Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Ах, ты зимушка — зима»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Миракян Елена Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ah_ty_zimushka_-_zima.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

«Ах, ты зимушка — зима»

                                                                                 Воспитатель: Миракян Е.Н.

2019г

Цель:

- Обобщить и дополнить представление детей о времени года зима.

- Поддерживать познавательный интерес к окружающему миру.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить и дополнить знания детей о зимних явлениях в природе;

- формировать понятие здорового образа жизни в холодное время года;

- развивать языковое чутьё путём образования родственных слов.

Развивающие: совершенствовать навыки связной речи; развивать воображение, память.

Воспитательные: воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

Тип занятия: познавательный.

Мотивация: проблемно – игровая.

Методы и приемы:

Словесные: загадки, стихи, беседа, вопросы к детям, пояснение.

Наглядные: презентация слайдов; иллюстрации с изображением зимующих птиц.

Практические: индивидуальные ответы детей.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, бумажные снежинки по количеству детей, шестигранники для рисования снежинок, краски, кисти, банки с водой, салфетки.

Прогнозируемый результат: развитие интереса к познанию окружающего мира.

Предварительная работа: целевые наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, загадывание загадок, опыты со снегом, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.

Ход образовательной деятельности

1.Вводная часть

Воспитатель приглашает детей в круг.

Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.

На ладони появилось ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой,

И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.

- Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

- Доброе утро, мои дорогие! Желаю вам дружно и весело провести этот день.

Садитесь, скорей на свои места.

(Нашли письмо.)

Воспитатель: Посмотрите, вот письмо, очень странное оно.

Вместо марок – три снежинки, на конверте есть хвоинки.

Вместо адресата – загадка. Давайте отгадаем её, и узнаем кто же отправитель этого загадочного письма.

«Дел у меня не мало

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю

В лед реки убираю

Белю поля, леса, дома

А зовут меня…. (зима).

Воспитатель: Давайте, скорей прочитаем это письмо!

Письмо.

Здравствуйте, дорогие ребятки!

Я – волшебница Зима

Много снега намела

С вами я в снежки играю

И на санках всех катаю

Бабу снежную леплю

Долго я у вас гощу

Чтоб у вас в гостях остаться,

Мне нужно очень постараться

Помогите мне скорей.

Вместе будет веселей

Вы письмо моё читайте

Все заданья выполняйте!

Ну, что ребята, хотите, чтобы Зимушка погостила у нас и порадовала нас своими забавами? Для этого нужно выполнить её задания. Готовы!

2. Основная часть

Тогда, садитесь правильно и слушайте первое задание:

1. А, ну-ка, ребятки, отгадайте мои загадки.

Тройка, тройка прилетела скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица: белокоса, белолица.

Как махнула рукавом всё покрыло серебром.

Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?

Дети: Это зима.

Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?

Дети: Это зимние месяцы.

Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?

Дети: Три месяца.

Воспитатель: А чтобы их назвать, нужно быстро загадки отгадать.

Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой вот загадке

Дни его всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдёт

Наступает новый год!

Воспитатель: О каком месяце шла речь?

Дети: О месяце декабре.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Декабрь заканчивается и наступает новый год.

(Презентация слайд.)

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длимые ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще, декабрь — это последний месяц года.

Воспитатель: А сейчас послушаем о другом месяце.

Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду, упадёт. Не вода, а уже лёд

Даже птице не летится, от мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?

Воспитатель: О каком месяце в этой загадке?

Дети: О месяце январе

Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?

Дети: Январь – второй месяц зимы

Воспитатель: Объясните такие строчки

«Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз».

Дети: Значит на улице холодно, морозно, надо тепло одеваться

(Презентация слайд.)

Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.

Воспитатель: Правильно, а сейчас ещё загадка

«Снег мешками валит с неба, с дом сугробы снега

То бураны, то метели на деревья налетели

По ночам мороз силён, днём капели слышен звон

День прибавился заметно ну, так что за месяц это»?

Дети: Это месяц февраль.

Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?

