ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.»
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Зачётная работа
по курсам повышения квалификации
по ИОЧ ИБ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Сроки обучения:23.06.-04.07.2014г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.»
Автор проекта:
Фролова Светлана Юрьевна,
воспитатель
СП ГБОУ ООШ №23 г. Сызрань
2014 г.
Содержание
1. Анализ ситуации.
2. Актуальность проблемы.
3. Цель и задачи.
4. Программа реализации проекта.
5. Рабочий план реализации проекта.
6. Система работы с детьми, родителями.
7. Планируемые результаты.
8. Критерии оценки ожидаемых результатов.
9. Список используемых источников.
10. Приложение.
- Анализ ситуации.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность самим ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К.Е.Тимирязев
Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги, лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина почерневшего апрельского снега. Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой-то мусор… Видно, мусор прятался внутри глыбины. А это что такое? Старый пузырек из-под гуаши. На донышке - немного краски. Ну-ка, пузырек, отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато – бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?..
Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. Он занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал.
Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о еговзаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментируя, ребенок слышит, видит и делает все сам, поэтому новые знания усваивается прочно и надолго. Китайская пословица гласит «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментирует ребенок, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее развивается. При этом происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его внимание, мышление, воображение. Необходимость рассказать об увиденном, развивает речь. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья.
Исследовать можно растения, животных, человека, объекты неживой природы. Для этого в большинстве случаев не нужно какого-то специального оборудования.
2. Актуальность проблемы.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, а особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, ощупывает, наблюдает, сравнивает, исследует, экспериментирует, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, повышается познавательная активность.
На сегодняшний период в дошкольном образовании стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка, также как игровая. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь, так как ребенку необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- формируется самостоятельность, способность ставить цель, преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Но проблема заключается в том, что очень часто в детских садах на занятиях преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, экспериментировать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден получать от педагогов готовые сведения о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Такое обучение можно назвать пассивным, у него нет шансов развить у детей высокую познавательную активность. Это может привести к тому, что детям сложно будет самостоятельно добывать знания, учиться.
3.Цель и задачи.
Целью данной работы было создание системы работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- разработка цикла НОД по опытно-экспериментальной деятельности
- создание картотеки
- оформление уголка экспериментирования
- разработка тематического планирования
Чтобы у ребенка появилось желание что-либо самостоятельно познать, создана в группе определенная развивающая среда. Насыщение развивающей среды проходило совместно при участии воспитателей, родителей и детей. А это значит, что родители и педагоги, объединив усилия должны сообща решать следующие задачи:
1. побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качество и назначение предметов, инициировать, постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения;
2. поддерживать интерес к познанию действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдение и экспериментирование;
3. направлять поисковую деятельность детей;
4. помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания и умения;
5. приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
6. учить анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
4.Программа реализации проекта.
Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. Дети способны познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи, отношения между ними и закономерности. Такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое (вода в твердом, жидком, газообразном состоянии), свойства воздуха (он есть повсюду, его можно обнаружить, он имеет вес, может сжиматься), свойства магнита (притягивать к себе металлические предметы) и способность песка пропускать через себя воду. Выявление скрытых свойств явлений неживой природы, которое происходит под непосредственным руководством воспитателя, положительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе и составляет основу понимания более сложных физических явлений, изучаемых в школе.
Успешность умственного, физического, психического, а также эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Богатым источником разнообразных ощущений является природа. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддержать, сохранить первые, наиболее яркие детские впечатления и, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы. У ребёнка тогда появляется естественное желание самостоятельно познавать возможности окружающего мира и себя в нём. За взрослыми остаётся право познакомить ребенка с частицей того, что составит предметно-пространственную среду развития ребёнка, обеспечит реализацию его развивающего потенциала.
Опытно-экспериментальную деятельность с дошкольниками я связываю, прежде всего, с экологическим воспитанием. Наше ДОУ длительное время работало по программе Николаевой «Юный эколог». Практическая значимость исследовательской деятельности заключается в том, что опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты предлагаются с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия, и в первую очередь оформить уголок экспериментирования. Для реализации поставленных задач мною был создан уголок экспериментирования, где находятся не только спиртовки, колбочки, пробирки, лупа, термометры, магниты, микроскоп, но и бросовые и упаковочные материалы: стаканчики разной степени прозрачности и цвета из-под мороженого, йогуртов, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки-трубочки для коктейля, бумага для фильтрования. В уголке экспериментирования также находятся песочные часы, будильник, мини-планетарий, миски и другие ёмкости разных размеров, весы, линейки, верёвки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой, флюгеры, бумага, фломастеры.
В качестве материала для проведения разных исследований в лаборатории хранятся природные материалы: песок, глина, камни, семена растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев. В сборе оборудования и оформлении уголка экспериментирования принимают участие и дети, и родители. При таком подходе сам процесс оформлении уголка экспериментирования уже имеет воспитательное значение.
Большое значение для развития познавательных навыков имеют игры с песком и водой. Ребята осваивают такие понятия, как свойства вещества; достаточность и недостаточность, относительность и соотношение; количество и счёт.
Наблюдение показали, что эти игры не только доставляют детям радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений и способностей, в том числе предматематических и математических, исследовательских, языковых.
Помимо игровой деятельности, большую роль играет исследовательская работа – проведение простейших опытов и наблюдений. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – ребята проделывают их сами. Это очень важный воспитательный момент, он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания.
