РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
статья (средняя группа)
Важность театрализованной деятельности с детьми младшего возраста в образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, а нравственного и художественно-эстетического аспектов прежде всего. Воспитать человека! Воспитать Петербуржца!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_teatr.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
Важность театрализованной деятельности с детьми младшего возраста в образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, а нравственного и художественно-эстетического аспектов прежде всего. Воспитать человека! Воспитать Петербуржца!
Одним из видов художественно - эстетического воспитания детей является игровая деятельность. Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Среди многочисленных игр у детей большим успехом пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, стихотворения детских писателей. Поэтому с раннего возраста мы включаем театрализованную деятельность во все режимные моменты.
Сказка в первую очередь должна нести смысловую нагрузку, недаром издавна говорилось: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. И потому, каждая сказка, театрализованное занятие несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг другу, смело бороться со злом, не быть лентяем – уметь трудиться, вырасти настоящим Петербуржцем и т.д. Не должно быть сказки ради сказки. Задача театрального действия – воспитание детей, развитие разносторонней личности ребенка, развитие способностей детей. Театрализованная деятельность дает ребенку возможность преодолеть себя, свои комплексы, стать свободным, непринужденным, научиться не стесняясь проявлять свои эмоции.
Сказка – это одно из знакомств ребенка с национальной культурой. Красоту и мудрость народных сказок ребенок понимает и впитывает как губка. Герои этих сказок живы для ребенка, и потому дети придумывают, что могло произойти с этими героями еще. Так, на основе старых сказок создаются новые, но со старыми персонажами. Такие новые сказки со старыми персонажами дети очень любят.
Знакомство детей с различными видами театра можно начинать с раннего возраста. Педагогами замечено, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило нам в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому мы решили показывать маленькие спектакли-представления, приглашая желающих детей в них участвовать.
Педагогические возможности театрализованной деятельности не ограничены. Участвуя в данной деятельности, дети раннего возраста знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняя соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном, понятном изъяснении.
Привычку к выразительной публичной речи можно развить в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие выступления помогают преодолевать страх, стеснительность, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгранные события, развивает творческие способности детей.
Теперь хочется конкретизировать:
Основные задачи организации театрально - игровой деятельности в группе раннего возраста:
- побуждать интерес к театрально-игровой деятельности;
- поощрять участие детей в этом виде деятельности;
- обучать ориентироваться в групповой комнате и в зале;
- формировать умение и передавать мимикой , жестом, движения,
- основные эмоции.
Построение среды для совместной театрально-игровой деятельности. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности детей;
- особенности их эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные особенности.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются:
- разнообразие и содержательность тем, соответствующая данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми.
Используем театрализацию в разных видах деятельности педагогического процесса:
Например, в режимных моментах:
- кукла Лиса-Чистюля показывает, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем, последовательно выполнять действия при одевании и раздевании;
- во время кормления показывает, как правильно держать ложку, аккуратно кушать;
- в спальной комнате малышей ждет мягкая игрушка Кот Баюн
Используем персонажи-игрушки в адаптационный период (кукла Маша). Такие игрушки отвлекают детей, помогают расслабиться, снять напряжение. Кроме этого они вызывают у детей положительные эмоции, позитивные впечатления о детском саде.
На занятиях используем персонажи - игрушки как сюрпризные моменты.
Например, на физкультуре используем сказочных персонажей, чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их.
Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками).
При совместной деятельности по художественному творчеству Клоун-Карандаш приносит краски и пластилин.
Работа по совместной театрально-игровой деятельности ведется нами в тесной взаимосвязи с музыкальным руководителем. Музыкальная деятельность у детей раннего возраста проходит так же в игровой форме. Малыши любят сами ходить в гости и, чтобы к ним приходили гости, поэтому на занятиях используем знакомые художественные образы (кукла, собачка, лошадка, петушок, медведь). С этими персонажами мы слушаем и поем, танцуем и играем, знакомимся с музыкальными инструментами. Это развивает художественный и эстетический вкус, расширяет музыкальные впечатления, способствует проявлению активности.
Совместная театрально-игровая деятельность находит непосредственное отражение и в культурно - досуговой деятельности. Например, в праздниках и развлечениях. Для детей раннего возраста праздники и развлечения представляют собой наиболее яркие события в их жизни. Они доставляют радость и эстетические переживания. Исполнителями персонажей являются воспитатели и музыкальный руководитель.
В работе с детьми раннего возраста театрализованные игры используем, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Сказки-драматизации небольшие по времени, 10-15 минут, доставляют детям радость, более длительные сказки вызывают у детей-артистов перенапряжение и утомление. Во всех разделах драматизации очень важно для полного раскрытия ребенка, для его свободного проявления эмоций не перегружать, не завышать планку требований. Иначе мы получим обратное: ребенок будет утомляться, и не будет получать положительных эмоций, и естественно, в дальнейшем этот вид деятельности не только перестанет интересовать ребенка, но и вызовет отторжение.
Для успешного проведения театрализованных игр создаем доверительную атмосферу и импровизируем, используем главный методический прием - многократное повторение. Участвуя в театрализованной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки. В результате этого добиваемся достижения необходимого художественно-эстетического эффекта на личность ребенка.
Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Наша задача создать условия для её проявления и развития.
Поэтому в группе наше внимание направлено на обогащение предметно-развивающей среды.
В уголке по музыкально- театрализованной деятельности мы разместили различные виды театров:
- Фланелеграф
- Пальчиковый театр. Ребёнок надевает куклу на пальцы, и сам действует за персонажа, при этом развивается мелкая моторика, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, воображение, ребенок учится передавать настроение и характер персонажа.
- Театр бибабо. Во время представления дети имеют возможность напрямую общаться с персонажами, участвуют непосредственно в действии спектакля. Малыши с удовольствием отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, они смеются и грустят вместе с персонажами, расстраиваются из-за неудач сказочных героев и радуются успехам. После просмотренного кукольного спектакля даём возможность детям продолжить общение с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели спектакль.
- Настольный театр является любимым театром детей раннего возраста . Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем! Дед бил, бил, не разбил! .Тянут, потянут..).
Делая вывод, можно сказать, что процесс совместной театрально - игровой деятельности воспитателя, это эмоциональное влияние на развитие театрально - игровой деятельности детей, которая проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Как это важно! Идет развитие дошкольника во всех отношениях: развитие его способностей, творчества. Работа по театрализованной деятельности необходима, и начинать надо с самых маленьких. В сказке добро всегда побеждает зло, так давайте начнем со сказки!
Список используемой литературы:
- По материалам сайта: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/10/19/sovmestnaya-teatralno-igrovaya-deyatelnost-s-detmi
- ФГОС
- По материалам сайта: http://planetadetstva.net/
- Мария Зацепина «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»
- М.Ю.Картушина «Забавы для малышей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
Статья и сценарий мероприятия....
Примерный индивидуальный план развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями в Службе ранней помощи.
Аннотация: ранний возраст- самый важный этап в развитии ребенка. Это связано с тем, что он является сензитивным для развития многих функций. В данном возрасте активно формируются моторные функции, ори...
«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности»
Виды театра (основные). Из опыта работы в логопедической группе....
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особенности воспитания»
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особе...
Статья РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
Развитие ребенка раннего возраста с помощью театрализованной деятельности в пространстве ДОУ...
Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...