"Родительский час"
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 64 «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
На педагогическом совете Заведующий _________ А. С. Горовая
протокол от 30.08.2018 № 1
приказ № 193 от 03.09.2018
ПРОГРАММА
Семейного клуба
«Родительский час»
Составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Разработчик: Слинчук Е. И. - воспитатель
Смоленск 2018
Положение о семейном клубе
«Родительский час»
- Общие положения.
1.1.Детско – родительский клуб – это добровольное объединение детей и их родителей.
1.2. Участниками клуба являются родители дети.
1.3. Детско – родительский клуб в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании» и другими нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального значения, настоящим положением.
1.4. Занятия, встречи, проводятся согласно программе и плану работы, в удобное для детей и родителей время.
2. Цели и задачи:
2.1. Цели:
- повышение компетентности детей и родителей (законных представителей) в вопросах, связанных со здоровьем, чувством ответственности и получением удовольствия от совместных занятий
- развитие стремления к здоровому образу жизни каждого члена общества
- привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка.
2.2. Задачи:
- формировать интерес и потребность в физическом и психическом совершенствовании своего организма
- интегрировать двигательные навыки в другие образовательные области (коммуникативно-социальное, познавательное, речевое развитие)
- повышать уверенность в себе и укреплять чувство собственного достоинства средствами физического развития
- повышать стрессоустойчивость (стабилизировать ее, снижать напряжение и беспокойство)
- формировать навыки самоконтроля, самодисциплины, умения прогнозировать свою деятельность и реализовывать свои цели
- укреплять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
- формировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверие к окружающему миру
- активизировать и обогащать педагогическими знаниями родителей, поддерживать их воспитательные возможности.
3. Организация деятельности.
3.1. Занятия проводятся 1 раз в месяц, в соответствии с планом работы.
3.3. Работ осуществляется под руководством воспитателя Слинчук Елены Ивановны
3.4 Ответственность за организацию деятельности клуба «Родительский час» несет: воспитатель группы № 6 Слинчук Елена Иванова
3.5. Содержание образовательного процесса определяется запросами родителей и возрастными особенностями детей.
3.6 программа клуба предполагают следующие разделы:
- повышение компетентности детей и взрослых в области здоровья, ощущения собственной ответственности и получения удовольствия от физических и умственных упражнений, приобретения навыков и умений расслабления (мышечного, нервно-психического), тесного взаимодействия родителей и детей
- сохранение психического здоровья, под которым понимается динамическая совокупность свойств человека, позволяющая познавать окружающую действительность, адаптироваться в ней, формировать собственные модели поведения
- формирование эмоциональной стабильности ребенка через умение управлять своим телом.
3.7 Принципы деятельности клуба
- принцип сотрудничества – не поучать, а приглашать к сотрудничеству
- принцип добровольности – добровольность интерес, внимание в общении.
- принцип партнерства – не занимать позицию «сверху»
- принцип положительного отношения к ребенку и родителям.
3.8 Члены Клуба имеют право:
- свободно выражать и отстаивать собственную точку зрения;
- открыто высказывать замечания в адрес любого члена Клуба, независимо от его положения
3.9 Члены Клуба обязаны:
- уважать точку зрения других членов Клуба, их гражданскую позицию, политические и религиозные взгляды;
- активно участвовать в мероприятиях, проводимых в рамках деятельности Клуба.
Содержание программы клуба.
Пояснительная записка
Актуальность
Новизна
Цели и задачи программы
Содержание. Этапы реализации:
Основные направления компетентности программы
Принципы
Содержание работы
Этапы реализации:
Целевая аудитория
Перспективно-тематический план клубных мероприятий на 1 год
Ресурсы программы
Ожидаемый результат
Итоги работы
I. Пояснительная записка
Актуальность программы
Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество так, что бы его развитие шло сообразно его природе и культуре страны, где он появился на свет. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, он овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. В этом семье помогает детский сад. И родители, и педагоги должны быть заинтересованы в воспитании и образовании здорового ребенка – будущего гражданина нашей Родины.
Родители должны стремиться вырастить, хорошо воспитать ребенка, а воспитатели – помочь им в этом.
Новизна:
Такая форма сотрудничества, как семейный клуб, наполнена новым содержанием: родители становятся участниками психолого-педагогического процесса. Педагоги ведут воспитательную, образовательную и коррекционно- развивающую работу. Исходя из этого, важно научить членов семьи методам и приемам по формированию социально-коммуникативных, познавательных и речевых навыков.
Идея программы клуба «Родительский час» появилась в результате анализа педагогической деятельности за последние 3 года. Была разработана программа клуба, календарные планы работы,
положение о клубе, созданы организационно-методические документы, разработки занятий, сценарии мероприятий.
Цели и задачи программы:
Цель - оптимизация и коррекция детско-родительских отношений через расширение содержания и форм совместной деятельности в рамках семейного клуба «Родительский час»
задачи:
Освоение дошкольниками положительного социального опыта, социальных ролей
II. Содержание
Этапы реализации:
Подготовительный этап (сентябрь.)
На данном этапе осуществляются следующие направления деятельности:
Подготовка материально-технической базы, разработка нормативной и организационно-методической базы для функционирования детско-родительского клуба;
Утверждение программы и планов работы по основным направлениям деятельности на текущий период;
Оформление информационного уголка клуба.
Основной этап (весь период)
Организация деятельности представлена следующими направлениями:
Проведение занятий для родителей.
Создание и пополнение стенда «Родительский час»
Обеспечение социально-психологической поддержки детей и родителей;
Организация и проведение мероприятий, согласно плану с участием детей и родителей;
Пропаганда положительного семейного воспитания.
Заключительный этап.