Обогащённая развивающая предметная среда, организация разных видов деятельности в этой среде пробуждают инициативу, стимулируют творческую активность детей. И всё же главным условием, как нам представляется, следует считать исследовательскую работу, которая помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, творчество, умение обобщать. Поэтому в начале проведение опытов я предлагаю ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсуждаем их.
Все эти игры и опыты, а также наблюдения, проводятся во второй половине дня один раз в неделю, во время организованных занятий, прогулок, экскурсий. Полученные во время проведения опытов знания закрепляются на занятиях различного цикла: рисовании, лепке, конструировании.
Организуя работу с детьми, стараюсь, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками.
Наблюдая за детьми, мы отметили, что за годы подобной спланированной работы они научились обобщать собственные наблюдения и не бояться высказывать свою точку зрения.
5. Рабочий план реализации проекта.
Название направления | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Работа с детьми |
| Октябрь Апрель В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года 2-3 раза в год |
Сотрудничество с родителями |
| Сентябрь Декабрь Октябрь Март Ноябрь Май Июль В течение года |
Методическое обеспечение |
| 2-3раза в год Август В течение реализации проекта Октябрь Июнь |
Дальнейшее развитие проекта
Проект рассчитан на два года.
6. Система работы с детьми, родителями.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к развитию познавательной активности детей.
Были определены формы работы по детской исследовательской деятельности: дидактические игры, речевые логические задачи, ребусы, загадки, опытная деятельность.
На опытно-экспериментальном этапе исследовательская деятельность представляет собой комплекс занятий и режимных моментов с приоритетным экологическим направлением, проходящий в виде увлекательного путешествия в мир науки, в котором участниками являются и взрослые, и дети. «Вся организуемая деятельность, учитывая конечный результат, должна сводится не просто к набору сведений и практическим умениям, но самое главное - к формированию нравственного, экологически воспитанного человека, достойного называть себя частичкой родной природы».
7. Планируемые результаты.
- Расширение у детей представлений об окружающем мире;
- Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- Развитие наблюдательности и пытливости ума, стремления к познанию мира, умение использовать нестандартные решения в трудных ситуациях;
- Развитие речи детей (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
8. Критерии оценки ожидаемых результатов.
Мною была разработана система для проведения мониторинга экологического развития и воспитания детей.
Мониторинг проводится два раза в год: октябрь и апрель. Предлагаются одни и те же вопросы на весь год, для того, чтобы воспитатель мог сравнить и увидеть «рост» ребенка. Если посмотреть на результаты мониторинга, то можно увидеть: в октябре воспитанники затруднялись в выполнении поставленных задач. В целом образовательная область освоена детьми на достаточном уровне. По итогам мониторинга 72 % детей показали положительный результат освоения программного материала. В течение года я старалась заинтересовать детей и как можно больше привлечь к экспериментированию. Результаты второго полугодия показали, что в целом образовательная область освоена детьми на оптимальном уровне. По итогам мониторинга 84 % детей показали положительный результат освоения программного материала.
Сравнение результатов усвоения детьми программного материла на начало и конец учебного года показывает, что развитие детей имеет положительную динамику.
Таким образом, спланированная мною работа позволила достичь желаемых результатов.
9. Список используемых источников:
- Балаценко Л., Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. № 5. С. 80–82.
- Николаева С. Н. , Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
- Николаева С., Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. № 7. С. 31–38.
- Николаева С.Н. ,Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
- Рыжова Н., «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 26–34.
- Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром
10. Приложение.
Игра 1. «Почему бабочка похожа на цветок?»
Если ребенок задаст такой вопрос, можно дать ему готовый ответ – сообщить, что так бабочка пытается обмануть своих врагов, спрятаться от них. А можно убедить его в этом по-другому, поиграв. Поиграет взрослый с ребенком и лишь потом спросит: как он думает, почему же бабочка похожа на цветок? Для игры необходимы:
тонкий картон, плоскость которого разделена на 2 части – одна белая, другая цветочная, как цветочный луг; бабочка на магните; магнит.
Бабочка помещается на картон и передвигается по поверхности с помощью магнитиков. «Перелетит» бабочка на белое поле – и видна всему свету, окажется на цветной плоскости – и сразу становится незаметной для глаза: не сразу и обнаружить.
Игра 2. «Угадай по звуку»
Взрослый издает звуки за ширмой, а ребенок угадывают источник звука (переливание воды, пересыпание
песка, разрывание, сминание, разрезание бумаги, закручивание крышки и т. д.)
Игра 3. «Закорючка»
Взрослый или ребенок палочкой рисует на мокром песке закорючку. После чего они по очереди продолжают
дорисовывать ее так, чтобы получилось что-то осмысленное.
Игра 4. «Передай другому»
Чем больше участников в этой игре, тем она пройдет интереснее. Крайнему ребенку взрослый «рисует» на
спине любую букву или цифру. Ребенок «рисует» это же изображение соседу и т. д. Последний должен
изобразить рисунок на песке. Затем рисунок сравнивается с тем, который был задуман.
Игра 5. «Рисуем крупой»
Ребенок обводит трафарет, намазывает внутреннюю часть полученной формы клеем и посыпает манкой. Затем прижимает
крупу тряпочкой, чтобы она хорошо приклеилась, и через некоторое время встряхивает работу, чтобы убрать
неприклеившуюся манку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментиров...
Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического ...
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Проект на тему:«Детское экспери...
Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
laquo;Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»...
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.Детское эксперименти...
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.Детское эксперименти...