Дети: Это падает снег, снегопад.

Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?

Дети: В феврале бывают вьюги и метели.

(Презентация слайд.)

Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, молодцы, все загадки отгадали, я думаю, с первым заданием мы справились. Давайте, читать письмо дальше!

2. Игра «Доскажи словечко».

Зима: «Ребята, зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».

Воспитатель: Интересно, как же можно поиграть со словом «Снег»? Давайте, читать дальше, может там есть какая – то подсказка.

Зима: «Ребята, я высылаю вам своё любимое стихотворение, вы его читайте и слова добавляйте».

Воспитатель: Кажется, я поняла! А, Вы, поняли! … В этом стихотворении пропущены какие-то слова, и нам их надо отгадать. Давайте, попробуем! Слушайте, внимательно:

«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки - серебристые. (Снежинки.)

На дорожки, на лужок всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят - всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в (Снежки.)

Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка - эта девочка — (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри - с красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (Снег.)

Воспитатель: Какое интересное стихотворение. Давайте, ещё раз вспомним, какие слова были пропущены в стихотворении: снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири. Посмотрите, как интересно, слово снег сначала превратилось – в снежок, затем в снегопад, потом – в снежки, потом – в снеговика, потом – в снегурку и в снегирей.

Воспитатель: Оказывается, что у любого слова, есть слова родственники, родственные слова. Как это понять родственники, родственные слова? Конечно, это значит, что в родственных словах, есть, что-то общее, одинаковое. Как у людей из одной семьи, одного рода. Что - же одинакового в этих словах? Они звучать почти одинаково, все они начинаются со слова снег и изменяются только в конце. Послушайте, я ещё раз произнесу эти слова: Снег, Снежок, Снегопад, Снежки, Снеговик, Снегурка, Снегири.

Да, как много родственников у слова «снег». Вот, оказывается, как интересно, если взять любое слово, и каждый раз произносить его, меняя, только окончание. То мы познакомимся с его родственниками.

Воспитатель: Ну, что, кажется, с этим заданием мы тоже справились! Читаем письмо дальше! Интересно, что же нас ждёт впереди! Сядьте, правильно, слушайте, внимательно.

3. Логоритмическая игра «Снеговик»

Воспитатель читает: «Ребята, мой друг, снеговик загрустил, помогите, его развеселить! Ну, что поможем? Давайте, подумаем, как мы это сделаем…Ребята, а мы с вами знаем игру, которая, так и называется «Снеговик». Давайте, поиграем, Зима увидит и научит такой игре Снеговика.

Раз – рука, два – рука, (дети протягивают руки вперед поочередно)

Лепим мы снеговика. (потом лепят снежный ком)

Три – четыре, три – четыре – (опять протягивают руки вперед поочередно)

Нарисуем рот пошире. (указательными пальцами рисуют улыбку)

Пять – найдем морковь для носа, (соединяют кулачки обеих рук, выполняют полуобороты вправо- влево, колени пружинят)

Угольки найдем для глаз. (изображают «бинокль»)

Шесть – наденем шляпу косо, (руками изображают шляпу)

Пусть смеется он у нас. (кружатся вокруг себя и произносят: «Ха – ха – ха!»)

Воспитатель: Поиграли, отдохнули, садитесь и скажите мне: «в какую погоду можно лепить снежные комочки «снежки?»

Дети: В тёплую погоду.

Воспитатель: Почему в тёплую? Каким бывает снег в тёплую погоду?

Дети: Снег бывает липкий, мокрый, тяжёлый, обманчивый.

Воспитатель: А в морозную погоду, каким бывает снег?

Дети: В морозную погоду снег бывает пушистый, сыпучий, скрипит под ногами, искрится на солнце. Можно из такого снега слепить что-нибудь? Почему? (Ответы детей.)

Воспитатель: А когда вы шли в детский сад, обратили внимание, какая сегодня погода, значит, снег сегодня какой и из него можно лепить?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Вот здорово, когда пойдём сегодня гулять обязательно слепим снеговика, пусть он станет другом Зимы и вдвоём им никогда не будет скучно. Правда, ребята!

