Программа кружка "Мир тепла и доброты"для средней группы
рабочая программа (средняя группа)
Формировать представление о нормах поведения детей средствами игровой и практической деятельности,привить любовь к традиция семьи, побудить к активным добрым действиям: помочь,проявить заботу,внимание,успокоить,порадовать,воспитание социально-этических качеств дошкольников на основе устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 38.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастная группа: средняя
Периодичность проведения занятий:
1 раз в неделю до 20 минут
Количество занимающихся: 12 детей
Расписание занятий на 2019-2020 учебный год: Четверг, 15.30,
Пояснительная записка
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
- Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему.
- Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура - человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.
- Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша.
- Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша.
Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности, К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности. Ребенка как показатель уровня его нравственного развития. Личность каждого ребенка - забота о его моральном развитии -сегодняшним и перспективном - требует повседневного внимания со стороны педагога. Поэтому ведущая роль принадлежит педагогу. Он влияет на сферу чувств ребенка, воспитывает привычки нравственного поведения, формирует правильные представления о некоторых моральных качествах и доступных детям явлениях общественной жизни, постепенно развивать способность к оценке.
Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способен решить кружок.
Опираясь на опыт своей работы с детьми дошкольного возраста по нравственному воспитанию детей, пришла к выводу, что нужно углубленно изучить эту тему и внедрить в работу с детьми. С этой целью организован кружок « Мир тепла и доброты».
Цель кружка: приобщение детей к истокам русской народной культуры, накопление ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний и умений.
Задачи кружка «Мира тепла и доброты»
1. Формировать представление о нормах поведения детей средствами игровой и практической деятельности.
2. Формировать семейные ценности у детей с участием родителей.
3. Привить любовь к традициям семьи.
4. Познакомить детей с элементами православной культуры (архитектурой, иконописью, праздниками).
5. Создать условия для духовного развития личности дошкольника (материальные, социальные).
6. Формировать особой психологической среды посредством приобщения дошкольников к народным традициям и обычаям.
7. Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, а так же формировать правильной самооценки.
8. Пополнение материально-технической базы для ведения работы по развитию личности через его духовные ценности.
9. Воспитание социально-этических и эстетических качеств дошкольников на основе устного народного творчества.
10. Побуждение к активным добрым действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Для развития перечисленных норм поведения используются различные методы:
- Словесный метод:
Чтение литературных произведений, проведение игр, загадывание загадок, рассматривание наглядного материала, проведение викторин, конкурсов
- Наглядный метод:
Наблюдения, проведение дидактических игр, моделирование сказок
- Практический метод:
Проведение игр различных видов (строительных, подвижных, инсценировки),
Принципы деятельности кружка
базируются на принципах личностно-ориентированного образования
1. Принцип любви:
- отношение педагогов к детям, сотрудникам и родителям;
- детей к сверстникам, родителям и воспитателям с любовью (забота о ближнем,
сопереживание в радости и в горе);
- воспитание чувства любви у детей к окружающему миру, себе, ближнему.
2. Принцип послушания:
- педагог на занятиях посредством игр и игровых упражнений формирует у детей
послушание как основу добродетелей;
- в беседах, консультациях с родителями педагог разъясняет важность формирования
послушания у детей дошкольного возраста и помогает им выстроить правильные
взаимоотношения с детьми, учитывая их возрастные особенности.
3. Принцип социально-производственной направленности:
- в работе с детьми педагог учитывает характерные особенности населенного пункта, виды деятельности родителей воспитанников и знакомит детей с производством. При этом обращает внимание на пользу, которую дает данное производство для всех людей, проводит аналогию производства с христианскими принципами жизни;
- использует наработки «Музея профессий», вместе с детьми участвует в создании музея;
- своим примером, примером родителей формирует у детей уважение к труду взрослых, воспитывает трудолюбие, послушание, используя игры и упражнения.
4. Принцип культуросообразности:
- свою работу с детьми строит на основе церковного календаря;
- на занятиях кружка знакомит детей с культурой и православными традициями,
воспитывая благоговейное отношение к святыням;
- помогает родителям формировать и возрождать семейные христианские традиции;
- создает культурную среду в группе, способствующую душевному и духовному развитию
личности ребенка.
