Пальчиковая гимнастика
материал

Сулейманова Надежда Дмитриевна
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya_gimnastika.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка. Веселые игры с сопровождающими их интересными стишками доставят удовольствие не только ребенку, но и взрослому.

Не стоит забывать, что гимнастика для пальцев разработана таким образом, чтобы полностью задействовать кисти обеих рук. Поэтому не следует акцентировать свое внимание только на одной руке. Такие действия допустимы только для маленьких детей, которые еще не могут внимательно следить сразу за двумя руками.

Пальчиковую гимнастику следует начать с объяснения самого процесса игры: обязательно расскажите ребенку, что вы сейчас будете делать. Далее следует размять пальцы, сгибая их и разгибая. Для этой цели очень хорошо подойдет мягкая резиновая игрушка-пищалка. Покажите ребенку основные фигуры, которые ему потребуется повторять за Вами. Пусть ребенок также попробует их сделать. На первых этапах следует помогать ребенку поставить пальчики правильно. Но в дальнейшем Вы должны использовать только словесные указания.

Теперь можно приступать к самой игре. Не ожидайте, что ребенок сразу же  начнет выполнять все упражнения и повторять стихи за Вами. Внимание у детей достаточно ограничено, поэтому ребенок сможет запомнить только начало или конец фразы. Также возможна работа только одной рукой. Будьте терпеливы, и Ваше чадо также со временем начнет повторять полностью все упражнение.

Чтобы игра была интересной, существует пальчиковая гимнастика в стихах. Определенные движения пальчиками сопровождают словами стишков. Чтобы ребенку не надоела пальчиковая гимнастика, упражнения следует менять время от времени.

Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца. А мы забыли о наших русских народных играх типа “Сорока”, “Братья”, “Ладушки” и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: “Всё новое – это хорошо забытое старое”.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации:

В возрасте 1–2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

В возрасте 2–3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5–6 летнего возраста.

Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

Занятия и упражнения

1. 

У тебя есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо-мальчиков.

Будут-будут наши пальчики трудиться,

Не пристало чудо-мальчикам лениться!

2. Масленица

Положи блинок в ладошку

Угости мурлыку-кошку,

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.

На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов.

3. Кулачок

Как фасолинки в стручке,

Наши пальцы в кулачке.

Кулачки мы разгибаем

И фасольки рассыпаем.

Раз, два, три, четыре, пять

– Собираем все опять.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

4. Веер

Если в знойный летний день

Даже двигаться нам лень

– Мы возьмем красивый веер,

И подует легкий ветер…

Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день.

5. Пальчики-солдатики

Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!

Первый встал, за ним – второй,

Безымянный, быстро в строй!»

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

6. Щенок

Крутит хвостиком щенок

– Увидал в саду цветок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.

7. Вертолет

Вверх взлетает вертолет,

Будь внимательным, пилот!

Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Вертолет лети, лети,

Лопасти быстрей крути.

Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).

8. Солнышко

Солнышко в глазки

Светит ребяткам

Мы поиграем

С солнышком в прятки



Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.

9. Бабочка

Бабочка-капустница

Над цветком летала,

Весело порхала

– Пыльцу собирала.

Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

10. Птенчики

Приносила пташка

Птенчикам букашек.

Птенчики ждали

– Рты разевали,

Громко кричали.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

11. Кулачок

Сжали ручку в кулачок,

Положили на бочок:

Чок– чок, кулачок,

Чок– чок, на бочок!

Руки положить на стол:

– ладони прижать к столу;

– одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» – «кулак»);

– разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» – «кулак»);

Для усложнения увеличить темп движения.

12. Бусинки

Рассыпались у Люсеньки

Все маленькие бусинки.

Их соберем в коробочку,

Наденем на веревочку.

«Собирать» бусинки в коробочку. Затем «надевать» бусинки на веревочку.

13. Рубим дрова

Чтобы печку истопить,

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки —

Пусть тепло будет детишкам.

Имитировать движения рук дровосека, пальцы «сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее.

14. Веселые пальчики

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

А этот пальчик все съел,

Оттого и растолстел.

(Народная потешка)

Поочередно сгибать пальцы правой, а тем левой руки, начиная с мизинца.

15. Прятки

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

16. Пальчик-мальчик

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

17. Капустка

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

18. Пять пальцев

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет — поочередно загибать пальчики на обеих руках.

19. Лодочка

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» — поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

 

20. Карандаш 

(лучше дать ребенку карандаш с гранями)

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

21. Помощник

(насыпать на стол разной крупы. Пусть ребенок попытается определить что это?  и назовет зернышки)

Я крупу перебираю

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами,

Рис от гречки отличу. 

22. Репка

Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!Тянем-потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону),Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?Тянем-потянем, тянем-потянем!Ух (расцепили руки, потрясли кистями)!

Вытянули репку.

23. Варим компот

Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: (левую ладошку держат «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «мешают») Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, (загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика) Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (опять» варят» и «мешают») 

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;

предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;

развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;

играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;

ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;

а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

Необходимо помнить три важных правила :

пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;

после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук); 

поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...