Рабочая программа педагога-психолога
рабочая программа

Самыкина Елена Александровна

В рабочей программе представлены коррекционно-развивающие программы по которым можно работать в детском саду и  диагностический материал,который пригодится в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma.doc227 КБ
Microsoft Office document icon godovoy_plan_raboty_19-20gg.doc81.5 КБ
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_moy.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 35»

____________________________________________________________________

       УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ЦО № 35

                                                                                     ______________Т.Н.Бессуднова

                               приказ № ___-а от __.__.201_г.                

                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Центр образования № 35»

Самыкиной Елены Александровны

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

от «___» _______ 201__г. протокол №_____

2019 г.

Содержание

I. Раздел 1. Пояснительная записка. Введение……………………………..5

1.1. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства…5

Возраст от 1 до 2……………………………………………………………..5

 Возраст от 2 до 3 лет…………………………………………………………6

 Возраст от 3 до 4 лет………………………………………………………. .7

 Возраст от 4 до 5 лет………………………………………………………..8

 Возраст от 5 до 6 лет…………………………………………………………9

 Возраст от 6 до 7 лет……………………………………………………….10

1.3. Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса………………………………14

1.4. Ведущие цели Программы…………………………………………….15

1.5. Принципы и подходы к формированию Программы………………..16

Раздел 2. Содержание деятельности педагога- психолога……………….18

2.1. Основные направления деятельности педагога-психолога…………18

Психодиагностика……………………………………………………………19

Психопрофилактика…………………………………………………………19

Коррекционная и развивающая работа…………………………………….20

Психологическое консультирование……………………………………….21

Психологическое просвещение…………………………………………….22

2.2. Психологическое сопровождение реализации  Основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждении «Центр образования №35» по освоению образовательных областей…………………………………………….24

2.3. Содержание деятельности педагога-психолога в рамках муниципального бюджетного образовательного учреждении «Центр образования №35» …………………………………………………………26

Работа с детьми………………………………………………………………26

Работа с педагогами…………………………………………………………26

Работа с родителями…………………………………………………………27

Раздел 3. Планируемые результаты……………………………………….27

3.1.Психологическое сопровождение системы мониторинга достижения детьми планируемых  результатов освоения Программы………………27

3.2. Зона компетентности педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников……………………………………………….28

Раздел 4. Организация системы взаимодействия педагога- психолога…29

4.1. Взаимодействие педагога- психолога со специалистами муниципального бюджетного образовательного учреждении «Центр образования №35» в условиях реализации ФГОС……………..………..29

С руководителем ДОУ………………………………………………………29

С воспитателем………………………………………………………………29

С учителем- логопедом……………………………………………………..31

4.2. Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………32

Основные формы взаимодействия с семьей……………………………….32

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям………………………………………………………………………32

Раздел 5. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционной работы муниципального бюджетного образовательного учреждении «Центр образования №35» для детей с ОВЗ……………………………..36

5.1.Дети с ограниченными возможностями здоровья……………………36

Приложения.

Приложение 1. Перечень используемых программ и пособий.

Приложение 2.Перспективный план работы педагога-психолога.

Приложение 3. Методы психолого-педагогического мониторинга.

Приложение 4. План по самообразованию педагога-психолога.

I. РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ВВЕДЕНИЕ

    Рабочая программа педагога-психолога муниципального бюджетного  образовательного учреждения «Центр образования №35» разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями (Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011  №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»), СанПиН 2.4.1.3049-13 Министерства здравоохранения Российской Федерации,  нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.  Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной  программой муниципального бюджетного  образовательного учреждения «Центр образования №35», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой).

 Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 1 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

   Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности муниципального бюджетного  образовательного учреждения «Центр образования №35»  по  основным  направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса  образования.

 Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников.

           

1.2.Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства.

   Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

    По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

   Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

    При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит  включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

Возраст от 1 до 2 лет.

