«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
материал (старшая группа)
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saprunova_eksperement.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 30 "ВЕСНУШКИ"
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Составила:
Сапрунова Елена Сергеевна
воспитатель старшей группы
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и управлять ими, мыслить самостоятельно и творчески.
В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто
лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.
Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму» (китайская пословица).
На протяжении всего дошкольного детства (наряду с игровой
деятельностью), огромное значение в развитии личности ребенка, в
процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая
понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра, то необходимо так смоделировать групповое пространство, накопить необходимое количество разнообразных дидактических игр, чтоб дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания.
Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Изучая с детьми новую тему, исследуя новый объект или явление обратите внимание на следующую структуру:
‒ формулирование проблемы (познавательной задачи);
‒ выдвижение предположений, отбор проверки, выдвинутых детьми;
‒ проверка предположений, гипотез;
‒ подведение итогов, вывод;
‒ фиксация результатов.
Для положительной мотивации деятельности детей необходимо
использовать различные стимулы такие как:
‒ новизна, необычность объекта;
‒ тайна, сюрприз;
‒ мотив помощи;
‒ познавательный момент (почему так);
‒ ситуация выбора.
Хочется, остановится на особенностях при организации и проведении
исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Из опыта работы Педагогам рекомендую придерживаться следующим правилам в данной работе:
‒ детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок
должен захотеть этим заниматься;
- не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. - Если воспитатель будет радоваться открытиям своих воспитанников, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в группе создастся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей;
‒ дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности
общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но
и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими
открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интерес ого, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины;
‒ необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.
‒ соблюдение правил безопасности – это предмет особого внимания,
т.к. дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут
систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
Педагогам в дошкольных учреждениях важно понимать и помнить:
‒ В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной
жизнью и исследовательской деятельности, между жизнью и обучением. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта - это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться. Следовательно, внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
В завершении хотелось бы напомнить слова .Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получить на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Программа по экспериментальной деятельности в детском саду...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.
Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.»
Детство-радостная пора открытий....
Статья "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
«Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира» ...
Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника»
Мастер-класс для воспитателей по организации детского экспериментирования....
- Мне нравится (1)