы – пшеничный,
Хлеб из ржи - …
Хлеб из сдобы - …
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»- так гласит русская народная пословица. Вы догадались о чём речь? Правильно, хочешь калачей – трудись!
Давайте поиграем в игру «Пугало» (с помощью считалки выбрать водящего)
Дети идут по кругу и громко поют.
Пугало стоит в центре круга, вытянув руки в сторону.
В огороде пугало, пугало стоит
Колоски нам пугало рвать с грядки не велит (грозят пальчиком)
Мы тихонько подойдем
Колосочков мы нарвем (дети идут на носочках к Пугалу)
Пугало громко поет
Колоски нельзя здесь рвать
Буду я вас догонять. (Дети убегают на стульчики, Пугало их догоняет.)
Воспитатель: Итак, сегодня вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему столу. Как вы думаете, легка? Чтобы на нашем столе всегда был свежий, душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей.
Воспитатель: Ваша семья может купить столько хлеба. Сколько потребуется. Однако, хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного.
Хлеб нужно беречь!
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Рефлексия: Воспитатель вносит каравай, читает стих.
Он бывает с толокном, с рисом, с мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.
Ну, теперь зову ребят!
По кусочку все съедят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Хлеб - наше богатство".
В занятии ставятся следующие цели и задачи: Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить де...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в подготовительной группе. Тема: «Хлеб – наше богатство»
Программное содержание:Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращ...
Конспект Занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Лес - наше богатство»
Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.Продолжать закреплять знания об особенностях использования человеком лесных ресурсов и их восстановление .Уточнить правила пове...
Открытый просмотр ООД по познавательному развитию «Лес — наше богатство»
Открытое занятие «Лес — наше богатство»Дата проведения: 29.10.2018г.Место проведения: АОУ №10 детский сад «Лучик»Группа: подготовительная группа «Гно...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб наше богатство»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб наше богатство»...
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ на тему «Лес – наше богатство» для детей старшей группы.
Цель:Закрепить знания о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.Зада...