5. Принцип индивидуального подхода:
- на занятиях педагог, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, предлагает дифференцированные задания для выполнения;
- в беседе с родителями советуется о выборе педагогических методов и воздействий на ребенка.
Структура организаций занятий «Мира тепла и доброты»
- В каждой возрастной группе проводится одно тематическое занятие в неделю во вторую половину дня.
- Длительность занятий:
- Средняя группа - 20 мин.
3. В каждое занятие включает в себя несколько компонентов:
а) содержание в соответствии с тематикой;
б) сопутствующее содержание из двух других блоков в соответствии с темой;
в) выход с результатами практической деятельности на события жизни
Результативность программы:
- Развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
- Повышение компетентности детей в области нравственности.
- Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.
4. Умение культурно общаться и оценивать свои поступки.
Планирование обучающее - познавательной деятельности в средней группе
Тема | Задачи | Содержание | ИЗО | ИГРА | |
Сентябрь Сентябрь | Гуляй да присматривай ся (экскурсия) | Уточнить знания детей о приметах осени через дидактическую игру, заучивание заклички. Познакомить детей с народными поговорками, приметами сентября. | Загадки. Поговорки Приметы Дидактическая игра «С какого дерева листок» Закличка «Осенушка-осень». | Рисование «Лес, точно терем расписной» (тычок, кисть) | Р.н. игра «Чёрный петух» |
«О послушании в семье». | Воспитывать у детей послушание и бережность, доброту и щедрость. Воспитывать сдержанность и преодоление упрямства и своеволия. | Загадки про семью | Рисование «Моя семья» | «Семья» | |
Как помириться?» (по сказке «Лиса и журавль). | Развивать логическое мышление и моральное сознание детей, через установление причинно-следственных связей между свойствами характера людей и их поступками: жадность приводит к ссоре, непонимание другого – приводит к ссоре и т.п. | Загадывание загадок: про зверей Рассказ сказки. Игры с детьми | Рисование по мотивам сказки «Лиса и журавль» | Р.н. игра «Лисичка сестричка». | |
Любимая сказка. | Познакомить детей с героями сказок. | Рассматривание иллюстраций из сказок. Загадки. | Рисование +аппликация «Мой любимый герой» | «Узнай кто я». | |
Октябрь | «Долг платежом красен» (по сказке «Муравей и голубка»). | Способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности как милосердие, благодарность, взаимовыручка. «Сам погибай, а друга выручай», «Долг платежом красен». Способствовать развитию в детях чувства благодарности. Воспитывать милосердие и стремление помочь другу в беде. | Рассматривание иллюстраций. Сказка «Муравей и голубка» | Рисование «Голубь» (ладонь) | «Гуси-лебеди». |
В гости к Терёшечке. (развлечение) | Продолжать знакомить детей с русским обрядам – капустницей. Воспитывать желание участвовать в русских народных играх, слушать сказки, отгадывать загадки. | Рассказывание сказки Русская народная игра «Баба Яга». Загадывание загадок Рубка капусты. | Аппликация «Избушка» | «Баба Яга» | |
Добрые дела | Рассказать детям о добрых делах. Воспитывать чувство уважения и помощи друг другу. | Рассматривание игрушек Чтение стихов о добрых делах. Словесная игра «Назови игрушку». | Рисование «Добро» | «Помоги другу» | |
«Зимние заботы». Работы в подарок ноябрьским именинникам. | Знакомить детей с правилами доброй совестливой жизни с близкими- формировать и расширять представления детей о духовно- нравственных качествах: внимание, забота, нежность, любовь, благодарность и послушание. | Изготовление подарков для именинников. Р.н. игра «Каравай-каравай» | Лепка «Подарки» | Игра «Каравай-каравай». | |
Ноябрь | «В согласии жить - никто не одолеет» (по сказке «Зимовье зверей»). | Уточнить представления детей о диких и домашних животных. Способствовать пониманию таких нравственно-этических категорий и качеств как дружба и согласие. Учить понимать и использовать поговорки «Согласного стада волк не берет» и «В согласии жить - никто не одолеет». | Загадывание загадок Поговорки «Согласного стада волк не берет» и «В согласии жить - никто не одолеет». | Роспись игрушек «Звери» | «Звери в лесу» |
