Проект "Волшебный мир театра"
проект (средняя группа)
Проект в средней группе, направленный на творческое и всестороннее развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_teatra_proekt.docx | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта проекта
«Волшебный мир театра»
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей… ”
(Б. М. Теплов)
Автор проекта: Колина В.А.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2018–апрель 2019)
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий, игровой.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 4-5 лет группы «Цветик семицветик», воспитатели группы, родители воспитанников.
По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.
Актуальность.
После беседы с детьми, выяснилось, что многие ребята еще ни разу не были в театре. Они не представляют, что это такое, кто там работает, для чего он нужен.
Те ребята, кто был в театре с родителями, с восторгом рассказывали о просмотренной сказке, но ничего не могли рассказать о самом театре и для чего он нужен. Дошколята изъявили желание поподробнее о нем узнать. Так возникла идея создания проекта «Волшебный мир театра».
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Но самое главное, что театральная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Цель данного проекта творческое и всестороннее развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности. Развить у детей речь, воображение и фантазию, привлечь к работе проекта детей, сделать проект значимым для детей и родителей; формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности.
Задачи проекта.
- Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение.
- Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
- Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
- Создавать условия для передачи детьми своих эмоций, чувств, желаний и взглядов, как в обычном разговоре, так и публично. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
- Привлечь родителей к работе над проектом.
Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры,
игры- импровизации, театральные физкультминутки, утренники, спортивные праздники.
Предполагаемые результаты:
- Театрально – игровая деятельность, наряду с другими видами детской деятельности, позволит ребенку приобретать и демонстрировать начала ключевых компетентностей.
- Коммуникативный – возможность понимать речь других, грамматически правильно строить свою речь.
- Создание условий для театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, сотрудников детского сада, организация выступления детей старших групп перед младшими).
- Задействование детей группы в проекте.
- Познакомить детей с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания.
- Приобретение и изготовление атрибутов и реквизита для театрализованных игр.
- В результате создания творческой группы из родителей и воспитателей повысится компетентность в вопросах воспитания.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
- определение целей и задач проекта;
- подбор методического сопровождения;
- организация предметно-развивающей среды;
- создание моделей театров в группе совместно с родителями;
- создание функциональных зон для театрализованной деятельности, обогащение уже имеющихся зон;
- консультация для родителей: «Театр дома»;
- определение направлений практической деятельности детей и родителей.
2 этап - реализация проекта.
Работа с детьми:
- Посещение и просмотр кукольных спектаклей в своем детском саду, организованных воспитателями.
- беседа с детьми о театре, о роли театра в жизни людей;
- рассматривание: открыток с разными видами театра (оперный, балетный, драматический, кукольный), театральных афиш, билетов;
- изготовление театральных билетов;
- знакомство с новыми типами кукольного театра: демонстрация различных типов кукольного театра (настольный, ложек, пальчиковый);
- папка передвижка для детей о различных видах театра;
- чтение небольших художественных произведений (сказки, рассказы о животных).
- заучивание наизусть стихотворений, небольших текстов театрализованных игр;
- знакомство с театральными терминами (актёр, суфлёр, режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт и т. д.);
- артикуляционная гимнастика;
- игры со скороговорками;
- выставка художественной литературы на тему: «В гостях у сказки».
- активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра;
- обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок и т. д.;
- создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита);
- репетиции с детьми спектакля для показа детям из других групп и родителей - «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей»; «Золотой ключик»;
- овладение детьми выразительными средствами для создания образа персонажей: движение, поза, мимика, жест, речевая интонаци;
- свободные театрализованные и творческие, сюжетно-ролевые, игры-драматизации; дидактические, подвижные игры детей;
- НОД.
Работа с родителями:
- консультации для родителей: «Театр дома», «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»;
- выставка - презентация разных видов театра;
- изготовление атрибутов в театральный уголок;
- изготовление театра из бросового материала;
- тарелочный театр;
- театр на стаканчиках;
- вязанный театр;
- платочный театр;
- дисковый театр;
- теневой театр;
- фетровый театр;
- пальчиковый театр;
- бумажный театр;
- театральные маски.
3 Этап - Заключительный
1. Выступление на педсовете с темой «Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2. Драматизация сказки «Золотой ключик или Приключение Буратино»
Результат реализации проекта
Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным.
1. В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности:
- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);
- дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;
- дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.
2. В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре:
- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре (имеется сцена, занавес, костюмерная и т д);
- воспитатель организует посещение театра
- в группе имеются различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.
3. Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:
- используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях;
- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;
- на занятиях по труду изготавливаются атрибуты для театральных постановок.
4. Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых:
- проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей;
- организуются выступления перед малышами.
Работа с родителями
Творчеству детей способствовал тесный контакт педагогов с родителями, где родители становились активными союзниками и помощниками в организации художественно речевой деятельности детей.