Второй год жизни – новый этап в психическом развитии ребенка. Ведущей в этом возрасте становится предметная деятельность, в процессе которой ребенок осваивает культурные способы общения с предметами окружающего мира. Ребенка второго года жизни отличает ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, неуемном стремлении исследовать все, что он видит, в сосредоточенности на действиях с предметами. Предметная деятельность протекает как в форме самостоятельных действий с предметами, так и в совместной деятельности, сотрудничестве с взрослыми. Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое общение.

На втором году жизни у ребенка появляется повышенный интерес к речи взрослого. Он пристально наблюдает за движением губ говорящего, иногда пытается повторить сказанное слово. И все же основной характеристикой речи на этом этапе остается понимание ребенком речи взрослого.

Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни начинает развиваться особая форма деятельности ребенка – процессуальная игра. В этот же период складывается его общение со сверсниками.

Возраст от 2 до 3 лет.

   Продолжает развиваться  предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

    В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

     Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

    Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

    Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

    К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

    Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

    Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом  трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Возраст от 3 до 4 лет.

   Общение становится внеситуативным.

   Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

   Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

   В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать  до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать  предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

    Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

    Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

   В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

    Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

Возраст от 4 до 5 лет.

     В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

    Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

    Формируются навыки планирования последовательности действий.

    Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

    Начинает складываться произвольное внимание.

    Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

    Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

    Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

    В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.

    Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

    Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

Возраст от 5 до 6 лет.

  Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

  Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

 Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

 Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

 Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

  В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

  Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

  Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

  Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

  Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

  Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

   Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возраст от 6 до 7 лет.

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участник игры.

  Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.  

   При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

   Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами.

    У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

  Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

  Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

   В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

   В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

  К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.3.Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.

           Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обеспечивает реализацию Основной общеобразовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Центр образования №35», основанной на примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования  "От рождения до школы» («Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ),  с приоритетным осуществлением  деятельности по социально-личностной, физкультурно-оздоровительной направленности, обучение английскому языку и коррекционно-развивающей направленности (коррекция нарушений речи, психологическое сопровождение ребенка).

                   В ходе реализации данных приоритетных направлений решаются следующие задачи:

1. Укрепление и сохранение физического здоровья воспитанников через проведение профилактических мероприятий, направленных на формирование потребности к здоровому образу жизни.

2. Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

3. Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

4.  Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей.

5.  Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

 

1.4.Ведущие цели Программы.

            Педагог-психолог муниципального образовательного учреждении «Центр образования №35»  осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

   Цель программы определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

  Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;

- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;

- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития муниципального образовательного учреждении «Центр образования №35»  в целом.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога муниципального образовательного учреждении «Центр образования №35», направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

  Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

1.5.Принципы  и подходы  к  формированию рабочей  программы.

   При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

 -  Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия) ;

 - Деятельностный  подход  (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.);

 - Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.) .

  Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

  • сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • формирования у детей адекватной уровню образовательной программы  целостной картины мира;
  • формирования   основ  социальной  и жизненной адаптации   ребенка;
  • развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  • развития  потребности  в реализации  собственных  творческих способностей.

 В соответствии с Федеральными государственными требованиями Программа  опирается на научные принципы ее построения:

  •  принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие  непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при  проведении режимных моментов в соответствии с условиями муниципального образовательного учреждении «Центр образования №35»;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

 Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности  и др.

РАЗДЕЛ 2.  СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-       ПСИХОЛОГА.

2.1.Основные направления деятельности педагога-психолога.

         Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

Психодиагностика .

           Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

          Проводится: 

- Наблюдение за воспитанниками всех возрастных групп с целью определения актуального уровня развития детей и выявления возможных проблем в их развитии;

- Наблюдение за адаптационным периодом детей 1 группы раннего возраста;

- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы;

- Оценка развития детей, его динамики, измерение их личностных образовательных результатов.

         Дополнительно: 

          По запросам родителей, воспитателей, администрации муниципального образовательного учреждении «Центр образования №35»  и личным наблюдениям психолог проводит диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Психопрофилактика.

           Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

  В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

 Для этого предусмотрено:

 Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

   Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

          Дополнительно:

- Отслеживание динамики социально-личностного развития детей;

- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в муниципальном образовательном учреждении «Центр образования №35».

