СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ: ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
статья

Зотикова Ирина Михайловна

Приобщение дошкольников к культуре, формирование ценностного отношения к искусству является одной из приоритетных задач современной педагогики. Это определяет изменение образовательных задач и обогащение содержания в области художественно-эстетического развития дошкольников, а также переосмысление роли и возможностей музеев в оптимизации данного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья:

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ: ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Приобщение дошкольников к культуре, формирование ценностного отношения к искусству является одной из приоритетных задач современной педагогики. Это определяет изменение образовательных задач и обогащение содержания в области художественно-эстетического развития дошкольников, а также переосмысление роли и возможностей музеев в оптимизации данного процесса.

Можно отметить, что в начале 21 века обсуждение проблематики, связанной с вопросами музейной педагогики, стало «модной» темой: проводятся научно-практические конференции, обсуждаются модели музея для детей, музейными педагогами разрабатываются интересные формы работы с детской аудиторией. Наблюдается своеобразное «приближение мира музея» к подрастающему поколению. Но одним из не менее значимых моментов является «возвращение» в музей посетителей – родителей современных дошкольников: можно отметить их заинтересованность в раннем приобщении детей к миру музея; определенная часть из них стремятся отдать ребенка на курсы, студии при музеях; при поступлении в дошкольные образовательные учреждения они активно интересуются планом экскурсий; посещение музея становиться все более популярной формой семейного досуга.

Интерес к возможностям музея не случаен. Наиболее ёмко роль музея проявляется в перефразированной фразе: «Весь мир – музей!» председателя объединения музейных педагогов Е. Г. Вансловой. Музей как феномен культуры является средством начального соприкосновения с культурными ценностями человечества; общения (не лимитированного и не заданного задачами занятии) с искусством, предметным миром; обогащения эмоционально-образного, познавательного, социально-нравственного и эстетического начал личности в их единстве. Ценно, что, вступая в диалог с подлинником, ребенок познает предмет в единстве его эстетической и познавательной составляющей, исторических связей и культурных ценностей, что наиболее соответствует современным идеям в области образования и возрастным возможностям дошкольников (интегративный характер отражения и освоения мира).

Уникальность образовательного пространства музея состоит в возможности организовать общение детей именно с подлинником как частью культурного наследия. При этом важно сочетание нескольких моментов:

1) музейный предмет представлен в гармонии с другими подлинными экспонатами и продуманной музейной обстановкой, что способствует развитию умений воспринимать визуально-пространственный язык экспозиции, «считывать» информацию с музейной вещи (А.Г. Бойко, Е. Г. Ванслова, О.Л. Некрасова-Каратеева, М.В. Осорина, Б.А. Столяров), активизирует сравнение, размышление, поиск общего/различного в предметах, тенденций (искусствоведческой, исторической направленности), заставляет «чувствуя размышлять» [8];

2) в условиях музея возможен переход от общения «ребенок – взрослый, как носитель и передатчик знаний и суждений об искусстве» к диалогу «ребенок – экспонаты, как носители культуры, – взрослый как совоспринимающий искусство и помощник в его освоении»;

3) в пространстве музея посетитель приобретает опыт как общения с искусством, (предметным миром), так и общения «по поводу…» (с педагогами, экскурсоводами, другими посетителями), что способствует формированию ценностного отношения к культурному наследию (дети как бы перенимают модели поведения взрослого, интерес и отношение к предметам экспозиции). Не случайно, старшие дошкольники часто сначала обращают внимание на посетителей, и, заинтересовавшись их реакцией, затем обращаются к рассматриванию произведений, пытаются увидеть, что же так удивило, обрадовало взрослых;

4) музей выступает для дошкольника новым интересным для познания и освоения пространством (феномен «новизны ситуации») со своей структурой, функциями, особенностями.

В аспекте художественно-эстетического развития детей особый интерес представляет посещение художественного музея. При этом часто родители и педагоги отмечают сниженный интерес детей к экскурсии в художественном музее, повышенную утомляемость, отвлекаемость в ходе  его посещения, своеобразное «равнодушие» к картинам, скульптуре, в отличие от посещения исторических, тематических выставок и музеев.