Предлагалось родителям участвовать в создании декораций к детским спектаклям, изготавливать вместе с ребятами костюмы, помогать в заучивании текстов ролей. Родители привлекались и к работе над кукольной театрализацией.
Ими оказывалась помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций.
Работа с педагогическим коллективом
Работа по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводилась в тесном контакте с музыкальным руководителем.
В подготовке театрализованных представлений принимал участие весь коллектив детского сада: помогали изготовить декорации, разработать эскизы костюмов.
Приложение №1
Театрализованное представление
по мотивам русской народной сказки
«Колобок»
Задачи:
1. Развивать у детей устойчивый интерес к тетрально-игровой деятельности.
2. Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык
сказок.
3. Воспитывать интерес к театральной деятельности.
Ход представления
Сказочница: Здравствуйте, ребятушки! Я добрая Сказочница. И приглашаю вас послушать сказку.
В мире много сказок –
Грустных и смешных.
Но прожить на свете
Нам нельзя без них!
В сказке может все случиться, наша сказка впереди!
Жили-были дед и баба, ели кашу с молоком.
И однажды дед задумал угоститься колобком.
Дед: Испеки мне колобок, чтобы был румяный бок.
Бабка: Из чего же мне испечь? Да к тому ж погасла печь! Помоги ты мне чуток, испеку я колобок.
Сказочница: Дедка бабке помог, и испекся Колобок.
Бабка: Сейчас его я остужу, на окошко положу.
Колобок: Надоело мне лежать, поучусь - ка я читать
(Берет сказки и читает.)
Надоело мне читать, лучше я пойду гулять.
Сказочница: Покатился колобок, колобок – румяный бок.
Кого встретил, угадай-ка: Летом серый, зимой белый? (Ответы детей.) Ну, конечно, зайку.
Заяц: Эй, румяный колобок, ущипну тебя за бок.
Колобок:
Ты, зайчишка, не спеши. Я спою, а ты спляши. (Поет.)
Я веселый колобок, у меня румяный бок.
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,
Обмануть я всех смогу – от тебя я убегу!
Сказочница:
Покатился колобок, колобок – румяный бок.
А кого он встретил, а кого приметил?
Кто зимой холодной бродит злой, голодный?
Ты в загадках знаешь толк. Догадался? (Ответы детей.) Это волк!
Волк: Колобок, я есть хочу и тебя вмиг проглочу!
Колобок:
Ты, волчище, не спеши, я спою, а ты спляши!
Я веселый колобок, у меня румяный бок.
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.
Обмануть я всех смогу – от тебя я убегу!
Сказочница:
Покатился колобок, колобок – румяный бок.
А кого теперь он встретил? Кто его там заприметил?
Кто ужасно косолапый, любит мед, сосет он лапу?
Поскорее мне ответь! Это был большой…медведь!
Медведь:
Колобочек, колобок, у тебя румяный бок,
До чего же ты хорош, от меня ты не уйдешь!
Колобок
Дядя Миша, не спеши, я спою, ты попляши!
Я веселый колобок, у меня румяный бок.
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.
Обмануть я всех смогу – от тебя я убегу!
Сказочница
Покатился колобок, колобок – румяный бок.
А навстречу – вот краса! – идет рыжая… Кто? Лиса!
Лиса
Колобочек, колобок, у тебя румяный бок.
И куда ты держишь путь? А не хочешь отдохнуть?
Колобок
Ты, лисичка, не спеши, я спою, а ты спляши!
Я веселый колобок, у меня румяный бок.
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.
Обмануть я всех смогу – от тебя я убегу!
Лиса
Что-то стала я стара, мне на пенсию пора.
Сядь ко мне ты на носок и пропой еще разок.
Сказочница: Колобок расправил грудь и состроил глазки.
Колобок
Прежде чем пуститься в путь,
Прочитал я сказки.
Старой хитростью живешь,
Но меня не проведешь!
Все вместе
Вот как важно сказки знать, вместе с мамой их читать!
Приложение №2
Игры, упражнения, потешки
по театрализованной деятельности
Задачи:
1. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, связную образную речь.
2. Учить обыгрывать небольшие потешки, пользоваться интонациями,
выражающими основные чувства.
Обыгрывание потешки «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележку,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Заиньке усатому,
Мишке толстопятому,
Волченку-зубастому,
Петушку горластому
Ку-ка-ре-ку.
Игра «В огород мы пойдем»
Вот идет в огород, развеселый народ (дети идут по кругу)
Надо репку посадить, всех в округе удивить
Мы лопату все возьмем, грядки вскапывать начнем (копают землю)
Дружно все копаем, репку мы сажаем (присесть и положить зерно в землю)
Не успели посадить, надо репочку полить
В руки лейки взяли, репку поливали (поливают репку)
Солнышко припекай (руки вверх и покачать ими над головой)
Нашу репку согревай (опустить руки и показать на репку)
Репка вырастет большой (показать большую репку)
Будем кушать мы с тобой (дети гладят себя по животу)
Игра- драматизация «Кошки – мышки!»