(Или ничего страшного в пушистый снежок тоже можно поиграть, на него можно подуть и он разлетится. А когда снег будет липкий, то мы обязательно слепим снеговика, пусть он станет другом Снеговику Зимы и вдвоём им никогда не будет скучно.)

Молодцы, ещё с одним заданием справились. Ну, что читаем письмо дальше?

4. Работа с деформированными предложениями:

Воспитатель читает: Ребята, Мой друг, снеговик, в знак благодарности прислал вам рассказ о Новогоднем празднике, который, написал сам.

Воспитатель: Вот, здорово, правда, ребята, мы с вами очень любим, послушать разные интересные истории! ДА! Садитесь скорей правильно, и слушайте внимательно.

«Встреча детского садика в новогоднем празднике»

- Новогодний праздник готовиться к ребятам

- Дети нарядили игрушки елками.

- Маска надела Машу.

- Елка зажглась на лампочках.

- Хоровод водит ребят

- Елка пляшет возле Снегурочки и Снеговика

- Дед Мороз принес мешок в подарок.

Воспитатель: По-моему, что-то здесь не так? Что случилось?. Наверное, все слова в предложениях поменялись местами, стало ничего не понятно, потерялся смысл, и вообще это не предложения, а просто набор слов. Давайте, скорей вернём слова на свои места и прочитаем рассказ правильно, чтобы было понятно, о чём он. А то наш друг Снеговик опять расстроиться.

Итак, давайте вспомним, как называется наш рассказ, кто запомнил…

Дети: «Встреча детского садика в новогоднем празднике» Правильно? Нет, а как построить предложение правильно – «Встреча новогоднего праздника в детском саду».

Воспитатель: Послушайте, внимательно следующее предложение… Давайте его исправим и т. д.

Встреча новогоднего праздника в детском саду.

- Ребята готовятся к встрече Нового года

Дети нарядили ёлку игрушками

Маша надела маску

На ёлке зажглись лампочки

Снеговик и Снегурочка пляшут возле ёлки

Дед Мороз принёс мешок подарков.

Воспитатель: Ну, молодцы, и с этим заданием мы справились. Ну, что ж давайте прочитаем, что же ещё приготовила нам Зимушка- зима.

5. Психогимнастика.

Зима: «Ребята, все вызнаете, что зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. Помогите, мне подуть на снежинки, чтобы они разлетелись далеко-далеко, и вся земля покрылась белым снегом. Поможем! Только как нам это сделать, ведь мы с вами в группе

Воспитатель: Кажется, я придумала. Я знаю одну игру, хотите, научу в неё играть? (Да)

У меня есть снежинки, берите по одной и выходите ко мне.

(Раздаёт снежинки.)

Все взяли, молодцы. Сейчас, я вас заколдую, превращу в холодный ветерок, и мы сможем помочь Зимушке-зиме. Только, давайте вспомним, как правильно нужно дуть? Вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем и дуем долго-долго. Молодцы вспомнили.

А, теперь, закрывайте, глаза, я вас превращу в ветерок.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Воспитатель: А ну-ка, чтобы снег вас не засыпал, подуйте скорей на него, ещё и ещё! Молодцы. У нас получилась метель, давайте мне снежинки и садитесь скорей на места. Мы возьмём их с собой на улицу и ещё поиграем со снежинками.

Воспитатель: Ребята, зима – холодное время года. Как же мы должны следит за своим здоровьем зимой?

Дети: Тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, долго не гулять, не сидеть на снегу и т. п.

Воспитатель: Хорошо. Давайте представим, что на улице сильный мороз и холодный ветер.

Как нужно дышать в морозную погоду, через нос или рот, почему?

Дети: Через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом.

Воспитатель: правильно, а если вы всё- таки долго находились на улице и замёрзли, как быстро согреться, чтобы не заболеть! (Ответы детей.)