Коррекционная и развивающая работа.

           Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

  Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.

   В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

   Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.  

  Обязательно:

-Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – адаптационные игры;

-Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования предпосылок учебной деятельности  (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года);

-Проведение развивающих занятий с детьми всех возрастных групп, с целью формирования познавательных процессов, коммуникативных навыков;

-Психологическое сопровождение воспитательно-образовательной работы  для детей с ОВЗ.

  Психологическое консультирование .

   Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

   Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация муниципального бюджетного образовательного учреждении «Центр образования №35». Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога в дошкольном учреждении. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.

   Обязательно:

- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в детском саду и семье в интересах ребенка.

     Дополнительно:

- Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей;

- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Психологическое просвещение.

           Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации муниципального образовательного учреждении «Центр образования №35» и родителей, а именно:

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

 Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного муниципального образовательного учреждении «Центр образования №35», с учетом традиций и местных условия, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

  Обязательно:

- Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов по темам:

1.     Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

2.     Закономерности развития детского коллектива.

3.     Особенности работы педагога с проблемными детьми.

4.     Стили педагогического общения.

5.     Психологические основы взаимодействия  с семьей.

6.  Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.

- Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, тренингов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:

1.    Адаптация ребенка к ДОУ.

2.    Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

3.    Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

4.    Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.

5.    Воспитание произвольности поведения и управляемости.

6.    Психологическая готовность к обучению.

7.    Половое воспитание и развитие.

          Дополнительно:

- Создание информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве муниципального образовательного учреждении «Центр образования №35».

               

            Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, опирается, в основном,  на игровые технологии и приемы.

  1. Психологическое сопровождение реализации

Основной общеобразовательной программы муниципального образовательного учреждения «Центр образования №35»

по освоению образовательных областей.

  Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом приоритетного направления деятельности муниципального образовательного учреждения «Центр образования №35» и сферы компетентности педагога-психолога,   реализацию пяти направлений развития детей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.  

Образовательная область «Познание».

  Сфера компетентности педагога-психолога: Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.

  Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Труд, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка, Социализация

Образовательная область «Коммуникация».

  Сфера компетентности педагога-психолога: Развиваем речь и коммуникативные способности детей

  Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка

Образовательная область «Социализация».

   Сфера компетентности педагога-психолога:  В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других.

   Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура Здоровье, Безопасность, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка

Образовательная область «Художественное творчество».

   Сфера компетентности педагога-психолога: развиваем детское художественное творчество через использование методов арт-терапии

   Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Музыка.

Образовательная область «Музыка».

  Сфера компетентности педагога-психолога: приобщаем к музыкальному искусству через использование разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.).

  Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество.

Образовательные области «Здоровье» и «Безопасность».

  Сфера компетентности педагога-психолога: сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, профилактика нарушений психического развития, обеспечение безопасности при организации и образовательной деятельности.

  Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Социализация, Познания, Коммуникация, Музыка, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Труд.

2.3.Содержание деятельности педагога-психолога в рамках муниципального образовательного учреждения «Центр образования №35».

Работа с детьми.

         1. Плановая психолого-педагогическая диагностика актуального уровня развития ребенка.

2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.

3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей.

4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.

5. групповая коррекционно-развивающая работа по познавательному и эмоционально-волевому развитию.

 

Работа с педагогами.

1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану муниципального образовательного учреждении «Центр образования №35»).

2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами муниципального образовательного учреждении «Центр образования №35».

3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).

4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.

5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).

6. Семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом.

Работа с родителями.

1. Социологическое анкетирование родителей (в течение года).

2. Индивидуальное консультирование родителей.

3.Диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу, плану педагога-психолога).

4. Просветительская работа среди родителей.

5. Организация и проведение тренингов, семинаров.

РАЗДЕЛ  3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

3.1.  Психологическое сопровождение системы мониторинга

достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

  Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:

- система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы;

- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей ;

- обязательное требование - включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

  При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

  Основные используемые методы:

- наблюдение за ребенком,

- беседы

- экспертные оценки.