Сложность посещения детьми художественного музея заключается в самом объекте восприятия - произведении искусства, для понимания которого необходим определенный уровень музейной культуры как «уровня подготовленности к восприятию музейной информации» (М.Ю. Юхневич [8, 83]. В данном случае важно умение почувствовать картину, уловить гармонию, красоту произведения искусства, не сколько аналитически, сколько эмоционально-ценностно, с эстетических позиций оценить его [1,7,8]. Для этого необходимы: опыт художественно-эстетического восприятия и развитое стремление к общению с искусством, ценностное отношение к музейным предметам, некоторые представления о видах и жанрах искусства, средствах выразительности, обеспечивающие понимание художественного замысла, формирование которых только начинается в дошкольном возрасте и является относительным.

Ретроспективный анализ идей и исследований по проблеме показывает, что данные моменты определяют неоднозначность в понимании возраста, в котором необходимо начальное и имеющее образовательную направленность посещение музея детьми. Следует отметить, что в конце 19- начале 20 века были распространены взгляды о возможности такой работы только с подростками, отрицание необходимости «педагогического вмешательства» в процесс «спонтанного созерцания» произведений в условиях музея (А.В. Бакушинский, Н.И. Романов, Ф.И. Шмидт). Основными доводами этого являлось утверждение о «неподготовленности» маленьких детей к пониманию произведений искусства, опасность передачи «штампов» и собственного видения произведений взрослым, что снижает проявление индивидуальности, детской спонтанности, творчества [3,6].

Для преодоления данных моментов в начале 20 века предпринимались попытки определения модели детского музея (А.У. Зеленко, Н.Д. Бартрам), активно осуществлялась разработка методов и приемов, обеспечивающих «включенность» детей разного возраста в освоение культурного наследия в условиях музея. Интересными методами являлись: использование игровых приемов (обыгрывание изображенных на картине сюжетов; имитация действий с предметами; ролевое поведение, этюды); обследование аналогов и копий (от осуществления обследовательских действий, до проведения «исследования» - имитации раскопок, экспериментирование); организация детской творческой деятельности в условиях музея, применение дополнительных, стимулирующих детскую деятельность предметов (карточек-путеводителей). Разрабатывались алгоритмы-последовательность вопросов (заданий), способствующие стимулированию интереса к познанию музейного предмета, последовательному «погружению» в информацию (Дж. Уэст, Дж. Никол). При этом в большей мере этим методы были рассчитаны на школьный возраст, а также акцент был сделан преимущественно на музеи не художественного профиля.

Вместе с тем, относительно дошкольного возраста на протяжении 50-80 годов XX века можно отметить доминирование «знаниевой» стратегии ознакомления дошкольников с искусством («приближение» искусства к детям посредством занятий в группах образовательного учреждения). Её результатом являлось формирование конкретных представлений о видах, жанрах искусства, развитие аналитических умений в процессе восприятия произведений. Однако искусство требует, прежде всего, эмоционально-образного восприятия, ценностного отношения. Это определяет другую стратегию - «приближение» детей к искусству, включающего экскурсионную, студийную работу, позволяющую формировать, в первую очередь, ценностное отношение и интерес к произведениям искусства, культуре, желание творить и воспринимать красоту; активизировать интерес к общению именно с подлинниками - уникальными предметами или образами (Е.Г. Ванслова, М.В. Осорина, Л.В. Пантелеева, М.Ю. Юхневич).