Подведение итогов. Представление опыта работы.
III. Ресурсы программы
Кадровые:
Руководитель программы - воспитатель: организует совместную деятельность детей и родителей, создание доброжелательную обстановку. Отвечает за контроль и координацию реализации программы.
Налаживает контакт с семьей, мотивирует родителей на изменения, проводят социально-педагогическую диагностику, участвуют в привлечении родителей к совместному проведению занятий, мотивируют их на получение психологической помощи, проводит занятия. Консультирует детей и родителей.
Методические:
1. Наличие утвержденной программы;
2. Наличие методической литературы по направлениям работы;
3. План работы «Родительский час»
5. План культурно - досуговых и спортивных мероприятий.
Целевая аудитория – дети старшей и подготовительной группы.
Перспективно-тематический план мероприятий.
Цель: оптимизация детско-родительских отношений «ребенок — родитель».
Старшая группа
№ | Тема занятия | Цели, задачи занятия | Сроки |
1 | Путешествие в осенний лес | Формирование гармонично развитой личности. Задачи: - формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (настойчивость, дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - развивать конструктивные детско-родительские отношения, творческие способности - привлекать всех членов семьи к физкультуре. | Сентябрь |
2 | «Путешествие в страну эмоций! | Цель: Развитие детско-родительских отношений. Задачи: - формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (настойчивость, дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - развивать эмоциональную сферу (понимание, осознание и принятие чувств, своих и других людей) - творческое мышление и воображение - детско-родительские отношения - творческие способности - привлекать всех членов семьи к воспитанию и образованию своего ребенка. | Октябрь |
3 | Путешествие по России | Цель: формирование гармонично развитой личности. Задачи: - формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности - представления о приемах и методах формирования эмоционально окрашенной связной речи, правильного звукопроизношения - детско-родительские отношения - воспитывать патриотизм, любовь к Родине, национальным традициям и культуре, уважение к народам нашей страны - привлекать членов семьи к физкультуре и спорту. | Ноябрь |
4 | Путешествие в страну звуков | Цель: формирование гармонично развитой личности Задачи: формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности - представления о приемах и методах формирования речевой активности, связной речи, правильного звукопроизношения - детско-родительские отношения - привлекать всех членов семьи к занятиям физкультурой и спортом. - | Декабрь |
5 | Путешествие в зимнюю сказку | Цель: формирование гармонично развитой личности Задачи: - формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности - детско-родительские отношения - привлекать всех членов семьи к занятиям физкультурой и спортом. | Январь |
Путешествие в страну сказок | Цель: формирование детско-родительских отношений Задачи: - формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности - детско-родительские отношения - привлекать всех членов семьи к занятия физкультурой и спортом - вызвать интерес к новому, развивать любознательность, стремление к познавательной деятельности - приобщать детей и взрослых к чтению, знакомить с литературными произведениями. | Февраль | |
Путешествие в весеннюю сказку | Цель: формирование гармонично развитой личности Задачи: - формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - сохранять психическое здоровье - развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности - детско-родительские отношения - привлекать всех членов семьи к занятиям физкультурой и спортом | март | |
Путешествие в добрую сказку | Цель: формирование гармонично развитой личности Задачи: - формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - сохранять психическое здоровье - развивать детско-родительские отношения, творческие способности - привлекать членов семей к занятиям физкультурой и спортом. | апрель | |
Путешествие в летнюю сказку | Цель: формирование гармонично развитой личности Задачи: - формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности - детско-родительские отношения - привлекать всех членов семьи к занятиям физкультурой и спортом | май |
Общая структура занятия семейного клуба
Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.
Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).
Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
Программа клуба предусматривает 1 занятие в месяц. Каждое занятие для родителей рассчитано на 30-35 минут. Возможно проведение заседаний по темам, предложенным родителями.
В структуру совместных мероприятий могут входить следующие компоненты:
Слово воспитателя (руководителя) отделения дневного пребывания несовершеннолетних по теме собрания;
Представление семейного опыта;
Выступление специалиста (по запросу родителей);
Обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;
Просмотр видеофильма;
Выступления желающих родителей;
Открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;
Выступление детей;
Подведение итогов.
В результате данной работы педагогов с родителями взрослые учатся признавать за
ребенком право на собственное мнение, на собственный выбор. Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Родители осознают, что мир ребенка отличается от мира взрослых, приобретают навыки активного слушания, развивают умения разрешать конфликтные ситуации, безоценочно принимать собственного ребенка.
IV. Ресурсы
Ожидаемые результаты:
- интерес родителей к работе детского сада
- повышение компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах
- улучшение детско-родительских отношений
- возрастание интереса к занятиям физической культурой и спортом
- увеличение количества семей, ведущих здоровый образ жизни
- взаимопонимание между родителями и педагогами в воспитании ребенка.
Список используемой литературы:
1. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ - М.: Айрис - пресс, 2006
Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008
2. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005
3. Трегубенко Л.А. Клуб успешного родителя. // Воспитатель ДОУ. № 6 2003Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.
3. Г. В. Мищенко «Отправляемся в путешествие» Сценарии встреч в семейном клубе. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы проведения родительских встреч. Родительское собрание в первой младшей группе. « Школа молодых матерей » ТЕМА: « Основные трудности при поступлении ребенка в детский сад. Сп
Задачи: Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1,5-3 лет.2....
Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»
Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...
Групповая консультация для родителей на родительском собрании "Отношения в семье. Стили родительского воспитания"
Результаты и последствия разных стилей родительского воспитания...
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
"Родительский клуб - как форма оптимизации родительско детских отношений"
Опыт работы организации родительского клуба на базе своей группы...
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"
Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...