  Также заложены исследования при помощи критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.

   При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

   Мониторинг достижения  планируемых  промежуточных  результатов  освоения  Программы  и  уровня развития  интегративных  качеств  детей  осуществляется  2  раза  в  год   с  использованием  диагностики   результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

   

 

  1. Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников.

Педагог-психолог осуществляет:

  • Психологическую диагностику познавательных процессов детей.
  • Психологическую диагностику личностных качеств.
  • Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

         

РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.

4.1.  Взаимодействие педагога-психолога со специалистами муниципального образовательного учреждения «Центр образования №35».

 С руководителем ДОУ.

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей  и задач.
  2. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
  3. Предоставляет отчетную документацию.
  4. Проводит индивидуальное психологическое консультирование и диагностику  (по запросу).
  5. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

С воспитателем.

1. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

2. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).

  1. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
  2. Составляет психолого-педагогические рекомендации  по результатам наблюдений и ориентирует воспитателей в проблемах личностного развития воспитанников.
  3. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
  4. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  5. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  6. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
  7. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  8. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
  9. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
  10. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

С учителем-логопедом.

  1. Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
  2. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния oбщей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
  3. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
  4. Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя психику детей при введении отрицательных героев.
  5. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.
  6. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.

4.2. Взаимодействие  с семьями  воспитанников.

  При анализе контингента семей выявлено, что дети муниципального образовательного учреждении «Центр образования №35» воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое  направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в муниципальном образовательном учреждении «Центр образования №35», установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Основные формы взаимодействия с семьей.

 Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование

  Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, буклетов.

 Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Содержание направлений работы с семьей  по образовательным областям.

Образовательная область «Здоровье».

  • Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на сохранение психического здоровье ребенка.
  • Информировать родителей о факторах, влияющих на психическое здоровье ребенка. Помогать родителям сохранять и укреплять психическое здоровье ребенка.
  • Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
  • Совместно с родителями создавать индивидуальные программы сохранения и укрепления психического здоровья детей и поддерживать семью в их реализации.

Образовательная область «Безопасность».

  • Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности,
  • Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
  • Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д.

Образовательная область «Социализация».

  • Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
  • Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
  • Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
  • Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
  • Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы —при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, входе проектной деятельности).

Образовательная область «Познание».

  • Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
  • Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
  • Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
  • Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.

Образовательная область «Коммуникация».

  • Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
  • Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
  • Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
  • Привлекать родителей к сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

  • Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
  • Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.
  • Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Образовательная область «Художественное творчество».

  • Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
  • Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

Образовательная область «Музыка».

  • Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений

РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОДБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №35»  ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

5.1.Дети с ограниченными возможностями здоровья.

            К группе детей с ОВЗ отнесены дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.  В муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Центр образования №35»  это дети с речевыми нарушениями легкой и средней тяжести.

              Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает коррекцию недостаточно развитых психологических компонентов, выявленных ПМПК.



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

                                                 Директор МБОУ ЦО № 35

____________/Т.Н. Бессуднова

«___»______________2019 г.

                                     

ПЛАН РАБОТЫ

педагога-психолога МБОУ ЦО № 35  

Самыкиной Елены Александровны

на  2019-2020 учебный год

Цель педагога-психолога: - обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Задачи:

 1. Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития.

2. Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.

3. Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям родителям и педагогом в решении психологических проблем при подготовке детей к обучению в школе.

4. Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей.

5. Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.

Наименование работы

Категория участников

/форма проведения

Сроки проведения

Исполнитель

Организационная работа

1.

Оформление рабочего места

в течение года

педагог-психолог

Самыкина Е.А.

2.

Оформление информационных стендов в каждой возрастной группе:

-для родителей;

-для педагогов.

вне рабочего места

по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц

педагог-психолог

Самыкина Е.А

3.

Подбор просветительской информации для родителей и педагогов

в течение года

педагог-психолог

Самыкина Е.А

4.

Подбор и оформление памяток для родителей по проблемам

в течение года

педагог-психолог Самыкина Е.А

5.