В связи с этим, на современном этапе активно осуществляется разработка музейно-педагогических программ (музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» Б.А. Столярова, О.Л. Некрасовой – Каратеевой, С.Г. Масловой и др., разработки Российского Этнографического музея О.А. Ботяковой, С.А. Прокофьевой и др.; исследования и разработки Е.Г. Вансловой, Н.Л. Кульчинской, Н.Б. Кутьиной, А.Н. Морозовой, М.В. Осориной, Л.В. Пантелеевой, О.Г. Тихоновой, Н.Д. Ревы, М.Ю. Юхневич). На методическом уровне - продолжается поиск форм оптимального воздействия на детскую аудиторию: открытие экспозиций, рассчитанных на интересы и возрастные возможности современных дошкольников и создание детских музеев; разработка содержания экскурсий, учитывающих интересы современных дошкольников; совершенствование методов и приемов, обеспечивающих эмоционально-образное восприятие  культурного наследия, «интерактивность» в процесс его познания; - использование средств, обеспечивающих «приближение» музея к аудитории (виртуальных музеев, видеоэкскурсий, сайты музеев) [4,5,8,9].

Вместе с тем, одним из спорных и часто обсуждаемых является вопрос: «В каком же возрасте идти с дошкольниками в музей?». Его можно рассматривать в трех ракурсах.

  • первый момент - «Почему важно начинать данную работу именно в дошкольном возрасте?». В данном возрасте у детей преобладает эмоционально-образное и наивное восприятие мира, доминирует образное мышление; ребенок интегрировано (в единстве эмоционально-образных, познавательных и нравственных проявлений) воспринимает  действительность; через эмоции, образы, скорее «чувствует» мир, чем познает; как правило, очень «сенситивен» красоте, и вместе с тем, активно осваивает физические свойства мира (в том числе цвет, форму, размер, пространственные и временные признаки). Это особенно ценно в процессе восприятия искусства, а, следовательно, посещение музея может стать ярким эмоциональным опытом соприкосновения с культурными ценностями, своеобразным «пусковым механизмом» активизации интереса к их познанию. При этом во всех образовательных программах предусматривается задача по «ознакомлению с искусством», решение которой обеднено (и принципиально не верно!) без использования музейных ресурсов.
  • Второй момент - вопрос не в том, в каком возрасте возможно начальное и необходимо более или менее постоянное посещение музеев, а с какими целями, содержанием и какими методами будет решаться данная задача. В каждой возрастной группе данный опыт бесценен и необходим. Вместе с тем, целенаправленную последовательную и системную работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников чаще связывают именно со старшим возрастом.

Что же знают современные дошкольники о музее? Как воспринимают предмет в условиях музея?

По результатам экспериментального исследования, проведенного в 2001-2006 годах на базе дошкольных образовательных учреждений был составлен «портрет маленьких посетителей музеев» [1, 380]. Обобщенно можно отметить следующие особенности опыта посещения музеев старших дошкольников:

1) у большинства детей есть некоторый опыт посещения различных музеев. Они могут назвать музеи, в которых были на экскурсии, узнать некоторые на фотографиях, припомнить запомнившиеся предметы экспозиции. Дети предпочитали тематические выставки (восковых фигур, Музей кукол, шоколада); их интерес напрямую связан с опытом посещения музеев (у большинства старших дошкольников – не чаще 3-4 раз в год) и влиянием внешнего окружения (интересов родителей, старших братьев и сестер). Были названы и художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж), однако в описании коллекции дошкольники упоминали преимущественно предметы (кареты, санки). Вместе с тем, определенная часть детей затруднялись ответить на вопросы, часто «подменяли» термины: вместо музея называли зоопарк, цирк, концерт, прогулки в парке, таким образом, связывая музей в целом с формой проведения досуга.

2) Можно отметить преимущественно ситуативный характер интереса к посещению музеев у большинства детей: его яркое проявление по отношению к недавно посещаемым музеям, выставкам, «броским» необычным или близким опыту детей музейным экспонатам (каретам, оружию, санкам, куклам) либо и случайным деталям, элементам (рамы, витрины, входные билеты, необычные посетители, вид из окон). Как правило, дошкольники запоминали в ходе экскурсий лишь небольшое число музейных предметов (3-6).

