РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал

Веретнова Анастасия Анатольевна

Актуальность

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsiy_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема педагогического опыта «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста»

Актуальность

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

В последние годы интерес к проблеме эмоций и чувств значительно вырос. Безусловно, это сопряжено с большими переменами в жизни нашего общества. Лишь в последнее время проблема эмоционального благополучия детей становится предметом серьёзных теоретических обсуждений (В.П. Зинченко, А.Б. Орлов, В.И. Слободчиков).

В ФГОС ДО п. 2.6. определены направления развития и образования детей по эмоциональному развитию дошкольников при реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

В требованиях к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования указано, что условия реализации программы должны обеспечить полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.        

Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Я считаю очень важным научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих. Так родилась идея моего педагогического опыта «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста».  Основная сущность которого: формирование эмоционально развитой социально адаптированной личности каждого ребенка.

Причины, заставившие меня более внимательно отнестись к этой проблеме – это эмоциональные нарушения в поведении детей. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения ребёнка (возбудимое или депрессивное настроение), в виде особенностей характера (раздражительный, гневный, угодливый), неумение детей адекватно проявлять собственные эмоции, учитывать эмоции окружающих и реагировать на них.

Исходя из этих проблем, важным фактором в моей работе как педагога становится решение следующих задач:

  • Поиск методов, приёмов развития эмоциональной сферы ребёнка, а также профилактики эмоциональных нарушений у детей.
  • Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их.
  • Дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово).
  • Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
  • Способствовать выражению своего эмоционального состояния через действие, умению разбираться в эмоциональном состоянии другого человека, контролировать свои эмоции.

Для решения поставленных задач я использую различные формы, методы и психолого-педагогические средства необходимые для эмоционального развития дошкольников: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность.

Изучив литературу по эмоциональному воспитанию дошкольников таких авторов как А.Д.Кошелев, Н.Л. Кряжева, В.М. Минаева, за основу своей работы я взяла принципы, предложенные педагогом из города Новосибирска Н.Головкиной:

  • Я не всезнайка. Поэтому я не буду стараться быть им.
  • Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыта любящим детям.
  • Я люблю, когда меня принимают такой, какая я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его.
  • Я – единственная, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка.
  • Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребёнка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчить удары.
  • Я чувствую страх, когда беззащитна. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребёнка с добротой, лаской и нежностью.

Работая с дошкольниками, общаясь с ними из дня в день, я пришла к выводу: формирование эмоциональной сферы необходимо рассматривать как приоритетную задачу воспитания. Так как в процессе развития ребенка происходят изменения в эмоциональной сфере: меняются его взгляды на мир, отношение с окружающими, но сама эмоциональная сфера качественно не меняется. Её надо развивать.

Начинать знакомить детей с эмоциями можно со второй младшей группы. Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется за счёт слов, обозначающих эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста словом «настроение». Я стараюсь прежде всего снять напряжение в группе, создать такую обстановку, чтобы каждый малыш чувствовал: именно его здесь ждут. Почувствовав себя нужным, ребёнок легче переживает перемену в своей жизни. Устанавливаю эмоционально положительные отношения с каждым ребёнком в отдельности и со всеми детьми в целом.

Развивающая среда.

Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Предметно-развивающею среду в группе постоянно пополняю развивающими играми, различными видами театров, дидактическими пособиями, которые изготовила сама: «Времена года», «Геометрическое лото», «Игры с прищепками» и др., что позволяет ребенку самостоятельно выбирать ту деятельность, которая на данный момент ему более интересна.

В группе есть центр творчества. Разнообразный материал для детского творчества способствует реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги. Большие возможности воздействия на эмоциональное развитие детей предоставляет рисование. Эмоциональность выражается в возникновении у ребенка стремления рисовать, своеобразном погружении в процесс изображения, действенно-игровом отношении к тому, что отражено. Именно эмоциональная сторона деятельности обеспечивает любовь к рисованию всех детей в дошкольном возрасте. В результате повышения заинтересованности в рисовании, активности в выборе тематики, вызывающей эмоциональный отклик, существенно повышается качество изображений. Дети оказываются способны выражать эмоциональное отношение к содержанию изобразительными средствами.Рисуя, малыш решает свои внутренние проблемы: ослабляет эмоциональное напряжение, борется со страхом или преодолевает чувство одиночества. Поэтому в своей работе использую как традиционные техники рисования, так и не традиционные – рисование солью, манкой, пшеном, свечой и др.

Лепка благоприятно влияет на нервную систему ребенка, вызывает положительные эмоции, интересует и волнует его. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств: радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идёт не так.

В группе для снятия эмоционального напряжения использую соленое тесто. В результате работы в группе преобладает положительный эмоциональный настрой; дети учатся работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций, что способствует развитию социально- личностных качеств; учатся самостоятельно выбирать способы создания выразительных образов, используя для этого основные технические приемы.

В группе постоянно создаю условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий детей.