Подготовка к родительским собраниям

родители (групп.)

по запросу в течение года

педагог-психолог

Самыкина Е.А.

6.

Подготовка к групповым и индивидуальным консультациям

педагоги

родители (групп.)

по запросу в течение года

педагог-психолог

Самыкина Е.А.

7.

Подготовка к групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми

дети

в течение года

педагог-психолог

Самыкина Е.А

8.

Обработка, анализ результатов деятельности

в течение года

педагог-психолог

Самыкина Е.А.

9.

Заполнение отчетной документации (журналов учета видов деятельности)

постоянно

педагог-психолог

Самыкина Е.А.

10.

Повышение квалификации через посещение теоретических и практических семинаров и курсов

Психологические Центры, ИПК и др.

по мере необходимости и по плану работы названных учреждений

педагог-психолог

Самыкина Е.А

11.

Самообразование:

Психогимнастика в работе с дошкольниками

вне рабочего места  (в спец. библиотеке)

постоянно

педагог-психолог

Самыкина Е.А

Диагностика

1

Оценка уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста

вновь поступившие в ДОУ дети, их родители, воспитатели

сентябрь-октябрь

педагог-психолог

Самыкина Е.А

2

Диагностика детей с ОВЗ

дети с ОВЗ (инд.)

1 этап – сентябрь, 2 этап - май

педагог-психолог

Самыкина Е.А

3

Оценка развития детей, его динамики, измерение их личностных образовательных результатов

дети младшей, средней, старшей и подготовительной группы (инд.)

1 этап – сентябрь, 2 этап - апрель

педагог-психолог

Самыкина Е.А

4

Диагностика  уровня школьной готовности детей подготовительной группы

дети (инд. и гр.)

педагоги (инд.)

родители (инд.)

1этап – сентябрь, 2 этап - май

педагог-психолог Самыкина Е.А

5

Исследование эмоционального состояния педагогов

педагоги (инд.)

ноябрь

педагог-психолог Самыкина Е.А

6

Диагностики индивидуальной одаренности детей

дети старшей группы (инд.)

январь

7

Обследование детей категории социального риска

дети (инд.)

ноябрь

педагог-психолог Самыкина Е.А

8

Диагностика по запросу

дети (инд.)

педагоги (инд.)

по запросу в течение года

педагог-психолог Самыкина Е.А.

Коррекционно-развивающая  и тренинговая работа

1.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми ясельных групп по адаптации к ДОУ

вновь поступившие дети

октябрь- ноябрь

педагог-психолог

Самыкина Е.А

2.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими проблемы в развития

дети младшей, средней, старшей и подготовительной группы (гр., инд.)

октябрь - апрель

педагог-психолог

Самыкина Е.А

3.

Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе

дети подготовительной группы (гр., инд.)

октябрь - апрель

педагог-психолог Самыкина Е.А.

4.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми группы риска

дети группы риска (гр., инд.)

декабрь - апель

педагог-психолог Самыкина Е.А

5.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ

дети с ОВЗ (инд.)

октябрь -май

педагог-психолог Самыкина Е.А

6.

Коррекционная работа по запросу

дети (инд.)

педагоги (инд.)

по необходи

мости

педагог-психолог Самыкина Е.А.

Консультации

1.

Консультация для родителей на тему: «Идем в детский сад»

родители вновь поступивших детей

сентябрь

педагог-психолог

Самыкина Е.А

2.

Консультации для педагогов на тему: «дети с ОВЗ»

педагоги (гр.)

октябрь

педагог-психолог Самыкина Е.А.

3.

Консультация для педагогов на тему: «Как бороться со стрессом»

педагоги (гр.)

декабрь

педагог-психолог

Самыкина Е.А

4.

Консультация для педагогов на тему «Одаренный ребенок – какой он?»

педагоги (гр.)

февраль

педагог-психолог

Самыкина Е.А

5.

Рекомендации  родителям и педагогам по результатам проведенной диагностической работы

педагоги (гр.)

