Консультация: «Особенности художественно-эстетического воспитания дошкольников»
консультация (средняя группа) на тему
Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке: музыку, поэзию, предметы изобразитедьного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетисескими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_he_vospitaniya.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 30 г. Павлово
Консультация
Тема: « Особенности художественно-эстетического воспитания дошкольников»
Выполнила: воспитатель средней группы
Яцюк Светлана Александровн
Павлово 2014
«Особенности художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте»
«Период дошкольного детства является
едва ли не самым решающим с точки зрения
эстетического воспитания и формирования
художественно – эстетического отношения к
к жизни»
Б.Т.Лихачев?
Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке: музыку, поэзию, предметы изобразитедьного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетисескими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способность видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых дней жизни детей. Воспитание детей средствами искусства создает предмет художественного воспитания.
Эстетическое воспитание является частью всестороннего воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитание. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако вопсприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.
Результатом зстетического воспитания является эстетическое развитие. На формирование эстетического отношения детей к окружающему миру влияет развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное.
ФОГС п.2.6. предусматривает следующие задачи художественно-эстетического развития:
1.Становление эстетического отношения к окружающему миру ( природе, предметному миру, социальному, к себе)
2. Формирование отношения к искусству:
*формирование элементарных представлений о видах искусства;
*развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словестного, музыкального, изобразительного, восприятие музыки, художественной литеоатуры, изобразительного искусства)
*стимулирование сопереживания персонажм художественных произведений;
3. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления их с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях. Прежде всего это среда, в которой он живет и развивается: это окружающие его вещи, и внешний вид людей, и красивые отношения между людьми.
Так же у детей необходимо формировать художественные умения в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению,движениям под музыку, развитие словестного творчества.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, пение, рисование, лепка. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в действительности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средство претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусств.
В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, однако для развития художественно- эстетических способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т.д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание к самостоятельной творческой деятельности.
У дошкольников необходимо формировать эстетический вкус. Он проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Дети знакомятся с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи, учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства, приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.
Многообразным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. С первых деней жизни детей сопровождает устное народное творчество. Но не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувст, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, она неоходима ребенку.
Условием и средством эстетического воспитания ребенка является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем , так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.
Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею.
В развитии художественно - творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности.
Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дефференцированного подхода к занятиям и умениям детей.
«Художественно воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личностьребенка, благодаря которому у дошкольников формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность творить в искусстве»: В.Н.Шацкая. Эстетическое воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда , отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
«Художественно-эстетическое воспитание дошкольнов – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников
В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...
Консультация для педагогов "Особенности художественно-эстетического воспитания детей в летний период"
Консультация для педагогов...
Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников через художественно-эстетическую деятельность»
Консультация для родителей "Экологическое воспитание через художественно-эстетическую деятельность"...
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ: ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Приобщение дошкольников к культуре, формирование ценностного отношения к искусству является одной из приоритетных задач современной педагогики. Это определяет изменение образовательных задач и обогаще...
Консультация для педагогов" Экологическое воспитание дошкольников в области художественно-эстетического развития"
Экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного образования. В качестве социальных предпосылок развития экологического образования выступили проблемы, связ...
Консультация по художественно- эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка - дошкольника"
В стремлении воспитать маленького человека мы должны стараться, чтобы каждый фрагмент нашего «произведения» - каждая сторона личности ребенка – была яркой и интересной. Изобразительное искусство...
Консультация "«Особенности нравственно – патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»
Консультация для педагогов....