Сказки (на прогулке) о труде и профессиях для дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа)
Трудовое воспитание дошкольников (социально-коммуникативное развитие) проводится и на занятиях, и в свободной деятельности. Сюжетно-ролевые игры, беседыс детьми о труде и профессиях, рассказывание сказки…Ведь именно сказки учат, что «без труда не вытянешь рыбку из пруда».Предлагаю вашему вниманию сказки, которые можно рассказывать на прогулке после наблюдения за окружающим миром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_na_progulke_zima_trud.docx | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказки на прогулке. Зима. Труд
Среди задач образовательной деятельности социально-коммуникативного развития «Труд взрослых и рукотворный мир» в Программе дошкольного образования выделены следцющие:
1. Формировать представление о труде как ценности общества, основы
достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии ивзаимосвязи видов труда и профессий.
2. Развивать интерес и самостоятельность детей в разных видах доступноготруда, умение включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстникамичерез дежурство, выполнение трудовых поручений, ручной труд и пр.
4. Обеспечивать освоение умений сотрудничества в совместном труде,
элементарного планирования, взаимодействия с партнерами, оценки результатов труда.
5. Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию втруде взрослых, оказанию посильной помощи.
Трудовое воспитание проводится и на занятиях, и в свободной деятельности. Сюжетно-ролевые игры, беседыс детьми о труде и профессиях, рассказывание сказки…
Ведь именно сказки учат, что «без труда не вытянешь рыбку из пруда».
Вот только некоторые из них: русские народные сказки: «Маша и медведь», где Машенька и пол подметет, и медведю еду приготовит. Сказка «Морозко», где падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету. Украинская народная сказка «Колосок», в которой цыплята трудились, а котенок и щенок пели да танцевали все лето. Среди авторских сказок: К.И. Чуковский «Федорино горе», С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и многие другие.
Детей знакомят с трудовой деятельностью и на прогулке. Наблюдайте за природой, приобщайте к труду, рассказывайте сказки! Попробуйте и у вас получится!
Однажды на прогулке дети наблюдали за воробьями. По ходу наблюдения воспитатель читает строчки из стихотворения В. Мирясовой
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца —
Покормите молодца.
Воспитатель: Ребята, о воробьях говорят, что они «шумный птичий народ». А я бы добавила - очень дружный. Послушайте сказку.
«Дружные воробьи»
- В одном городе под крышей многоэтажного дома жила стайка воробьев. Эти небольшие птицы прилетали на территорию детского сада к кормушкам. Там была их своеобразная столовая.
Как у всех зимующих птиц нашего края ворон, галок, сорок, дятлов, у нихесть подпушек и очень твердый клюв.Питаются они крошками и зернышками.
Но корма в зимнее время им не хватает, а сытость дает птахам тепло.Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, защищаясь от мороза.
Поэтому воробьи селятся рядом с человеком. Чтобы прокормиться и согреться возле него.
Да, зиму воробьи проводят рядом с людьми. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Вот и дети в детском саду, как могли, помогали птицам, подкармливали их. Однажды они принесли из дома корм: сухие корки, пшено. Все разложили в кормушки. На участке висели три кормушки. Девочки очень ответственно отнеслись к заданию. Они очистили кормушку от снега и насыпали зерно. А мальчики положили корки просто так, на дно кормушки, в снег.
Воробьи подлетали, увидев обильный корм, громко чирикали, созывает на пир своих собратьев. Возле расчищенной от снега кормушки воробьевсобралосьбольше. Они с удовольствием поедали зерно. А к кормушке, где хлебные крошки лежали в снегу, редко кто подлетал.
Мальчикам было стыдно, что они так отнеслись к ответственному заданию. С тех пор дети на прогулке проверяли кормушки, старались очищать её от снега и подкармливать птиц.
А птицы, прилета к кормушкам громко чирикали и радовали ребят своим присутствием.
Трудовая деятельность. Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
Январь
Очень часто на прогулке дети наблюдали за сезонными изменениями погоды, рассказывали о природных явлениях. Зимой говорили о свойствах снега; закрепляли знания о сезонном явлении — снегопаде; развивали чувство прекрасного.
По ходу наблюдения воспитатель загадывает детям загадку:
Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит (Снег)
Воспитатель: Ребята, вы заметили, что в этой зимой мало снега? Для природы это не очень хорошо. Мало снега – мало талой воды, возможна засуха. И деревья могут пострадать. Давайте попробуем их спасти. Послушайте, я расскажу вам сказку.
«Спасенные деревья»
Наступила зима. Снега было мало. Давно он не выпадал, больше недели. Детям хотелось поиграть в снежки, валяться в снегу.
Осталось только вспоминать, какой бывает снег. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
Соблюдая режим дня, дети в детском саду вышли на прогулку.Так как снега было мало, мальчики решили построить из того что есть окопы и поиграть в войну. Они стали откапывать лопатками снег у корней деревьев. Подул сильный ветер и снежинки разлетались в разные стороны. Ребята ушли с участка довольные.