Для развития эмоций у детей, большое значение отвожу художественной литературе. Слушая рассказы и сказки, стихотворения дети учатся сопереживать героям, начинают замечать проблемы окружающих людей. Процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Через художественные произведения ребенок получает знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

Анализируя с детьми прочитанное художественное произведение, учу их понимать внутренний мир героев, сопереживать, верить в силы добра.

На примере поступков героев произведений, дети учатся преодолевать негативные стороны своего характера, что способствует более успешной социальной адаптации.

В группе есть минибиблиотека - книги и иллюстрации к сказкам, произведениям. Минибиблиотекаразмещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

Уголок природы. Заботясь о цветах, дети учатся любви и бережному отношению к природе.

Уголок эмоций.

Работа по развитию эмоций поможет родителям и педагогам понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Для этого в моей группе был создан уголок эмоций, который включает в себя:

  • Коврики «злости и радости» - снятие негативных эмоциональных состояний;
  • «подушечка для битья» - снятие психомышечного напряжения, расслабление;
  • настенное панно «уголок настроения» - возможность отслеживания комфортности режимных моментов;
  • игры – активизация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти;
  • «мешочек злости» - снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии;
  • куклыс разными эмоциями;

Таким образом, с помощью этих инструментов окружающие ребенка взрослые смогут проследить эмоциональное состояние ребенка и установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.

В делении зон так же учитываю гендерный подход. Уголки для мальчиков содержат машины, конструкторы, строительные инструменты. У девочек разнообразные куклы, коляски, кроватки. Уголки для совместных игр насыщены игрушками и для мальчиков и для девочек.

Театрализованная деятельность.

 Большую роль в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста играют специально подобранные психологические игры, в частности сюжетно-ролевые, театрализованные, творческие игры.

В процессе театрализованных игр у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Участвуя в театрализованных играх, дети с удовольствием отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, готовы прийти на помощь. Для театрализованных игр подбираю как весёлые, так и грустные произведения с учётом познавательных ценностей детей.

В работе с детьми использую режиссёрские игры - это настольный театр или плоскостной. Где ребёнок сам является действующим лицом. Он самостоятельно создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Игры-драматизации, очень нравятся детям. В играх – драматизациях они лучше раскрепощаются, а в дальнейшем и идут на контакт.

Наблюдая за своими воспитанниками и их достижениями, я пришла к выводу, что игра – прекрасное средство воспитания всех сторон личности дошкольника, в том числе и его эмоциональной сферы.

Используя игру, как средство умственного воспитания, в единстве с ним, яразвиваю эмоции детей. Одним из крупнейших отечественных педагогов В. А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он -  засушенный цветок».

Музыка.

Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Поэтому в своей работе я постоянно использую музыкальные произведения, как средства для снятия эмоционального и мышечного напряжения. Мы с детьми под веселую музыку выполняем разученные ранее с музыкальным руководителем танцевальные движения; во время изобразительной деятельности использую музыку, как фон; во время релаксации слушаем звуки природы и др.

В группе есть подбор различных музыкальных произведений.

Психогимнастика. Она помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Специальные этюды, упражнения и игры помогают корректировать различные стороны психики ребенка (как познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы).

В ходе выполнения упражнений у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п., проходят невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Мной были подобраны дидактические игры на развитие эмоциональной сферы дошкольного возраста, которые я собрала в небольшой сборник.

В результате проведенной мною работы в группе преобладает положительный эмоциональный настрой. Приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В перспективе планирую продолжить работу по развитию эмоционально-волевой сферы у детей, пополнять предметно – развивающую среду в группе.

Список использованной литературы.

  1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
  2. Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы [Текст]/ Н. Григорьева// Дошкольное воспитание, №2, февраль 2010г.
  3. Горлова, Н. Современные дошкольники: какие они?  [Текст]/ Н. Горлова// Обруч, №1, январь 2009г.
  4. Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.
  5.  Н. С. Ежкова. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие в 2 ч. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010- 49с. : ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).
  6.  Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.
  7. Пазухина, И.А. Обогащение эмоционального опыта дошкольника [Текст]/ И.А. Пазухина// Дошкольная педагогика,№3, март 2009г.
  8. Фопель, К. Психологические технологии для образования [Текст]/ К. Фопель// Обруч,№3, март 2002г.

Интернет-ресурсы:

  1. www. iteach .ru
  2. http://www.solnet.ee
  3. http://www.detsat.ru
  4. http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm
  5. http:// festival .1 september. ru / articles


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития эмоций у детей дошкольного возраста.

К - 1           Игра "Эхо".Цель — настроить детей друг на друга, дать каждому ребен­ку почувствовать себя в центре внимания.Тот, кто сидит справа от м...

«МУЗЫКА И ТЕАТР - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

    В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспит...

Работа с родителями по развитию эмоций у детей дошкольного возраста.

Статья о необходимости воспитания эмоций у детей дошкольного возраста с ТНР....

Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста через игру»

Цель: повышение психологической компетентности педагогов в области развития эмоциональной сферы детей, знакомство с играми по развитию эмоций....

методические рекомендации по развитию эмоций у детей дошкольного возраста

Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми по развитию эмоционального состояния дошкольников....