3) Вместе с тем, у современных дошкольников начинает складываться некоторый «образ музея»: они размышляют о музее («Я хотела бы здесь жить. Хоть денечек!»); начинает формироваться понимание (пока «интуитивное», ситуативное, основанное на личном опыте, установках семьи и педагогов) назначение музеев («Чтобы все сохранилось и можно было увидеть, какое оно было раньше», «Красоту хранить»). Дети выделяют некоторые показатели, по которым музейный предмет относится к коллекции (через категории красоты, дороговизны, необычных внешних проявлений, реже принадлежности историческому лицу) («Люди ходят смотреть красивые вещи», «Все красивое лежит», «Это царя пиджак. Петра 1»).

4) можно отметить, что начинает проявляться ценностное отношение к музейному наследию. Дошкольники предлагали сохранять музейные предметы, заботиться о них. Определенная часть детей негативно отнеслась к предложению изъять и уничтожить старые сломанные предметы из коллекции.

5) старшие дошкольники начинают проявлять избирательность, собственное отношение, дают эстетические оценки («Красиво и замечательно», «Красота - не наглядная лежит!»), однако оценки часто носят не конкретный «шаблонный» характер (нравится - не нравится, красиво).

6) у всех детей есть некоторые представления о правилах поведения в ходе экскурсии и в музее (в целом, дисциплинарного характера: «не шуметь», «ходить друг за другом», «не теряться», «не трогать руками»). Вместе с тем, большинство детей не понимает необходимости их соблюдения и в ряде случаев пытается их нарушить – коснуться предмета, махнуть руками, чтобы вызвать сигнал тревоги. Это можно расценивать как проявление детского экспериментирования.

  • Третий ракурс - «Что обеспечивает организация процесса художественного восприятия именно в условиях музея? Чем лучше музей занятий в дошкольном образовательном учреждении?».

Сопоставительный анализ особенностей художественного восприятия произведений в условиях музея и занятий в детском саду показал некоторые особенности. Сопоставление проводился по показателям: интерес детей к произведениям, содержанию; активность (вопросы, быстрое включение в предлагаемые задания); направленность вопросов; поведение в процессе занятия (отвлекаемость, дисциплинарные отрицательные моменты); отражение впечатлений в последующей деятельности (в рисунках, играх, разговорах по теме, рассказах родителям); продолжительность активного рассматривания произведения; понимание художественного образа; понимание используемых средств выразительности; проявление эмоциональных моментов и отношения к произведению; желание рассматривать новые объекты.

Можно отметить более аналитический характер восприятия при рассматривании детьми репродукций известных живописных работ в детском саду (перечисление изображенных предметов, указание их цвета, формы), более последовательное и планомерное рассматривание и описание репродукций (дети составляли достаточно продолжительные монологи - описание, в сравнении с музейной коммуникацией, меньше отвлекались). На занятиях проявилась активность большего числа детей.

В то время как на экскурсии можно отметить меньшую «глубину погружения» в понимание образа произведения. Однако было выявлено большее число эмоционнально-ценностнных проявлений детей, частые ссылки на личный опыт, интересные ассоциации, яркие впечатления, сужения, игровые имитации, отзывчивость детей на эмоциональные реакции других посетителей, стремление сравнить экспонаты, представленные в одном зале. Дошкольники начинали замечать красивые предметы, высказывали свое мнение, рассуждали, обращали внимание на построение и красоту музейного пространства, экспозиции. Увидев рассматриваемые на занятиях произведения, эмоционально ярко реагировали, ссылались на опыт; наперебой рассказывали о нем, находили новые нюансы, обращали внимание на некоторые средства выразительности, которые сложно передать в репродукции (размер полотна); «обижались», что посмотрели не все залы.

Сама ситуация «новизны» пространства активизировала интерес дошкольников - рассмотреть картины, заглянуть в соседний зал, «подсмотреть» что заинтересовало других посетителей. Дошкольники проявляли большую познавательную активность: задавали много вопросов, предлагали рассмотреть другие полотна, предметы, обсуждали способы размещения, изготовления необычных вещей, рисунков, что не так ярко проявляется на занятиях в детском саду.