«Чудесная птица». | Воспитывать чувство любования птичками- созданиями Божиими. Поддерживать в детях желание радоваться миру. | Словарная игра «Назови птиц» Рассматривание картин. | Рисование «Нарисуй птицу» | Р.н. игра «Птицы и птенчики». | |
«Кто зазнается, без друзей остается» (по сказке «Черепаха и заяц») | Учить детей при пересказе соблюдать последовательность событий сюжета прослушанного произведения. Расширять словарный запас детей, учить их понимать значение слов: самонадеянный, хвастливый, тщеславный – скромный, упорный, настойчивый. Подводить детей к пониманию смысла пословицы «Кто зазнается, ни с чем остается». | Рассказывание сказки. Пословицы «Кто зазнается, ни с чем остается». | Лепка «Черепаха» | Игра «Зайка» | |
Бабушкин сундук (женский костюм). | Показать различие девичьей и женской одежды. Развивать художественный вкус, творческое воображение ( на примере вышивки) | Рассматривание сарафана Рассматривание рубахи. Головные уборы. Примерка костюма девочкой | Рисование «Красная девица» (русский костюм). | Игра «Золотые ворота». | |
Декабрь | Лапти. | Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта, (материале, назначении) | Проблемная ситуация с р.н. костюмом с современной обувью, рассматривание лаптей. Показ способа носки (онучи – лапти) Вспомнить загадку. Игра «Лапти». | Ручной труд – плетение «Коврик» Из полосок без основы. | Р.н. игра «Лапти». |
Бабушкин сундук (мужской костюм) | Познакомить с русской народной одеждой мужчин. (Рубаха-косоворотка, штаны – порты, кушак-пояс). Отразить красоту, пользу, прочность. | Рассматривание рубаха, порты, картуз. Примерить костюм мальчику. | Русский костюм «Добрый молодец». | «Бояре»-игра | |
«Аленушка» (поделки куколок из бумаги и ткани). | Развивать интерес детей к поделкам через сказки, загадки, заклички. Учить последовательности изготовления фигурки из бумаги. Закреплять правильное название форм и деталей. | Изготовление кукол из бумаги и ткани | Аппликация «Аленушка» | Театр кукол | |
«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» | Познакомить детей с предметами обихода – прялкой. Показать способ прядения на прялке. Закрепить желание играть в русские народные игры. Воспитывать трудолюбие и справедливость (сказка). | Наблюдение за прядением на прялке. Рассматривание прялки и веретена. Сказка «Золотое веретено» Игра «Прялица». | Рисование «Укрась прялку». | «Прялица»-р. н. игра | |
Январь | Гончары | Познакомить детей с гончарным промыслом. Учить детей по внешнему виду различать кринку, творожницу, носоватик. Воспитывать бережное отношение к труду гончаров. | Путешествие в город мастеров. Дидактическая игра «Назови правильно». Знакомство со старинной глиняной посудой: носоватик, творожник, кринка. Игра «Горшки». | Вырезывание из бумаги «Творожница» «Кринка» Лепка «Кружка» - ленточный способ. | «Горшки»- р. н. игра |
Новогодняя ёлка | Зажечь искорку интереса к жизни народа на Руси в разные времена. Дать представление о традиции встречи Нового года. Украшение ёлки на Новый год. | Беседа о праздновании Нового года. Сказка «Новогодняя ёлка». Коллективная аппликация «Ёлочка нарядная». | «Сапожок» - вырезывание по трафарету и роспись. | «Пустое место». | |
«На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны». | Знакомить детей с событиями Благовещения Пресвятой Богородицы. Формировать представления о народных традициях дня Благовещения и их духовном смысле. | Рассказывание воспитателем о празднике. Разучивание пословиц. | Вырезывание ангелов по трафарету «Украсим ёлку». | «Два мороза» | |
«Татьянин день». | Познакомить с Татьяниным днём через игры, конкурсы, аттракционы. Воспитывать желание познать и возродить лучшие традиции русского народа. | Рассказ о Татьянином дне. Конкурс эрудитов. «Назови цвет» «Назови ласково». Конкурс знатоков «Бытовые приборы – помощники». Аттракцион «Узнай друга». | Рисование «Цветы» - Городецкая роспись. | Хоровод «Ходит Ваня». | |
«Доброе сердце» | Уточнить представления детей о дружбе, взаимовыручке на основе сказки, пословиц. Воспитывать дружеские взаимоотношения. | Чтение р.н. сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный», Беседа по сказке – что, значит, быть друзьями? Вспомнить пословицы о дружбе. Игра «Дрозд».
