Доклад
статья
Предварительный просмотр:
Филиал № 1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» села Турочак
Доклад
«Педагогические условия развития творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности»
Ракина Елена Николаевна,
музыкальный руководитель
Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались всегда, так как они определяют прогресс человечества.
Многие педагоги считают дошкольный период детства самым благоприятным для развития творчества. Исследования педагогов и психологов указывают на то, что творческие процессы обнаруживаются в раннем детстве и наиболее ярко они просматриваются в играх детей.
Как известно, творчество не появляется на пустом месте. Чтобы им заниматься ребёнок должен приобрести опыт, и только тогда он сможет преобразовать, импровизировать, придумывать что-то новое в разнообразных видах музыкальной деятельности.
Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у детей общую музыкальность, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих способностей.
Важным условием является отбор методов и приёмов, способствующих развитию творчества.
Педагогом Н .А. Ветлучиной было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, (а впечатления являются источником творчества.) Детям свойственно целостное восприятие искусства, синтез (слияние) музыки и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребёнка.
Дмитрий Кабалевский говорил, что нужно учить «видеть музыку» и «слушать живопись.»
Рассмотрим некоторые методы подробнее:
Метод целостного восприятия музыкального произведения - один из основных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста. На музыкальных занятиях по слушанию музыки и пению можно использовать более доступные виды искусства (изобразительную и художественную литературу).
Задача музыкального руководителя - вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения. Для этого необходимо, например: Прежде, чем начать слушать пьесу Чайковского «Песня жаворонка» можно прочитать детям стихотворение «Жаворонок»…
«На солнце тёплый лес зардел
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий»
или перед слушанием произведения Римского-Корсакова «Белка», читать стихотворение А. С. Пушкина «Ель растёт перед дворцом...».
До прослушивания музыкальных произведений или после можно показать репродукции с картинами русских художников. (Например: П.И.Чайковский. «Времена года» стихи о временах года в сочинении С.Есенина, А.Тютчева, репродукции с картинами Левитана «Зимой в лесу», «Март»).
Такие занятия позволяют детям не только дать знания, умения, но и обобщить их, представить, то или иное явление целостно.
Метод элементарного музицирования. На тематических музыкальных занятиях, посвящённых слушанию музыки можно использовать приём озвучивания стихов, рассказов по картинам.
Например:
«Ель растёт перед дворцом
А под ней хрустальный дом. (колокольчик)
Белка там живёт ручная
Да затейница какая. (треугольник)
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт. (металлофон)
А орешки не простые
Всё скорлупки золотые, (бубен)
Ядра-чистый изумруд
Слуги белку стерегут. (барабан)
Детям предлагают разные варианты инструментов.
Игровой метод. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями (например: после прослушивания Римского-Корсакова «Пляска птиц» можно изобразить детям танец птиц). Можно предложить детям при прослушивании музыкального произведения закрыть глаза, а затем спросить, что они себе представили, о чём рассказала им музыка, что дети чувствовали? (грусть, радость, печаль.)
Данные методы способствуют формированию творческой личности. Дети проявляют инициативу, учатся мыслить творчески, нестандартно. Они дают волю воображению, фантазии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...