Негативным проявлениями являются в условиях дошкольного образовательного учреждения: отсутствие стремления к рассматриванию новых объектов, снижение эмоциональных проявлений и передачи впечатлений в общении и деятельности; в музее: переключение внимания на другие объекты, сниженная активность в вопросах, фактор утомляемости.

Проведенное исследование показало, что приобретенный в условиях образовательного учреждения художественно-эстетический опыт обеспечивает более глубокое восприятие произведений в условиях музея, выделение замысла, средств выразительности, а опыт музейной коммуникации выступает своего рода активизатором художественно-эстетической деятельности в группе детского сада.

Данные особенности показывают необходимость построения педагогического процесса художественно-эстетического развития старших дошкольников на основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и музея.

Вместе с тем в данном аспекте можно выделить значимые «вопросы для размышления», а сам период разработки идей музейной педагогики относительно дошкольного возраста можно охарактеризовать как этап «проб и ошибок».

  • Выдуться споры о возможности и целесообразности создания детских музеев. В этой связи, закономерен ряд вопросов: Каков музей для дошкольников? Насколько организация данных музеев будет рациональна и целесообразна (или все-таки необходимо и возможно учитывать специфику разных возрастов в проектировании экспозиции обычного музея)? Будет ли этичным отбор произведений искусства, предметов для экспозиции, рассчитанной на дошкольный (младший школьный и т.п. возраст) и каковы критерии данного отбора?

Особенно остро представляется данная проблема в аспекте произведений искусства. В существующих исследованиях, методических разработках (Н.М. Зубарева, Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, Р.М. Чумичева, Е.А. Флерина) экспериментально выделены и научно обоснованы требования к отбору произведений для рассматривания с детьми разных возрастных групп: доступности; близости детскому опыту, интересам; представляющие разные стили и манеру исполнения; разных жанров искусства; высокохудожественные произведения гуманистической направленности, и другие [2,7]. Вместе с тем, данные требования носят рекомендательный характер и ни в коей мере не являются строгим предписанием. Искусство «выше» возрастных рамок аудитории. В каждом возрасте «вычерпываются» новые  нюансы, выделяется более значимое созвучное опыту, возрасту, уровню художественно-эстетического развития. Часто дошкольник, рассматривая «не детское» произведение (не рассчитанное на особенности художественно-эстетического восприятия ребенка дошкольного возраста), эмоционально откликается на красоту, чувствует гармонию, интуитивно воспринимает идею произведения. И данный опыт намного ярче и ценнее, чем традиционное рассматривание и описание программных произведений.

В аспекте художественной направленности часто рекомендуют начинать приобщать дошкольников (особенно детей младшего и среднего возраста) к музейной коллекции с рассматривания скульптурных произведений (станковая скульптура – изображение животных, фигурки людей), предметов декоративно-прикладного искусства (игрушки, предметы обихода разных народных промыслов). При небольшом опыте посещения художественных музеев интересными будут выставки иллюстрированных детских книг (книжная графика). Как правило, дошкольникам интересна и экспозиция живописных работ, если их тематика «близка» их интересам (например, посещение зимой выставки «Зима-сударушка (пейзажи и жанровая живопись)», «Детские портеры: умники и проказники», «Веселый зоопарк (анималистический жанр)»).

Дошкольников привлекает и сама «кухня» создания картины, скульптуры: экскурсия в мастерскую, рассматривание инструментов; при наличии опыта занимательным является демонстрация этапов появления шедевра, его реставрации. При этом, именно в процессе собственной (или наблюдаемой) деятельности дети обращают внимание на незамеченные «мелочи» (средства выразительности, «говорящие» детали: например, фактуру скульптуры, особенности постамента, гладкость обработки поверхности, «талант» получения разных оттенков краски при минимальном их наборе), начинают по-другому воспринимать музейные предметы, «подглядывают» интересные решения для собственного творчества, экспериментируют.

