Мастер-класс «Мнемотехника в ра-боте с дошкольниками»,
консультация
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_mnemotehnika.docx | 92.18 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "МНЕМОТЕХНИКА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ" Консультация для воспитателей | ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА Е.А. БЕЛОВА, СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Мнемотехника в работе с дошкольниками» 17.10.2018 |
Му
Консультация для воспитателей ДОУ
"Мнемотехника в работе с дошкольниками"
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
В настоящее время в речи современных дошкольников имеется много проблем: бедный словарный запас, нарушение звукопроизношения, бедная диалогическая речь, несогласованность слов в предложении, деть с большим трудом составляют рассказы, пересказывают и заучивают стихи.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. С этой точки зрения, мнемотехника очень эффективна в работе с дошкольниками.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Требования к мнемотаблицам:
- Младший дошкольный возраст – таблица на 4 клетки (2x2), на 9 клеток (3x3)
- Средний дошкольный возраст – таблица на 9 клеток (3x3), на 16 клеток (4x4)
- Старший дошкольный возраст – таблица на 16 клеток (4x4), на 25 клеток (5x5)
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.
Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.
Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Реклама 05
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Прием символизации значительно облегчает детям процесс запоминания.
Символы максимально приближены к речевому материалу.
Например: домик – домашнее животное; елочка – дикое животное; глаз – смотреть, видеть; ноги – идти, передвигаться; конфета - сладкий; лимон – кислый.
Многие педагоги используют такие этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения.
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Я в своей практике использую другую последовательность работы над заучиванием стихотворений:
1. Показываю детям мнемотаблицу. Сообщаю, что сегодня мы будем учить стихотворение.
2. Предлагаю детям рассмотреть мнемотаблицу и предположить, о ком (или о чем) мы будем сегодня учить стихотворение.
3. Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу
4. Вопросы по содержанию стихотворения
5. Выяснить непонятные для детей слова
6. Прочитать еще раз выразительно стихотворение, побуждая детей с помощью мнемотаблицы договаривать фразы
7. Предложить рассказать детям стихотворение с опорой на мнемотаблицу
На мой взгляд, такой алгоритм работы над заучиванием стихотворения активизирует внимание детей, зрительное восприятие, мышление (дети самостоятельно предполагают содержание стихотворения).
Таким образом, с помощью мнемотехники трудный процесс для многих детей, как заучивание стихотворений превращается в веселый и увлекательный процесс.
В свободное время дошкольники самостоятельно подходят к мнемотаблице и повторяют стихотворение. В результате на заучивание стихотворений уходит гораздо меньше времени и усилий, как со стороны дошкольников, так и со стороны педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Оргпроект мастер-класса«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»(учитель-логопед Кравцова Я.А., Емельянова Е.В.)...
МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...
Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:...
Мастер-класс«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
laquo;Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников». мастер-класс для педагогов ДОУ...
Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Конспект мастер-класса на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание тек...
Мастер- класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в применении технологии мнемотехники в образовательном деятельности с детьми дошкольного возраста в процессе активного общения. Задачи:- рас...