Мастер-класс «Мнемотехника в ра-боте с дошкольниками»,
консультация

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_mnemotehnika.docx92.18 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Тренер-1\Desktop\Zczpy1zbJus.jpg

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "МНЕМОТЕХНИКА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

Консультация для воспитателей

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

Е.А. БЕЛОВА, СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«Мнемотехника в работе

с дошкольниками»

17.10.2018

Му


Консультация для воспитателей ДОУ

"Мнемотехника в работе с дошкольниками"

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

В настоящее время в речи современных дошкольников имеется много проблем: бедный словарный запас, нарушение звукопроизношения, бедная диалогическая речь, несогласованность слов в предложении, деть с большим трудом составляют рассказы, пересказывают и заучивают стихи. 

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. С этой точки зрения, мнемотехника очень эффективна в работе с дошкольниками.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Требования к мнемотаблицам:

  • Младший дошкольный возраст – таблица на 4 клетки (2x2), на 9 клеток (3x3)
  • Средний дошкольный возраст – таблица на 9 клеток (3x3), на 16 клеток (4x4)
  • Старший дошкольный возраст – таблица на 16 клеток (4x4), на 25 клеток (5x5)


Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.

Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Реклама 05

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Прием символизации значительно облегчает детям процесс запоминания.

Символы максимально приближены к речевому материалу.

Например: домик – домашнее животное; елочка – дикое животное; глаз – смотреть, видеть; ноги – идти, передвигаться; конфета - сладкий; лимон – кислый.

Многие педагоги используют такие этапы работы над стихотворением:


1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения.
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Я в своей практике использую другую последовательность работы над заучиванием стихотворений: 
1. Показываю детям мнемотаблицу. Сообщаю, что сегодня мы будем учить стихотворение. 
2. Предлагаю детям рассмотреть мнемотаблицу и предположить, о ком (или о чем) мы будем сегодня учить стихотворение.
3. Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу
4. Вопросы по содержанию стихотворения
5. Выяснить непонятные для детей слова
6. Прочитать еще раз выразительно стихотворение, побуждая детей с помощью мнемотаблицы договаривать фразы
7. Предложить рассказать детям стихотворение с опорой на мнемотаблицу

На мой взгляд, такой алгоритм работы над заучиванием стихотворения активизирует внимание детей, зрительное восприятие, мышление (дети самостоятельно предполагают содержание стихотворения). 

Таким образом, с помощью мнемотехники трудный процесс для многих детей, как заучивание стихотворений превращается в веселый и увлекательный процесс.

В свободное время дошкольники самостоятельно подходят к мнемотаблице и повторяют стихотворение. В результате на заучивание стихотворений уходит гораздо меньше времени и усилий, как со стороны дошкольников, так и со стороны педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Оргпроект мастер-класса«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»(учитель-логопед Кравцова Я.А., Емельянова Е.В.)...

МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:...

Мастер-класс«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

laquo;Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников». мастер-класс для педагогов  ДОУ...

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Конспект мастер-класса на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание тек...

Мастер- класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в применении технологии мнемотехники в образовательном деятельности с детьми дошкольного возраста в процессе активного общения. Задачи:- рас...