Интересным является организация сравнения предметного мира и его отражение художниками, скульпторами (овощи, цветы и натюрморты), что предоставляет возможности увидеть мастерство и индивидуальность автора, выделить то, что так его заинтересовало.

  • Проблемным является вопрос о тематике и форме экскурсий для дошкольников, разработка методических рекомендаций.

        Современные музеи активно разрабатывают формы работы с аудиторией, ориентированные на участие в данном процессе семьи: студии, лектории, курсы выходного дня, семейные экскурсии и занятия, Интернет-ресурсы (виртуальные музеи, видеоэкскурсии, электронные выставки детских работ) [3,4,8,9].

Однако в условиях образовательных учреждений тематика экскурсий определяется образовательными задачами и их проведение осложнено аспектами организаторского и материального характера (удаленность музея, транспортные проблемы). Можно отметить наличие большого числа интересных разработок в области проведения экскурсий (в процессе освоения краеведческих представлений, формирования патриотизма, развития художественно-творческих способностей (О.А. Ботякова, Г.В. Вишина, Е.Ф. Голикова, О.Н. Кокшайская, Н.Л. Кульчинская, М.В. Мацкевич, О.Л. Некрасова-Каратеева, Н.Д. Рева). Но отсутствие интеграции данных направлений часто приводит к дублированности их содержания и не обеспечивает обобщения приобретенного опыта детьми.

  • Необходима мера такта и этики в реализации интересной идеи - создании мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.

Традиционно составляют коллекции станковой скульптуры, предметов народных промыслов (игрушки, посуда, обереги, предметы вышивки, кружевопления, чеканки, ткачества), художественной фотографии, иллюстрации детских книг, плакатов; реже собирают коллекции предметов с интересным необычным дизайном, плакатов (графики) определенной тематики. Однако, как бы грамотно не была обустроена экспозиция в группе детского сада, она будет являться лишь аналогом, не позволяющим формировать некоторые ценностные ориентировки.

Организуя мини-музей (художественной направленности) в группе детского сада в форме полки или стеллажа, следует помнить ряд моментов: в коллекции желательно иметь подлинники; собрание должно включать многообразие высокохудожественных предметов; постоянно пополняться; к коллекционированию следует привлекать детей, их родителей, коллег; создание музея не должно носить формальный характер («демонстрация к определенным датам»), а выступать востребованным педагогами, интересным для детей и действенным средством их развития.

  • необходимо переосмысление взаимодействия воспитателей, музейных педагогов и родителей как условия эффективного художественно-эстетического развития дошкольников средствами музейной педагогики. Воспитатели ДОУ не всегда готовы к стратегическому планированию работы по эстетическому развитию детей, не понимают возможностей взаимодействия с музейными педагогами. Более успешно это решается при реализации музейно-педагогических программ, в которых точно определено содержание и формы такого рода сотрудничества. Но, учитывая, что экскурсии организуются в разные музеи города (и тем более, в других городах невозможно прямое повторение разработанных экскурсий), часто данное сотрудничество сводиться только к выбору тематики экскурсии.

В данном аспекте представляется возможным: - налаживание постоянного и продуктивного диалога между заинтересованными субъектами (на уровне совместных разработок, экспериментальных программ, конференций); - создание  единого постоянно обновляющегося информационного банка тематики разработанных экскурсий в разные музеи города (галереи, библиотеки и др.), маршрутов, занятий с детьми разных возрастов, на основании которых воспитатели и педагоги школ могут проектировать наиболее эффективные образовательные маршруты, определять цели образовательной работы и контакты с другими субъектами; - разработка для родителей методических рекомендаций (памяток, проспектов «Выходного дня (не одного, а всех музеев города!)» и т.п.) по вопросам посещения с детьми музеев, галерей, памятных мест, в которых могут быть представлены адреса музеев, тематика выставок, советы по подготовки дошкольников к посещению, варианты вопросов и заданий для активизации детей.