| Кляксография «Мои друзья». | «Дрозд». | |
«Верность родной земле». | Познакомить детей с родным краем. Воспитывать доброжелательное отношение к наших бабушкам и дедушкам. | Рассматривание родословий. Дети участвуют в подборе одежды. Рассказ о значении родословий. | Рисование дерева | «Папа, мама и я». | |
Февраль | «Валентинов день» (групповой праздник) | Познакомить детей с неизвестным, но очень интересным и своеобразным праздником, его традициями и обычаями. Воспитывать дружеские взаимоотношения. | Рассказ о празднике Игры: «Подари улыбку», «Собери яблоко», «Меткие стрелки», «Хозяюшки», «По камушкам», «Всё мы делим пополам». Дарение «валентинок» | Ручной труд «Валентинки». (из картона) | «Дрозд». |
Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Воспитывать в детях послушание к старшим, терпение; заботливость, внимательность к близким людям. | Чтение сказки «Аленушка и братец Иванушка» Рассматривание картины Познакомить с картиной В.М.Васнецова «Аленушка». | Рисование «Аленушка» девочки Братец Иванушка (мальчики) | «Петушиный бой». | |
Март | «Чудесный сундучок добрых дел» | Уточнить знания детей о старинных предметах быта. Знакомство с чудесным сундучком – «сундук загадок». Воспитывать желание играть в русские народные игры «Отгадывание». | Рассматривание чудесного сундука. Загадывание загадок: самовар, часы, пила, утюг, стол. Р.н. игра «Отгадывание». | Аппликация «Чашка с блюдцем» (из бумаги, сложенной вдвое). | «Попрыгунчики». |
«Нитки и ткачество». | Продолжать знакомство детей с особенностями труда людей в деревне. Расширить знания и словарь по теме «Нитки. Ткачество». Обогащать опыт детей; развивать зрительные и тактильные анализаторы. Воспитывать интерес к русской истории. | Наблюдение за прядением ниток. Рассматривание веретена, прялки. Загадки о веретене и прялке. «Смотай клубочек» Дидактическая игра «Для чего нитки нужны» | Рисование «Узор на полотенце» | «Иголка, нитка, узелок». | |
«Кружевной воротник» | Познакомить детей с предметами рукотворного мира (воротник, салфетки). Показать красоту и изящество рукоделий. Воспитывать желание воспроизводить кружевные образы в изодеятельности. | Выставка кружева. Наблюдение за вязание кружева Игра «Узнай узор и назови его». Рисование «укрась воротник». | Портрет «Мамочка любимая» | «Пирог», «Кружева». | |
«Ой, ты, масленица». | Возродить старинный народный праздник – Масленицу. Познакомить детей со смыслом игр и забав на празднике – пробудить весну – дать силу Солнцу и Земле. | Закличка «Масленица». Русские народные игры: «Пирог», «Крута гора», «Петушиный бой», «Горелки». | Рисование по сказке «Соломен ная Масленица». | «Крута гора». | |
Апрель | «Чудесный сундучок». (итоговое) | Продолжить знакомство с чудесным сундучком. Закреплять знания о предметах обихода в деревне. | Загадки: зеркало, шапка, лапти. Игра «Отгадывание». Составляем кроссворд. | Аппликация «Сундучок» ( узор из бумаги, сложенной гармошкой) | «Отгадывание». |
«Никитин день» | Познакомить детей с днём Никиты – это праздник озёр, рек, ручьёв, которые олицетворяют сказочный образ Водяного. Продолжить знакомство детей с русским фольклором: сказкой, игрой, обрядами. | Рассказывание об обрядах, связанных с этим днем (гостинец водяному) Р. н. игра «Озеро, ручеёк». Сказка «Никитин день». Р.н. игра «Водяной». | Аппликация «К нам весна шагает быстрыми шагами» (обрывание). | «Водяной» | |
«Благовещение» | Познакомить детей с празднованием одного из любимых народных праздников: третьей, решающей встрече весны – Благовещенье. | Рассказ о празднике. Игра «Смех». Загадки о птицах. Р.н. игра «Жаворонок». Игра «Воробушек». | Лепка, рисование (городецкая роспись), аппликация (из геометрических фигур) на тему «Птицы» | Жаворонок – р. н. игра | |
«Вербное воскресение» | Познакомить детей с празднованием «вербного воскресения». Дать знания о лечебном значении вербы. Воспитывать желание принимать активное участие в беседе и русской народной игре. | Рассматривание веток вербы. Рассказ о лечебной силе веток. Р.н. игра «Займи место». Угощение: печенье, «барашки» (с вербными почками) | Рисование «Ветка вербы». | «Ручеёк». | |