Воспитатель: А я знаю ещё способ, хотите, научу! Можно сделать самомассаж. Он поможет согреться и спасёт от простуды. Вставайте возле стульчиков и повторяйте за мной:

Массаж биологически активных зон «наступили холода» для профилактики простудных заболеваний:

Да-да-да - наступили холода (потереть ладошки друг о друга)

Да-да-да-да - превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками рук по шее сверху вниз)

Ду -ду-ду - я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши)

Ды-ды-ды - на снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)

Воспитатель: Ну, что согрелись? Садитесь на свои места.

Воспитатель: Зима приносит холод не только людям, но ещё и животным. Давайте вспомним про лес. В лесу много деревьев. Все они зимой без чего?

Дети: Без листьев.

Воспитатель: Но есть деревья, которые и летом и зимой бывают зелёными? Какие это деревья?

Дети: Это ели и сосны.

Воспитатель: Почему они зелёные?

Дети: Потому что у них не листья, а хвоя. А хвою деревья не сбрасывают на зиму.

Воспитатель: А, что вы знаете про диких животных, как они готовятся к зиме?

Дети:

Воспитатель: Правильно. А что происходит с птицами? Почему? Каких вы знаете зимующих птиц?

Дети: перечисляют…

(Воспитатель вывешивает иллюстрации птиц на мольберте.)

Воспитатель: Вот, посмотрите, на иллюстрации, всех птиц мы назвали?

Давайте, поиграем. До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот превращается в зимующую птичку, и рассказывает нам о ней: какая она, как выглядит, какого цвета у неё пёрышки, но не говорит, как она называется, а ребята должны будут отгадать, в какую птичку вы превратились? Понятно?

(2-3 ребёнка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием мы с вами справились. Давайте. Почитаем, что там ещё в письме написано?

Письмо: «Спасибо, Вам, дорогие ребята, вы помогли мне справиться со всеми заданиями. Надеюсь, вам было интересно. Ну, что, ж вот вам в подарок мои весёлые загадки:

- Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки.)

- Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи.)

- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки.)

- Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик.)

Воспитатель: И, правда, весёлые загадки! О, чём, они?

Дети: О зимних забавах. Хоть зима и холодное время года, но она нам приносит радость и много интересного! Правда, ребята?

Вот и всё! Мы с вами справились со всеми заданиями и помогли Зимушке. Я думаю. Что она обязательно погостит у нас и порадует нас своей красотой, хорошей погодой и, конечно же, зимними забавами.

3.Заключительная часть    

Ребята вам понравились задания, которые приготовила вам

Зимушка- Зима? Что вам, понравилось или запомнилось больше всего? А как вы думаете, можно ли прожить без Зимы и снега? Почему!

Дети: Зимой природа отдыхает, чтобы дать хороший урожай осенью и радовать нас весной и летом. А ещё зимой много интересных развлечений, которых не бывает в другие времена года.

Рефлексия: Ну, что ж раз вам сегодня всё понравилось, и было и интересно, нарисуйте снежинку, я подарю ее другим детям и расскажу о нашем сегодняшнем необычном дне, и о том, какие вы умные и добрые дети.

Звучит спокойная музыка, дети рисуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)в подготовительной к школе группе.Тема: «Ориентировка во времен...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Как очистить воду?»

Приоритетная область: познавательное развитие, в интеграции с образовательными областями: речевое развитие, физическое развитие. ЦельОзнакомление детей с разными способами очистки водыЗадачиОбраз...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.

Составитель Кокова Наталья СергеевнаКонспект организованной образовательной деятельности по познавательной деятельности «Окружающий мир» в подготовительной к школе группе.Тема: «Запу...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «В поисках золотой лилии»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «В поисках золотой лилии»...

Конспект Организованной образовательной деятельности По познавательному развитию в подготовительной к школе группе «День народного единства»

Конспект Организованной образовательной деятельности По познавательному развитию в подготовительной к школе группе  «День народного единства»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «Как живут наши пернатые друзья зимой»

Цель: Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни птиц.Задачи:1. Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами.2. Развивать логическое...