  • в области освоения музейной культуры недостаточно определены инвариантная (какие представления и музее, его функциях, правилах коммуникации, необходимо формировать у детей) и вариативная, учитывающая специфику и уникальность краеведческих возможностей, составляющие. В ряде программ предлагается обсуждение с дошкольниками терминов «культура», «музейный предмет», «музейные профессии». Представляется, что данное содержание не является значимым и принципиально необходимым для данного возраста. Основными задачами музейной педагогики являются развитие визуального мышления, отклика на художественный образ, интереса к освоению культуры. Это требует определения и научного обоснования содержания представлений дошкольников о музее.

Полученные экспериментальные данные и анализ проблемных моментов позволяют выделить условия и направления дальнейшей работы в решении проблемы расширения опыта посещения художественных музеев старшими дошкольниками:

- разработка, обсуждение и обобщение концептуальных положений в области художественно-эстетического развития и образования дошкольников в условиях гармоничного сочетания приобщения ребенка к искусству в условиях музея и дошкольного образовательного учреждения;

- уточнение и дополнение, с учетом современных психолого-педагогических идей и данных, образовательных задач в области художественно-эстетического развития дошкольников; их ориентировка, прежде всего, на «развитие визуального мышления, интереса к освоению культуры, формирование не  только знаний, а отклика на художественный образ, обогащение опыта эмоционально-эстетических переживаний в ходе общения с искусством в условиях музея» [1,381]; и в связи с этим научное обоснование целесообразного и необходимого для дошкольников («в их зоне ближайшего развития») содержания представлений о музее, музейном предмете, умений музейной коммуникации;

- представляется важным проектирование различных и современных моделей организации музейного пространства (детских экспозиций, в том числе художественной направленности), а также, определение логично связанных серий или системы экскурсий, посещений разных музеев, обеспечивающих достижение единых целей и задач – развития и образования дошкольников;

- разработка веера методов и приемов, учитывающих специфику художественного музея и способствующих «деятельностному» познанию, формированию субъектной позиции в процессе освоения культурного наследия в условиях музея, интереса к искусству и развитие творческих способностей детей;

- определение форм и механизма взаимодействия субъектов процесса воспитания и развития детей (родителей, воспитателей, музейных педагогов), обеспечивающее «не эпизодические «культпоходы» в музеи, сколько гармоничное погружение в культуру в условиях музея» [1,381].

Подводя итог, следует отметить, что обсуждение данных проблемных моментов и выработка стратегических решений, позволит оптимально использовать потенциал художественного музея в художественно - эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Список литературы

 

  1. Вербенец А.М. Маленькие граждане в художественном музее // Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. -СПб.: Союз, 2007.- с. 363-382.
  2. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вызов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования».- М.: Гуманитарный издательский цент ВЛАДОС, 2006.
  3. Макарова Н.П. Деятельность детского музея как фактор становления образовательной среды для младших школьников. Диссерт. на соискание научн. ст. канд. пед. наук.- Самара, 2000.
  4. Маслова С. Г., Соколова Н. Д. Мы входим в мир прекрасного. Учебное пособие для воспитателей детских садов. - СПб.: Борей-Арт, 2000.
  5.  Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. - М., 2005.
  6. Музейная педагогика. Из опыта работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  7. Пантелеева Л.В. Музей и дети.- М.: Карапуз, 2000.
  8. Художественный музей в образовательном процессе / Ред. Б.А. Столяров.- СПб.: Специальная литература, 1998.
  9. http://center.rusmuseum.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: проблемы и задачи»

На современном этапе развития нашего государства, на фоне введения ФГОС ДО, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.В последнее время возросло внимание к проблемам ...

справка просмотра открытой непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на цветомузыкальное восприятие

В помощь старшим воспитателям представляю справку по НОД в подготовительной группе на цветомузыкальное восприятие...

Консультация: «Особенности художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке:  музыку, поэзию, предметы изобразитедьного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, т...

Методическая разработка на тему "Особенности художественно-эстетического развития дошкольников 5-6 лет"

Методическая разработка на тему "Особенности художественно-эстетического развития дошкольников 5-6 лет"...