Май | «Дети и птицы зимой». | Знакомить с народными приметами весны. Закрепить знания детей о характерных признаках весны. Разучить закличку о весне «Жаворонушки». Воспитывать милосердие и внимательное отношение к людям, животным и птицам; доброе внимание и чувство заботы о малых пташках; сострадание по отношению к нуждающимся в помощи и стремлении помочь. | Вспомнить приметы весны (на основе наблюдений) Познакомить с народными приметами. Чтение сказки «Как весна зиму поборола». Заучивание заклички «Жаворонушки». | Рисование «Птицы». | «Воробей» |
«Пасха». | Познакомить детей с праздником пасхи. Рассказать об обычае на пасху – обмениваться яйцами, о значении этого действия. Воспитывать желание играть в р. н. игры. | Приметы на пасху. Закличка «Солнышко-вёдрышко». Р.н. игра «Верба, вербочка». Р.н. игра «Чьё яйцо дольше прокрутится?» «Катание яйца с горки». | Роспись «Пасхального яйца» (писанка). | Игры с яйцами. «Солнышко-вёдрышко». | |
День славянской письменности и культуры. Наши буквицы. | Приобщить детей к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц. Расширять представления детей о культурном наследии своего народа посредством введения их в книжную культуру. | Рассматривание, обследование. Показ способа рисования букв. | Аппликация букв | «Займи место». | |
«Ковёр самолёт» | Показать детям, что лоскутное шитье-это художественная работа, приносящая в дом пользу и красоту, бытовое удобство и духовность настоящего искусства. Воспитывать вкус, фантазию. | Мини-выставка «Лоскутная сказка» Показ способа изготовления. | Аппликация «Ковёр- самолёт», (из ткани) | Р.н. игра «Солнышко-вёдрышко». |
Литература:
- Истоковедение.Том 5.Издание 5-е, дополненное-М.: «Истоки», 2011г.
- Миронов В.А. «Народный календарь», Москва 2005 г., АСТ-Астрель.
- Рожнова П.К. «Русский народный календарь», АиФ-Принт. Москва 2001 г.
- Петров В.И., Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. «Осенние праздники, игры, забавы для детей», Москва 2001 г. «Сфера».
- Истоковедение.Том 11.-М.: «Истоки», 2009г
- Радынова О.П. «Баюшки-баю», Москва «Владос» 1995 г.
- Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство», Москва «Просвещение» 1984 г.
- Федотов Г. «Дарите людям красоту», Москва «Просвещение» 1985 г.
- Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду», Москва «Просвещение» 1972 г.
- Аникин В.П. «Русские пословицы и поговорки», Москва. Художественная литература 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Добро и доброта в средней группе
Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей....
Сценарий занятия «Уроки доброты» в средней группе.
Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков, развивать сообразительность, внимание, память, интерес к занятию, воспитывать уважение к старшим, умение играть дружно со сверстн...
Проект "Неделя тепла и доброты" в младшей группе
Цель проекта:Помочь сформировать представление о том, что доброта есть проявление красоты душиЗадачи:Помочь детям понять, что такое доброта, добрые поступки;Познакомить детей со словами приветствия и ...
Отчет о проведении недели доброты а средней группе.
Цель проведения "недели доброты" – раскрыть и осмыслить представление детей о доброте как о ценном, качестве человека, углублять представления о важности и необходимости просить ...
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Уроки доброты» в средней группе.
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного обществаРешая задачи воспитания, необходимо опереться на разумн...
Сценарий праздника «Весна пришла – тепло и радость принесла!» (средняя группа)
Сценарий праздника «Весна пришла – тепло и радость принесла!» (средняя группа)Цели и задачи:Создавать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем; Расширят...
Конспект НОД "Что такое доброта" для средней группы
Конспект НОД ФЭМП для средне группы...