- Завтра продолжим откапывать снег для укреплений,- решили они.
Ночью Серёже приснился сон. Деревья плакали и говорили о том, что при сильном морозе корни их замёрзнут, и они высохнут.
На следующий день пришел Сережа в детский сад и рассказал ребятам свой сон.
Решили мальчики спасти деревья и на прогулке стали заново засыпать корни деревьев снегом.
Трудовая деятельность: Засыпка снегом корней деревьев на своем участке. Цель: развивать умение работать сообща.
Январь
Наблюдение за трудом дворника
Цели: продолжать наблюдения за работой дворника; способствовать обогащению словаря; воспитывать любовь и уважение к работе дворника;
прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения
Воспитатель беседует с детьми о работе дворника зимой на территории детского сада
И рассказывает сказку.
«На радость малышам»
Однажды в выходные дни намело очень много снега, и дети вместе с родителями пробирались в детский сад по заснеженным дорожкам. Все недоумевали. Что случилось? Где дворник дядя Гриша?
Дети знали его давно. С утра он приводит в порядок территорию детского сада. Летом подметает дорожки, весной вскапывает клумбы, зимой расчищает от снега тротуар. Орудия труда у дяди Гриши были одни и те же. Он использует для работы метлу, лопаты, секатор, тележку. Ребята знали, как тяжела профессия дворника и часто ему помогали. Сгребали осенью листья в кучу. Вскапывали песочницу. Расчищали дорожки от снега у себя на участке.
И сегодня они очень удивились, не увидев знакомую фигуру около детскогосада. Оказалось, дядя Гриша заболел.
Выйдя на прогулку, они убрали свой участок и решили пойти на участок младшей группы. Все вместе взялись за работу, и вскоре участок малышей был расчищен для игр. Все остались довольны. А малыши больше всех! Всегда приятно совершать добрые поступки!
Трудовая деятельность Подметание дорожек на участке младших групп. Цель: воспитывать желание трудиться.
Февраль
На прогулке наблюдение за сезонными изменениями погоды Воспитательс целью расширения и углубления знаний о неживой природе и формирования интереса к природным явлениям, читает строчки:
Ветер дул всю ночь, шумели ели.
Сосны старые скрипели.
Выло, дуло, завывало.
И когда пришел рассвет,
Ветра будто не бывало,
Будто не было и нет.
Воспитатель: Ребята хотите знать, как образуется ветер? Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер. Зимой сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.
Послушайте сказку.
«Ветер-ветерок и белый Снежок»
Жил-был Ветер-ветерок. Круглый год он путешествовал по свету. С наступлением зимы подружился ветер со Снегом. Когда шла снежная туча, ветер просыпался и мчался резвиться. Снежинки, падая, его не слушались, разлетались в разные стороны. Всем было весело.
Но не нравилось это зимнему Солнцу, туча закрывала его, и оно не видело зимних утех Ветра и Снега.
И тогда Солнце подговорило Ветер быть не только легким и игривым, а стать серьезнее, показать себя во всей силе.
Поддался на уговоры Солнца Ветер-ветерок. Как только туча закрыла в очередной раз Солнце, Ветер стал дуть сильнее. Снежок, привыкший к легкому дуновению ветерка, не ожидал такой силы и закружился в вихре.Он перемещался по направлению ветра с одного места на другое.
Сталохолодно, ветрено, пасмурно. Началась настоящая метель. Наш Ветерок и сам испугался, начал убавлять свою силу. Постепенно он утих, и благодарный Снежок вновь стал падать тихо и спокойно.
С тех пор, как только Ветер хочет показать свою силу, Снежок останавливает его, и тот дует тише,прислушивается к другу.
Трудовая деятельность: Сбор снега для постройки снежного городка. Цели: формировать умение трудиться в коллективе; планировать работу.
Литература
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. — Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском садуСтаршая и подготовительная к школе группы /.И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. — 208 с. (Программа развития
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка. "Приобщение детей дошкольного возраста к труду через профессии взрослых"
От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека зависят и их интерес к труду, и развитие их познавательной деятельности, и уровень знаний об окружающей социальной действительности, и умение...
Картотека пословиц, поговорок, загадок о труде и профессиях.
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста;в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения....
Стихи для детей о труде и профессиях.
Стихи для детей о труде и профессиях....
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ТРУДЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ БЕЛОГОРЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР
Знания о труде людей творческих профессий и понимание значения данной деятельности обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его...
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ТРУДЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ БЕЛОГОРЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР
Существует расхожее мнение, что творчество отражает жизнь. Пожалуй, правильнее сказать: оно сильнее жизни, поскольку не только отражает ее реалии, но и имеет возможность раздвинуть гра...
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий посредством современных образовательных технологий
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. ...