Статья из сборника материалов зонального семинара-практикума для педагогов дошкольных образовательных учреждений и педагогов начальной школы.
статья
Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tokareva_e_statya.docx | 36.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Токарева Э. Ф.
Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению.
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
-состояние здоровья и физическое развитие детей;
-уровень развития их познавательной активности; как необходимого компонента учебной деятельности;
-умственные и нравственные способности учащихся;
- сформированность их творческого воображения; как направления личностного и интеллектуального развития.
- развитие коммуникативных умений. т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:
- развитие любознательности;
- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
- на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
- школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей.
А именно:
- координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
- обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.
При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить следующие задачи, которые, с нашей точки зрения, являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена.
Задачи дошкольного звена:
-приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
-обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками);
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
-формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности.
Задачи начального школьного звена:
-формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
-развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой);
-формирование желания и умения учиться, готовности к образованию в школе и самообразованию;
- развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
- совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания;
Организация работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием это:
- создание системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);
-создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению; эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;
-развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;
-формирование психологической готовности к школе;
-создание комплекса учебно – методической документации;
-формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
-создание новых творческих мастерских и проектов.
Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых аффективных комплексов, связанных со школьной жизнью. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения. Поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.
Но это не значит, что в ДОУ надо формировать узкопредметные знания, умения и навыки, готовность к изучению русского языка, математики, окружающего мира, наоборот, всё основное внимание надо уделять развитию качеств, необходимых для осуществления новой деятельности, сформированности предпосылок деятельности учения.
Исходя из философского понятия определения преемственности, «преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса».
Значит важно:
- преемственность в целях;
-преемственность методической системы образования;
- преемственность в содержательной линии предметных областей, она должна быть единой.
Понятие готовности к школе должно трактоваться в смысле формирования элементов учебной деятельности в дошкольный период, для того, как ребёнок непосредственно столкнётся с ежедневной необходимостью применять эти умения.
Своевременная подготовка к адаптации к школе, педагогическая и психологическая помощь детям, является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания. В возрасте 5-6 лет происходит постепенное, систематическое и планомерное вхождение в обучение.
Характерно, что дети данного возраста охотнее играют в «школу», чем в «детский сад», стремясь в игре отразить не столько свое настоящее, сколько близкое будущее. Именно в этом возрасте происходит перестройка мотивов в игре. 5-6 летние дети играют не только ради удовольствия, получаемого от самого процесса игры, но и ради приобретения новых знаний и умений. Они начинают отличать учебную деятельность, как и труд, от игры, хотя и предпочитают получать знания в игровой форме.
Как говорят исследования психологов, в возрасте 5-6 лет происходит изменение самого процесса усвоения знаний, возникают простейшие формы учебной деятельности
По проблеме готовности ребёнка к школьному обучению в настоящее время существует большое количество разнообразных исследований, в которых раскрыто понятие готовности к обучению. Несмотря на наличие многочисленных исследований по проблеме готовности детей к школьному обучению она не получила своего окончательного решения как в плане разработки критериев готовности детей к школе, так и осуществления корректировки недостаточной подготовленности детей и уровня их психического развития. Как правило, именно педагогам достаточно хорошо известен смысл и содержание самого понятия «готовность к школьному обучению» она, прежде всего, предполагает - мотивационную готовность и
интеллектуально-познавательную готовность (развитость основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи );
деятельную готовность (развитость практических процессов и действий: ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
В деятельности воспитателя детского сада встречается множество педагогических задач, большинство из которых не имеют контрольного ответа. Для решения проблем, особенно педагогических, необходим жизнен...
«Сборник материалов в помощь родителям воспитанников дошкольных образовательных учреждениях» «Играем вместе»
Семья является источником общественного опыта для ребёнка. Именно в семье ребёнок находит примеры для подражания, а также происходит его социальное рождение.Чтобы вырастить нравственно здоровое поколе...
Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
Материалы городского конкурса среди педагогов дошкольных образовательных учреждений «Волшебница игра!»
Проблема ранней профориентации личности, начиная с дошкольного возраста, является актуальной в педагогике, поскольку имеет социальную значимость для развития общества, его достижений в разных сферах д...
Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений
В данном сборнике представлены педагогические ситуации, часть из которых сопровождается вариантами решения...
Авторская статья. Особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута педагога дошкольного образовательного учреждения
Особенности проектированияиндивидуального образовательного маршрутапедагога дошкольного образовательного учреждения...
Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Ситуация 1. Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу начинает бегать....