Эта ручка – Мышка,
Эта ручка – Кошка,
«В кошки – мышки поиграть,
Можем мы немножко».
Мышка лапками скребёт,
Мышка корочку грызёт.
Кошка это слышит
И крадётся к Мыши.
Мышка, цапнув Кошку,
Убегает в норку.
Кошка всё сидит и ждёт,
«Что же Мышка не идёт?»
Приложение №3
Консультация для родителей
«Использование театральной деятельности
в работе с неуверенными детьми»
Организуя театральные игры с детьми дошкольного возраста, мы часто наблюдаем случаи отказа детей от участия в этом виде деятельности. Если же детей спросишь, почему они не принимают участие в общей игре, они мотивируют свой отказ тем, что им это не интересно. Однако опыт работы показывает, что в общей игре хотят участвовать все дети, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей бояться принять участие в групповой деятельности. Таким образом, возникает вопрос - - как привлечь детей к театральным играм? - как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить их общаться со сверстниками и взрослыми? Важным является то, что - надо вовремя помочь ребенку справиться с возникшими проблемами. Иначе боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным сверстниками, нежелание получить негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых - все это как снежная лавина обрушивается на маленького человека. Загоняя его в мир страхов и сомнений. В этой ситуации на помощь ребенку могут придти куклы и театрализованные игры. Мы хотим познакомить вас со специальным методом, который можно использовать в работе с неуверенными детьми. Это метод куклотерапия. Этот метод основан на процессах идентификации ребенка со смелым героем мультика или сказки. Если ребенок имеет любимый персонаж, то можно этим воспользоваться и рассказать ему («в лицах»), как этот персонаж попадает в страшную историю, связанную с пугающим ребенка объектом, и справляется с ней. Если есть у ребенка любимая кукла, то она может быть использована для постановки небольшого спектакля, важно, только, чтобы в действующих персонажах ребенок узнавал любимую игрушку. Действительно ли подготовленные куклы ребенок сравнивает с выбранным персонажем? В этом надо убедиться в беседе «до спектакля» Этот метод основан на том, что ребенок идентифицируется в процессе прослушивания сказки или просмотра мультика с героем, которому симпатизирует. Куклотерапия помогает при различных нарушениях. Но случаи с нарушением личности требуют более длительной и серьезной подготовки, чем при эмоциональных нарушениях, не связанных с глубинными деформациями личности. Главное - создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Желание педагогов понять психологические проблемы ребенка, стремление помочь ему выйти победителем из тупиковой ситуации создают предпосылки для дальнейшей творческой деятельности. Понимая огромное значение кукольного театра для всестороннего развития ребенка, мы стремимся к тому, чтобы театральная кукла стала для ребенка мостиком, соединяющим игру с творчеством. Детям, пока они еще не совсем ушли из сферы игр и игрушек и полны творческой динамики, надо что-то переходное, ведущее их от игры к театру, так, чтобы последний являлся естественным следствием первой. К театру, как к "очень сильно действующему средству", необходимо подходить очень постепенно, чтобы не повредить нежных и оригинальных ростков детства: а повредить трафаретом изжитых уже переживаний взрослых весьма легко. Занимаясь с детьми, главной целью мы полагаем развитие их творческих способностей средствами театрального искусства. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Важнейшим в театрализованных играх является процесс на репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль. Мы стремимся к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации Главное - это понимание смысла и атмосферы театрального действа. диалоги действующих лиц. Было бы хорошо, чтобы маленькие актеры, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Знакомство детей с театрализованными играми начинается в 1-й младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, надо стремится вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально-игровой деятельности, побуждать их общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть, не препятствовать стремлению поиграть с «актерами», участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя, малыши вовлекаются в театрализованную деятельность. После того как приемы кукловождения освоены, можно приступить к постановке спектакля. Не уверенные в себе ребятишки чаще всего предпочитают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями). Занимаясь с детьми театром, надо поставить перед собой цель -сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Надо стремимся к тому, что навыки, полученные в театрализованных играх, дети
смогли использовать в повседневной жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»
В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....
Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"
В проекте рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...
"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ
Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.
Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...
Лэпбук "Театр, театр, театр"
Консультация для воспитателей старшей группы...
В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »
В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...
Консультация "Лэпбук "Театр,театр, театр""
КОНСУЛЬТАЦИЯЛэпбук «Театр, театр, театр».Выполнила: Калинкина Н. А. Театр — это волшебный край, в котором ребёнок ...
- Мне нравится (1)