КОМПЬЮТЕР В ДЕТСКОМ САДУ – ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?
методическая разработка

Яковлева Юлия Юрьевна

КОМПЬЮТЕР В ДЕТСКОМ САДУ – ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuter.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЬЮТЕР В ДЕТСКОМ САДУ – ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?

Одной из самых актуальных проблем отечественной дошкольной педагогики несомненно является эффективное использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Появление персонального компьютера в  процессе воспитания дошкольников, безусловно, способствует развитию творческого потенциала ребенка, становлению его личности, обогащает его интеллектуальные возможности, позволяет расширить инструментарий педагога и создает мощную базу для приобщения детей к сложным компьютерным обучающим программам в будущем.

Научно-технический прогресс и всеобщая компьютеризация  диктуют нам необходимость повышения роли дошкольной подготовки  детей, ведь с развитием современных информационных технологий  взаимосвязь «ребенок - компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всего общества. И чем раньше мы начнем контролируемые нами взаимоотношения ребенка с компьютером, тем быстрее и успешнее будет развиваться наше общество, все более требующее от своих членов знаний и навыков работы с компьютером.

Современные технологии передачи информации раскрывают перед нами огромные возможности в сфере образования дошкольников, ибо знакомство ребенка с миром знаний начинается в дошкольном возрасте. И если дома родители дают ему возможность развлекаться  с помощью компьютера, то задача педагогов - продолжить эту линию, вводя новую составляющую, а именно обучающий и образовательный характер использования компьютера. Педагоги с помощью информационных технологий должны научить ребенка рисовать и сравнивать предметы по величине, устанавливать количественные отношения и получать первые знания об окружающем мире, познакомить его с геометрическими фигурами.

Имеющиеся программы предоставляют широкие возможности для развития мышления детей. С другой стороны, мы понимаем, что используемые в ДОУ методы и средства реализуют далеко не все заложенные в них возможности. Новые подходы к внедрению разнообразных форм и методов обучения детей помогут решить сложившиеся противоречия. Что же это за подходы?

Разумеется, на первом месте используемое оборудование. В помещении, предназначенном для обучения с помощью информационных технологий, должно быть по меньшей мере 4-5 компьютеров нового поколения, объединенных в локальную сеть. Мониторы должны быть обработаны антибликовым покрытием. Необходим цветной лазерный принтер, позволяющий педагогу распечатать детские работы с любого подключенного в сеть компьютера.

Оснащение помещения интерактивной  доской весьма поможет педагогу развивать у детей внимание, память, мелкую моторику, способствующую развитию мышления и речи. Намного динамичнее и ярче становятся занятия с ее использованием.

Интерактивная доска позволяет сохранить заметки в виде файлов на  персональном   компьютере   для   последующей   раздачи отпечатанных   копий   каждому  из  педагогов  или  рассылки.  Все рисунки, сделанные маркером на доске, можно также распечатать с помощью принтера. Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами. Кроме того, доска может быть  использована в качестве белого экрана при проецировании изображения.

Условия работы детей на ПК. Не только родителя, но и педагога беспокоит вопрос о возможном отрицательном воздействии компьютера на ребенка. Как правило, детям дошкольного возраста не рекомендуется находиться перед экраном ПК более 15-20 минут в день. Но более уместной была бы дифференциация в зависимости от типа монитора  и клавиатуры. При этом всегда нужно помнить, что самый верный индикатор негативного воздействия компьютера — это самочувствие ребенка. Понимая, что компьютер является новым мощным средством интеллектуального развития ребенка, мы также должны помнить и о том, что неконтролируемое его использование  вредно, и очень тщательно относиться к организации как самой  системы обучения в целом, так и к условиям для обучения, в частности.

При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается. Для проведения занятий необходимо оборудовать специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 кв.м на одно рабочее место.

Мастерство и образованность педагога. Работа с детьми на компьютерах требует большого педагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка в отдельности и руководить одновременно игрой  целой группой детей.

Вместе с тем педагог должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику (специфику технических правил действия с каждой из них). Ведь построение каждой игры имеет свои особенности. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей за компьютером, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и прочее,  длится от 20 до 25 минут. При этом дети могут быть перед экраном не более 7-10 минут. Учитывая, что одновременно занимаются не более 4-5 детей, для обслуживания одной возрастной группы требуется не менее 2 часов.

Только педагог-мастер может вынести такую нагрузку и правильно использовать компьютер как мощное средство индивидуального воздействия на интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие каждого малыша.

Педагог  должен  стараться работать творчески. Он всегда исследователь. Он должен умело переключать внимание с поведения ребенка, его действий, эмоциональных проявлений, речи на результаты, полученные в ходе игры, побуждая его к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных в игре целей, развивая у них инициативу, творческий потенциал. Ребенок в игре всегда предстает не как исполнитель, а как творец своей деятельности.

В современном образовании нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» незнакома преподавателям других дисциплин. В этой ситуации педагог вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением программ, за непрерывно меняющимися приемами и методами работы с ними.

Основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю  программу.  От мастерства педагога зависит то, как ненавязчиво и незаметно «оживить», расширить, закрепить полученный детьми опыт.