май

педагог-психолог Самыкина Е.А.

6.

Консультации по запросу

родители

педагоги

(инд.)

в течении года

педагог-психолог Самыкина Е.А.

Психологическое просвещение и профилактика

1.

Выступления на Совете педагогов с отчетом о результатах проведенной диагностической работы

педагоги (гр.)

педагог-психолог Самыкина Е.А.

2.

Семинар-практикум для педагогов «Борьба со стрессом»

педагоги (гр.)

Декабрь

педагог-психолог Самыкина Е.А.

3.

Тематическая акция «Неделя хорошего настроения»

Педагоги, родители, дети

Февраль

педагог-психолог

Самыкина Е.А

4.

Выступления на родительских собраниях

Родители,

педагоги

(групп.)

По запросу в течении года

педагог-психолог Самыкина Е.А.

Педагог-психолог   _______________ / Самыкина Е.А.    



Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Психогимнастика, как средство эмоционального развития дошкольников»

Педагог-психолог

Самыкина Е.А.

Актуальность 

Так как, эмоции играют важную роль в жизни детей, то необходимо помочь детям распознать и понять собственные переживания и переживания других людей. В этом может помочь психогимнастика как средство познания и релаксации Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).  Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Дети 3-5 лет уже в состоянии распознать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т. е ребенок - дошкольник понимает, что друг расстроен, обижен или испуган. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека, способствуют также социальному и нравственному развитию. Кроме того эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций - как положительных так и отрицательных- пресна и бесцветна. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Цель – повысить свой профессиональный уровень, помочь детям осознавать и понимать эмоции, как свои, так и чужие.

Этапы реализации

задачи

сроки

подготовительный

Подобрать и проанализировать литературу по данной теме

Сентябрь 2019

практический

Организовать и реализовать развивающую работу в младшей группе

Октябрь- март

аналитический

Провести диагностику эмоционального развития детей и проанализировать полученный результат

Апрель 2020

Перспективный план работы

по теме «Психогимнастика, как средство развития эмоциональной сферы младших дошкольников»

         За основу работы взят комплекс занятий Е.А. Алябьевой. Занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании. В структуру занятия входит: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.

№ п/п

Тема

Цель

«В кукольном театре»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Знакомство с эмоцией злость,  появление доброты, хитрости, мудрости.

«Встреча с дюймовочкой»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Знакомство с эмоцией отвращения, презрения.

«Котята отправляются в путешествие»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их.  Знакомство с эмоциями горя, печали, счастья и радости.

«Прогулка в летний лес»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Знакомить с понятием хвастовство.

«Прогулка в осеннем лесу»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Знакомство с эмоциями грусти и радости, с понятиями жадность и щедрость.

«Цирк»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Знакомство со стыдом, хвастливостью, обидой.

«Колобки»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Знакомство с наглостью, удовольствием, застенчивостью и дружелюбием.

«Зоопарк»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Эмоции злости, насмешки, обиды, жалости и сочувствия.

«Звездочеты»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Эмоции боли, страдания, проявление сочувствия, сострадания.

«Путешествие в изумрудный город»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Эмоция страха, выражение смелости, саморегуляция.

«Птичий двор»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Эмоции страха, обиды, восхищения.

«Волшебные цветы»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Эмоция гнева, удовольствия.

«Кот Леопольд и мыши»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Эмоции зависти, страха и радости.

«Волк и семеро козлят»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Эмоция удовлетворения, страха, испуга, отвращения, удовольствия.

«Дождевые червячки»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Эмоции гнева, обиды, радости. Знакомство с понятиями смелость и справедливость.

«Путешествие в джунглях»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Эмоции удивления, интереса, удовлетворения и удовольствия.

«Теремок»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их.

«Игры гномиков»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Эмоции удивления, страдания, проявление сочувствия и состродания.

«Магазин игрушек»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Эмоции удовлетворения, страха, испуга.

«Встреча с Бабой-Ягой»

Нормализовать мышечный тонус; дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. Отражение внутреннего негативного эмоционального напряжения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...