«Интегрированное занятие - особая форма получения знаний детьми с ограниченными возможностями здоровья».
статья
Итегрированные занятия в работе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_integr.zanyatiya_dlya_zhurnala.docx | 462.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Нижнекамская школа-интернат «Надежда»
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Доклад
«Интегрированное занятие - особая форма получения знаний детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Составила:
учитель-дефектолог высшей
квалификационной категории
Гурьянова Елена Николаевна
Ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) бывает сложно воспринять целостно не только учебный материал, но и картину окружающего мира в целом. Это привело педагогов к активному поиску межпредметных связей и использованию их в дифференцированном обучении. В данной ситуации встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей с особыми потребностями и организации интегрированных занятий.
Интегрированные занятия развивают потенциал детей, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В муниципальном автономном образовательном учреждении «Надежда» я работаю учителем-дефектологом двадцать один год. Основной целью моей работы является компенсация дефекта и адаптация ребенка с ОВЗ в социальной, учебной и бытовой сферах жизни. Дети, посещающие мою группу, имеют статус ребенка с особыми потребностями. Поэтому процесс их обучения и воспитания имеет свои особенности. Для большинства из них составляется: преспективно-тематическое планирование, в соответствии с которым работают все специалисты дошкольного отделения; индивидуальная программа обучения (на основе типовой), где объем учебного материала соответствует возможностям и особенностям ребенка.
Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ предполагает изменения и в режиме дня, более гибкое чередование занятий с другими видами деятельности. Уменьшается длительность занятий, увеличиваются перерывы между ними, включается большее количество дидактических и подвижных игр. В течение дня используются разные формы организации занятий: фронтальные занятия, занятия по подгруппам, занятия в парах, индивидуальные занятия.
При организации коррекционно-развивающих занятий мы придерживаемся следующих принципов:
1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач.
2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий.
3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно).
4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений и вместе с тем требовать определенных усилий для его усвоения).
5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для лучшего запоминания информации).
6. Индивидуальный подход к воспитанникам.
Учитывая все направления и принципы коррекционно-развивающего процесса, мы педагоги все больше убеждаемся в пользе интегрированных методов и комплексного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Особое внимание мы уделяем интегрированным занятиям. Интегрированные занятия предполагают использование различных видов деятельности ребенка и позволяют рассмотреть объект изучения в разных плоскостях, по ходу закрепляя полученные знания на практике. В течение занятия поддерживается высокий уровень внимания; ребенок, не успевает «уставать» от объема полученной информации, в нужный момент его легко можно переключить на новую форму «впитывания» материала. Интегрированные занятия в рамках одной темы позволяют решать разные задачи развития детей, так как строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
Например, в конце осени с детьми старшей группы мы проводили занятие, на котором закрепляли полученные знания об овощах.
Наше интегрированное занятие состояло из нескольких частей и включало различные виды деятельности.
Первая часть занятия решала познавательные задачи и развивала интеллектуальные способности. Учитель-дефектолог совместно с воспитателем уточняет и обобщает представления детей об овощах
Вторая часть занятия способствовала осмыслению практического опыта. Дети, в очередной раз на основе непосредственных чувственных восприятий, учились анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения
Третья часть – это практическая деятельность, где дети сами выполняли задание (чистили и резали овощи в салат, заправляли маслом, перемешивали его и т.д.)
Из всего сказанного видно, что на таких занятиях дети закрепляют свои знания в различных видах деятельности, а это способствует созданию у них единой, целостной картины окружающего мира. Такое интегрированное занятие, если оно правильно организовано, может выходить за рамки обычного занятия – смена видов деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более, что педагоги могут в подходящий момент использовать музыку или сделать веселую физкультминутку.
Таким образом, педагогическая ценность интегрированных занятий заключается в том, что необычные по своему содержанию и форме, они увлекают детей, побуждают их активно действовать. Переходя от одного вида деятельности к другому, применяя различные приемы отображения предметов и явлений окружающей действительности, используя различный художественный материал, педагоги помогают детям с особыми возможностями здоровья лучше ориентироваться в окружающем мире, будят творческую инициативу и стимулируют эмоциональные переживания детей.
Литература
- Н. Гавриш "Современное занятие"
- С.Д.Сажина. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья (возраст 6 -7 лет) "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГОЛУБОГО ЦВЕТА"
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группы кратковременного пребывания (возраст 6 -7 лет).«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГОЛУБОГО ЦВЕТА...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ. Тема «Увлекательное путешествие»
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ. Тема «Увлекательное путешествие»...
Практика создания вариативной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование, включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество является актуальной темой современной дошк...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ. Тема «Морское приключение»
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ.Тема «Морское приключение»...
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Правильно - организованная коррекционно- развивающая среда- залог успешного получения образования...
«Интегрированное и инклюзивное образование для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании це...