Планирование игровых программ и подготовка к обучению. Успех работы во многом зависит от умения перспективно спланировать компьютерные программы с учетом усложняющихся правил управления компьютером, игровых и дидактических задач. Планируя работу на каждое полугодие, необходимо  заранее подобрать 10-15 предъявляемых компьютерных игр; легкие компьютерные игры можно не повторять, дети их усваивают быстро, на одном занятии. Трудные по содержанию игры увлекают детей, их лучше повторять с интервалом 2-3 раза.

Безусловно, оправдывает свое назначение так называемая «тетрадь для календарного планирования компьютерных игр» в каждой возрастной группе.

В тетради фиксируются название игры, раздел работы, который связан с ее содержанием. В графе «Подготовительная работа» намечаются дальнейшие планы работы в условиях ДОУ или семьи. Эта тетрадь является  связующим звеном между педагогом компьютерного класса и воспитателями каждой возрастной группы.

Следующий необходимый документ — листок учета усвоения каждым ребенком пройденных программ. Большую помощь в работе оказывает также «дневник педагога», который ведется в свободной форме, в нем записывают успешные и неуспешные занятия, приемы, замечания к компьютерным программам, особенности отношения детей разного возраста к той или иной игре, яркие примеры поведения детей.

Работа с педагогическим коллективом ДОУ и родителями.  Чтобы повысить  эффективность освоения ПК детьми, необходимо провести работу, связанную с более широким знакомством педагогического коллектива с вопросами компьютеризации на дошкольном уровне образования. С этой целью организовать проведение ряда семинаров-практикумов по конкретному содержанию компьютерных программ и методических рекомендаций к ним. При умело поставленной планомерной работе компьютер довольно скоро перестанет быть «инородным телом» в детском саду.      

Одним из важных направлений в работе педагога является работа с родителями. Согласно плану работы дошкольного учреждения для родителей каждой возрастной группы детей, занимающихся с компьютерами, необходимо организовать собрания в компьютерном классе. В непринужденной беседе показать те или иные компьютерные математические игры, продемонстрировать, как они влияют на развитие логического мышления, ориентирование в пространстве и т.д. Используя возможности интерактивного оборудования, педагог мог бы продемонстрировать видеозаписи занятий. У родителей будет возможность увидеть, как управляются их дети с современной техникой и каких результатов они достигли. Обязательно сделать акцент, что родители — не сторонние наблюдатели, а активные помощники педагогов и союзники детей. На собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждать успехи детей, предлагать конкретные рекомендации помощи.

Обучение на компьютере – это игра. Почему компьютер играет роль незаменимого помощника в воспитании и развитии дошкольника? Потому что компьютер привлекателен для них, как любая новая игрушка. Именно так большинство детей и смотрит на него. Поэтому общение дошкольников с компьютером должно начинаться с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

О возможности овладения компьютером в возрасте 3-6 лет свидетельствуют исследования в области дошкольной педагогики Моторина К.Н., Холодной М.А., Шапкина С.А., Первина С.П. и др., так как именно этот возраст совпадает с пиком интенсивного развития мышления ребенка, переходящего от наглядно-образного к абстрактно-логическому.

Как известно, игра является одной из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследования Новоселовой С.Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие — игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным условием при подготовке детей к обучению школе.

Особо необходимо отметить, что все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия.  

Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные педагогами для детей старшего дошкольного возраста, должны строиться по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы должен подсказывать детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте должны широко применяться приемы внешнего поощрения. Например, ребенок слышит веселую музыку при правильном решении игровых задач либо видит печальное лицо, если задача решена неправильно. Дети ждут оценку и эмоционально реагируют на ее характер.

Завершая, можно добавить, что научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованных и проводимых специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показывают, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  1. дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  2. глубже постигаются понятия числа и множества;
  3. раньше овладевают чтением и письмом;
  4. быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  5. тренируется элективность внимания и память;
  6. активно пополняется словарный запас;
  7. развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;
  8. уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
  9. воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
  10. развивается воображение и творческие способности;
  11. развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЬЮТЕР В ДЕТСКОМ САДУ - ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?

Одной из самых актуальных проблем отечественной дошкольной педагогики несомненно является мало эффективное использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе  дошкольного об...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Теремок». Экскурсия по детскому саду: «Хорошо у нас в детском саду».

Конспектнепосредственно образовательной деятельностиво второй младшей группе «Теремок».Экскурсия по детскому саду: «Хорошо у нас в детском саду»....

«Как нам помогает компьютер в детском саду и дома» Правила пользование компьютером для детей.

Правила пользование компьютером для детей.Цель: Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере, о правило пользования компьютера о его п...

Экскурсия по детскому саду «Хорошо у нас в детском саду» (младшая группа)

Конспект НОД во второй младшей группе № 6 «Солнышко» ГБДОУ  д/с №1 Красногвардейского района г. Санкт-ПетербургаЭкскурсия по детскому саду «Хорошо у нас в детском саду».Со...

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»...

Экскурсия по детскому саду «Хорошо у нас в детском саду».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группеЭкскурсия по детскому саду«Хорошо у нас в детском саду».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавате...

Экскурсия по детскому саду "Хорошо у нас в детском саду".

Сформировать знания о всём детском саде, умение ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения...