ПРИЛОЖЕНИЕ 13. ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ЗВУКОВЫСОТНОГО У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ПРОПЕДЕВТИКА
методическая разработка
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ЗВУКОВЫСОТНОГО У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ПРОПЕДЕВТИКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_propedevtiki._novosibirsk.docx | 20.45 КБ |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 752.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 498 комбинированного вида.
Творческий подход
к формированию певческих навыков и звуковысотного слуха у детей
в дошкольном возрасте:
пропедевтика.
Педсовет от 09.04.2019г
Подготовила и провела
муз. рук. Межевых Н. В.
I квалификационная категория.
Апрель 2019г.
Цели: Познакомить с новыми игровыми методиками, способствующими формированию певческих навыков и звуковысотного слуха на музыкальных занятиях.
Задачи:
- знакомство с понятием пропедевтика.
- Научить работать по схемам движения звука.
- Дать понятие координация слуха и голоса.
- Объяснить механизм работы голосового аппарата при пении.
Я хочу рассказать о двух методиках, которые способствуют формированию певческих навыков и развитию звуковысотного слух у детей дошкольного возраста: пропедевтика - Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой - Канд. искусствоведения, доцент МПГУ, зав. Лабораторией Элементарного музицирования, руководитель секции «Музыка» Педагогического общества России, автор и ведущая семинара «Учусь творить». Методист-эксперт международного класса в области детского музыкального образования, соавтор Программы и методики обучения детей музыке в активном, творческом музицировании « Тутти».
И методику вокальных сказок, подсмотренная на вебинаре Федотовой Ольги Викторовны - музыкальный руководитель высшей категории, член экспертной группы по аттестации музыкальных руководителей, методист-эксперт, руководитель вокальной студии «Гармония» г. Раменское.
Обе эти методики можно представить как пропедевтику.
Пропедевтика (греч. Propaideio – предваряю) – подготовительный, вводный курс в какую-либо науку. В данном случае в практику детского пения. Пропедевтика включает в себя голосовые, артикуляционно-фонемные, дыхательные и речевые игры.
Слух и голос у человека составляют единый физиологический комплекс: за барабанной перепонкой расположены три ушные косточки, называемые «молоточек, наковальня и стремечко», которые приводятся в движение мышцами гортани. Гортань – это активная сторона слуха, речевого и музыкального: любой звук воспринимается и соинтонируется гортанью и ухом одновременно. Поэтому, при пении развивается музыкальный слух.
Для воспитания у детей навыков хорошего чистого пения необходимо установление координации между слухом и голосом, в которой и заключается секрет пения в унисон. Что мы должны понимать под словом «координация»? В данном случае – согласованная работа гортани и слуха. В этой работе слух помогает исправить неточности музыкального интонирования, а гортань мышцами как бы «слышит» нужное звучание и подстраивается на нужную высоту. Налаживание такой координации составляет основу первоначальной работы по пению. Необходимо учитывать возраст детей: в младшем дошкольном возрасте налаживание координации происходит интуитивно с опорой на понятные образы. Однако, в старшем должна быть постепенно выведена на уровень осознанного контроля детьми за собственным голосом. Работа с детским голосом требует терпения и последовательности, точного понимания, в чём заключаются проблемы детей, а в чём ошибки педагога.
Данные методики предлагаются в качестве разминки, распевки. Это такие сказочки, в которых мы путешествуем и встречаем разных персонажей. В «путешествии» нам помогают карточки с персонажами, для передачи образа, и схемы движения звука. Почти все упражнения выполняются на звук «У». Стаккато и вокализация на звуке «У» позволяет детям сформировать естественным образом правильную вокальную позицию без всяких теоретических объяснений.
Голосовые игры – малоизвестная в нашей педагогике форма работы, но если педагог сумеет её превратить в игру, то добьётся быстрого улучшения результатов в пении, поскольку дети будут хорошо владеть физическими параметрами голоса, а голос приобретёт большую гибкость и подвижность. Целью всех заданий и упражнений здесь является сам голос, исследование, творческие открытия новых знаний, игра с этим новым знанием, импровизация.
Ещё один секрет педагогического успеха в работе по пению с дошкольниками заключается в двух составляющих:
- Пение детей без аккомпанемента.
Пение очень простых песенок, состоящих, как правило, из одной мелодической формулы (формульный фольклор).
В системе элементарного музицирования К.Орфа выделяется метод: голосовые игры. По своей сути они очень объёмные и в их использовании заложен огромный творческий потенциал, как для педагога, так и для детей.
- Приложение: схемы движения звука № 1-17. Иллюстрации.
Литература:
- «Ушки на макушке» Пособие по пению. Т. Э. Тютюнникова.
- Игровая методика обучения детей пению. Кацер О. В. СПб, 2005г.
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса детей 5-6 лет. Сост. Т. М, Орлова, С. И, Бекина. М; Просвещение 1987г.
- Сайт «Преемственность.ru» Вебинар Ольги Фёдоровой «Все поют с удовольствием.
- Т.Э. Тютюнникова «Доноткино». Санкт-Петербург «Музыкальная палитра» 2011г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста на основе валеологических знаний.
Здоровый образ жизни определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой.Здоровый образ жизни – одно из условий сохранения и укрепления здоровья...
«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»
Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....
Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»
Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....
Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии...
Методические рекомендации для педагогов по формированию навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия воспитателя с семьей
Предложенные, рекомендации по формированию навыков ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении, для администрации и педагогов детского сада. Из чего следует, что родители должны уделять больше в...
Современные педагогические подходы к формированию системы саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе, с СДВГ
Формирование нового подхода к организации образовательного процесса, направленного на формирование системы саморегуляции произвольной деятельности у детей, в том числе с СДВГ Проблема социа...
Буклет "Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста"
Информационный материал для родителей по теме формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста...