Проект "Юные финансисты"
проект (средняя группа)
Разработка проекта по финансовой грамотности для детей средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Юные финансисты | 330.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №26 «Радуга» города Дубны Московской области
Проект
Юные финансисты
на 2020 учебный год
средняя группа «Ромашка»
Разработала:
воспитатель высшей квалификационной категории
Моросанова Ольга Владимировна
Дубна 2020
Проект «Юные финансисты»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование Проекта | Юные финансисты |
Основание для разработки Проекта |
|
Заказчики Проекта | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №26 «Радуга» города Дубны Московской области, родители (законные представители) воспитанников средней группы «Ромашка» |
Составитель Проекта | Моросанова Ольга Владимировна - воспитатель высшей квалификационной категории |
Цель Проекта | Формирование первичных экономических представлений об экономических категориях «потребности»; «труд»; «товар»; «деньги»; «семейный бюджет». |
Задачи Проекта |
|
Срок реализации Проекта | январь 2020г - май 2020г |
Тип проекта | Информационный; практико-ориентированный, групповой |
Основные исполнители Проекта |
|
Образовательные области | познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие |
Ожидаемые результаты |
|
Координация и контроль реализации Проекта |
Формы предоставления результатов:
|
Пояснительная записка
Международная практика свидетельствует о том, что в современных условиях необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором данных преобразований выступает государство через утверждение Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечения к ее реализации государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон.
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
В рамках Национальной стратегии повышения финансовой грамотности 2017-2023гг, была выделена целевая группа: учащиеся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования как целевая группа населения, составляющая потенциал будущего развития России.
С целью реализации возникла необходимость разработать и реализовать образовательные программы по повышению финансовой грамотности, в том числе, учебно-методические комплекты для различных целевых и возрастных групп учащихся образовательных организаций.
Образовательный проект «Юный финансист» разработан в целях финансового просвещения детей дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Актуальность темы
Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов.
Лоренс Питер
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны.
Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
Данный проект разработан в рамках программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Содержание проекта предполагает организацию деятельности детей среднего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Реализация проектных мероприятий организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.
Формы работы:
• беседа, обсуждение, дискуссия,
• просмотр слайд-презентации, мультфильма,
• коллекционирование,
• чтение художественной литературы,
• игровые ситуации,
• решение проблемных ситуаций,
• рассматривание картин,
• сюжетно-ролевая игра,
• продуктивная деятельность,
• экскурсия.
Ресурсное обеспечение:
1. Компьютерное оборудование
2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»
4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».
5. Карта «Путешествие денежки»
6. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»
7. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
8. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы
Этапы разработки и реализации проекта
Этапы | Содержание | Срок |
1этап– подготовительный | - выбор тематики проекта; - вовлечение детей и воспитателей в работу над проектом; - подбор материала для проекта; - планирование основных мероприятий. | Январь |
2 этап – основной | Реализация плановых мероприятий | Февраль - Апрель |
3этап– заключительный | Подведение итогов. | Май |
Перспективный план
реализации проекта через разные виды детской деятельности
№ | Тема | ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ | Программное содержание | Примечание | |
январь | |||||
1 | Беседа с детьми «Что такое потребности?»; «Потребности семьи». | Познавательное развитие Речевое развитие | Формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека. «Бюджет моей семьи» Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда. | (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Игра «Бюджет моей семьи» | |
2 | «История денег» | Познавательное развитие Речевое развитие | Научить понимать назначение денег, вызвать интерес к прошлому предмета; Способствовать развитию любознательности, логического мышления; Развивать инициативу, организаторские способности детей. | Демонстрация детям слайд-презентации «История денег» Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран. | |
февраль | |||||
3 | Рассуждения «Что необходимо человеку?» «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка) | Познавательное развитие Речевое развитие | Формирование первичных экономических представлений; уметь определять основные потребности человека. Определять разницу между «хочу» и «надо». | (Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.) | |
4 | Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда) | Познавательное развитие Речевое развитие | Раскрыть значение труда в жизни человека. | Д/И «Что сделано руками человека?» | |
5 | Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень) | Познавательное развитие Речевое развитие | Раскрыть понятия: труд и лень. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде. | Чтение сказки | |
6 | Путешествие в Страну профессий. | Познавательное развитие Речевое развитие | Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы. | Д/И «Кому что нужно?» | |
март | |||||
7 | Беседа «Зачем всему надо учиться?» | Познавательное развитие Речевое развитие | Развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни; способствовать развитию мышления и творческой активности детей. | ||
8 | Просмотр мультфильма про Незнайку. | Познавательное развитие Речевое развитие | Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. | (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?) | |
9 | Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?» Рисование «Моя будущая профессия» | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Обогатить знания детей о различных видах профессии. | ||
10 | Беседа «Профессии моих родителей» | Познавательное развитие Речевое развитие | Формировать представления детей о трудовой деятельности - её цели, планировании, общественном значении; Развивать у детей интерес к труду взрослых и уважение к человеку-труженику (на примерах из жизни близких людей); Воспитывать старательность, добросовестность, привычку доводить начатое дело до конца и добиваться хороших результатов. | ||
апрель | |||||
11 | Д/И «Кто что делает?» | Познавательное развитие Речевое развитие | «Кто что делает?» Цель: учить детей подбирать как можно больше глаголов к названию профессии. | Врач что делает? Повар что делает? Дворник что делает? Парикмахер что делает? (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет) | |
12 | Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. | Познавательное развитие Речевое развитие | Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе. | (первичное понимание термина «товар» «полезность товара») С/Р игра «Кафе» | |
13 | Игровая ситуация «Где можно взять товар?» | Познавательное развитие Речевое развитие | Развитие игрового опыта детей через освоение первоначальных представлений ролевого взаимодействия. | С/Р игра «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины) | |
14 | «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя -первичное представление о рекламе товара) | Познавательное развитие Речевое развитие | Формирование у детей целостного представления о ярмарочных гуляниях на Руси. Формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры. | (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара) | |
май | |||||
15 | Беседа с детьми «Что такое деньги?» | Познавательное развитие Речевое развитие | Продолжать знакомить воспитанников с деньгами, учить обращаться с деньгами правильно. | (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций) | |
16 | Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» | Познавательное развитие Речевое развитие | Расширять представления детей о том, как складывается семейный бюджет, познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги). Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. | Словесная игра «На что бы я потратил деньги?» | |
17 | Д/И «Семейные расходы» | Познавательное развитие Речевое развитие | сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения | Картинки; потребности и расходы семьи | |
18 | Деловая игра «Финансовая азбука» | Познавательное развитие Речевое развитие | Итоговое |
Итог проекта
При реализации данного проекта, мы наблюдаем начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Ребята на занятиях в игровой форме, интересного и познавательного сюжета знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье. Мы ожидаем, что в результате нашей работы дошкольники получат необходимые знания, и их родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Методическое обеспечение:
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. №4. с.55, 2003г.
- Блохина О.А., Терешева О.В. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Калининград: КОИРО, 2017г.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. №7. с.8.,2009г.
- Киреева Л.Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / Волгоград: Учитель, 2008г.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001г.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006г.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. №4. с.63, 2003г.
- Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д. Шатова. – М., 2005г.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. №4. с.128.,2003г.
Интернет ресурсы:
https://www.minfin.ru/ru/document
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-finansovaja-gramotnost.html
https://edu-time.ru/pub/112419
Приложение к проекту.
Беседа «Потребности человека»
Цель: сформировать у детей представления о материальных и духовных потребностях человека, развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, развивать мышление, внимание, речевую активность.
Оборудование: игрушка - ЭконоМишка, набор картинок по теме «Потребности», карточка с изображением предметов, относящихся к потребностям: материальным и духовным, цветные карандаши: красный и синий на каждого ребенка.
- Ребята, к нам в детский сад пришел ЭконоМишка и сегодня он хотел бы с вами побеседовать о важных вещах для нашей жизни.
- Как вы думаете, что необходимо человеку для его комфортной жизни? (Дети отвечают)
- Верно, люди постоянно в чем-то нуждаются и все, что вы назвали, требуется им для поддержания жизни, улучшения ее условий, достижения намеченных целей и называется потребностями.
- Для того чтобы удовлетворить свои потребности в еде, одежде, жилье, предметах быта и многом другом, необходимо трудиться.
Игра с ЭконоМишкой «Назови профессию»: детям показывается картинка с определенной потребностью, они называют профессию, которая помогает удовлетворить данную потребность. (Нпр.: обувь – сапожник, еда – повар, дом – строитель и т.п.)
- Все предметы, которые мы назвали, относятся к материальным потребностям людей. А существуют еще такие потребности, которые делают нас счастливыми и необходимы нам для души, их называют духовными.
- А что вам нужно для того, чтобы вы были счастливы? (любовь, дружба, забота, общение, игра и т.п.)
- Верно, для души нам необходимы многие вещи – игра, музыка, театр, картины, праздники и многое другое.
Физминутка с ЭконоМишкой «Будем прыгать и скакать»
Задание от ЭконоМишки: рассмотрите картинку, предметы, относящиеся к материальным потребностям, обведите красным карандашом, к духовным потребностям – синим.
«Наши потребности»
Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.
Задачи
- Образовательные: повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;
- Развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
- Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств.
Ход игры
Воспитатель (В.) Сегодня мы отправимся в путешествие по потребностям. Уточним, без каких потребностей человек может прожить, а без каких нет. Вспомним, от чего они зависят. Распределим потребности по важности для человека.
Игра «Найди себе пару»
Материалы: карточки с изображением людей и разными возможными их потребностями.
Ход игры
Дети стоят в кругу. Воспитатель держит поднос с карточками (на одних карточках изображены люди, на других – предполагаемые их потребности). Воспитатель просит детей взять по одной карточке и по сигналу (по хлопку) найти сверстника с подходящей по смыслу карточкой ( например: дедушка и очки, менеджер и компьютер, школьница и тетрадь и т.д.)
Воспитатель задает вопросы:
– Что такое потребности? (То, что человек хочет иметь.)
– Почему для девочки выбрали куклу, а не швейную машинку?
– Почему вы решили, что фотограф нуждается в фотоаппарате?
– Можно поменять: маме – швейную машинку, а швее – сумку? (Да.)
– Почему?
– Папе – компьютер и телефон, а менеджеру – автомобиль? (Да.)
– Объясните свой ответ.
– От чего зависят наши потребности?
(В.) Наше путешествие по потребностям мы продолжим в автобусе (стульчики поставлены рядами, как в автобусах, по количеству детей. Один из них для водителя, другой – для кондуктора, третий – для воспитателя).
Перед входом в «автобус» стоит ребенок – кондуктор и раздает «пассажирам» билеты, на которых изображения, обозначающие разные потребности. Каждая пара занимает места по порядку, начиная от водителя (водитель по считалке выбирается заранее).
Игра «Не ошибись»
Материалы: карточки с рисунками, относящимся к физиологическим потребностям, безопасности и сохранения здоровья, к потребности семьи и общения, к потребности образования.
Ход игры
(В.) Покажите билеты, на которых изображения, относящиеся к потребности безопасности и сохранению здоровья человека. (Дом, девочка умывается, девочка делает зарядку, дети занимаются спортом, куртка)
– Покажите картинки (билеты), на которых изображены физиологические потребности. (Продукты питания, стакан с водой, солнце, девочка спит – сон, девочка кушает).
– Что относится к потребности общения и семьи? (Телефон, дети общаются, девочка пишет письмо, семья).
– Что имеет отношение к потребности образования? (Тетрадь, книга, ручки, карандаши, мальчик собирается в школу).
(В.) – Мы приехали в город «Потребности человека». Здесь есть улицы:
Физиологические потребности, Безопасность и сохранение здоровья, Образование, Общение и семья.
Гном-эконом подготовил для вас интересные задания. Чтобы их быстрее выполнить, вам нужно разделиться на группы. Каждая группа пойдет на улицу с соответствующим рисунком на своем билете. На столах картинки, обозначающие определенные потребности. По ним можно определить какая это улица: например, там, где изображены дом и мальчик, делающий зарядку – это улица Безопасность и сохранение здоровья.
(Дети подходят к столам кладут в лоточки свои билеты, и садятся возле столов на стульчики.)
Блиц-опрос
1. Для детей на улице Физиологических потребностей.
а) Что обозначает понятие «физиологические потребности»? Перечислите физиологические потребности. (Самые главные, без которых человек прожить не может. Еда, вода, воздух, тепло, солнечный свет, сон…)
б) Загадка.
Стоит лентяйка
Всех зазывайка.
Кто приляжет – тот уснет
Отоспится, отдохнет. (Кровать)
2. Для детей на улице Безопасности и сохранения здоровья.
а) Перечислите потребности человека, которые относятся к вашей улице. (Жилье, одежда, занятия физкультурой и спортом, закаливание, соблюдение правил гигиены…)
б) Какой номер дома у Гнома-эконома? Номер дома, в котором живет Гном-эконом меньше 16, но больше 14. (15)
3. Для детей на улице Семьи и общения.
Материалы: российские монеты и купюры
а) Для удовлетворения многих потребностей семьи нужны деньги. Где семья их берет? Назовите достоинства купюр и монет, которые лежат на столе.
б) Почему так говорят: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».
4. Для детей на улице Образования.
Материалы: тетрадь и ручка с ценниками на них.
а) Зачем нужно образование? (Ответы детей.)
б) Школьница купила тетрадь за 5 рублей и ручку за 2 рубля. Сколько денег она заплатила?
Задания
5. Для детей на улице Семьи и общения.
Материалы: сюжетные рисунки (3 шт.)
(В.) Общение нужно людям в любые дни, а в дни рождения особенно. Перед вами три рисунка: мальчик пришел к своей соседке на день рождения. Сложите картинки по порядку и придумайте их разговор.
6. Для детей на улице Физиологических потребностей.
Материалы: мольберт, на нем карточки с рисунками разных потребностей человека (солнце, продукты питания, дома, кровать, игрушечная машинка, предметы одежды, мальчики катаются на лыжах, бадминтон, вода)
(В.) На мольберте рисунки с изображенными на них разными потребностями человека. Оставьте только те, которые относятся к физиологическим.
7. Для детей на улице Безопасности и сохранения здоровья.
Материалы: мольберт, на нем рисунок (формат А3) с изображением разных предметов.
(В.) Из всех изображенных на рисунке предметов перечислите те, которые удовлетворяют потребности человека в его безопасности и сохранении здоровья.
8. Для детей на улице Образования.
Материалы: игрушки, тетрадь, линейка, предметы посуды, корзинка, ручка, карандаш, краски, альбом, книга.
(В.) Сгруппируйте предметы: слева положите те, которые потребуются вам в школе для получения образования, справа – остальные.
Проверка выполнения заданий, устное поощрение детей.
Физминутка. Игра «Изобрази потребности»
Материалы: картинки, на которых нарисованы люди, выполняющие определенные действия.
(В.) Я приглашаю вас на площадь потребностей по интересам. Здесь мы поиграем. Игра называется «Изобрази потребности».
Воспитатель показывает картинки, дети должны выполнить соответствующие действия (например, мальчик делает зарядку, девочка и мальчик танцуют, девочка чистит зубы и т.д.)
Решение проблемных ситуаций. (Сидя на ковре)
Ситуация 1.
Материалы: коллаж с соответствующими картинками (семья, украшения, наручные часы, сотовый телефон, аквариумные рыбки)
В одной семье живут, папа, мама, дочь и сын. Папа и мама работают, дочь – студентка, сын – школьник. Как-то раз подсчитали они свой семейный доход и купили то, что каждый хотел: маме – украшения, папе – наручные часы, дочери – сотовый телефон, сыну – аквариумных рыбок. Потратили все деньги. Правильно ли они поступили? (Ответы детей.)
Ситуация 2.
Материалы: сюжетная картинка.
Брат с сестрой зашли в магазин «Игрушки», чтобы по подходящей цене купить конструктор на деньги, которые им дали родители. Но на товарах не было ценников. Как им поступить? (Ответы детей)
Ситуация 3.
Материалы: мольберт, к нему прикреплен ватман; на ватмане треугольник, разделенный горизонтально на пять полос. На каждую полосу треугольника наклеена определенным цветом самоклеющаяся пленка; маленькие карточки-картинки, обозначающие разные потребности. Нижняя часть треугольника, красным цветом – физиологические потребности, над ней синяя полоса – потребность в безопасности и сохранении здоровья, следующая полоса желтая – потребность в общении и семье, зеленая – потребность в образовании; оранжевая часть треугольника – его вершина – другие потребности.
Дети берут по просьбе воспитателя по одной картинке
(В.) Гном-эконом просит вас помочь ему составить из потребностей треугольник, расположив их по важности. Самая большая нижняя часть треугольника обозначает те потребности, без которых человек прожить не может. Какие это потребности? (Физиологические) Прикрепите соответствующие картинки.
Следующая часть треугольника поменьше предыдущей. Тоже очень важные потребности. Какие?(Безопасность и сохранение здоровья) Заполните эту часть треугольника.
Другая часть еще меньше. Какие потребности сюда отнесем? (Семья и общение)
Разместите картинки с этими желаниями человека.
Какие потребности будет обозначать следующая часть треугольника? (Образование). Какими картинками вы обозначите эту потребность?
Глядя на модель наших потребностей, можно увидеть, что без образования человек может прожить. Но именно образование помогает ему легко преодолевать горы трудностей, позволяет найти работу, где хорошо платят и, соответственно, удовлетворять другие свои потребности: например, отдохнуть на море или съездить в другую страну; детям своим покупать больше одежды, игрушек или чего-то вкусного…
(В.) Нам пора возвращаться назад. Я приглашаю вас снова сесть в автобус.
(Дети садятся в «автобус»)
Итог занятия.
В. Мы выяснили, что у каждого человека очень много разных потребностей. А почему не получается каждому из нас иметь все, что хотим? (Ответы детей)
История денег. Рассказы для детей
ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ?
Всем вам, вероятно, приходилось иметь дело с деньгами. Что же такое деньги? Это такая штука, за которую можно все купить. Нужен хлеб, например, или пальто. Если деньги есть в кармане — идешь в магазин и покупаешь. За несколько бумажек тебе дают то, что нужно. А если бы не существовало денег? Как тогда быть? Ничего и приобрести нельзя было бы? Нет, можно, но только тогда нужно было бы что-нибудь давать в обмен. Есть у вас лишнее пальто, а вам нужен сахар,— вы идете и меняете. Но это же очень неудобно! Нашли вы человека с сахаром, предлагаете меняться, а ему пальто и не нужно. Нужен велосипед. Идете дальше. Попался человек с велосипедом. Вы уже решаете сначала выменять велосипед, а потом за него получить у первого человека сахар. Но этот отдает велосипед лишь за шоколадные конфеты. К счастью, вы скоро встречаете человека с конфетами, которому нужно пальто. Вы меняетесь, и лишь теперь можете получить от первого сахар за велосипед. Но хорошо, если он за это время не поменялся с кем-нибудь другим, а то вы и будете носиться с велосипедом. А с деньгами всего этого не бывает. За пальто вы теперь получите деньги, а за них сахар, или что хотите, какой угодно товар. Такой обмен каких-либо вещей или продуктов на деньги называется торговлей. Без денег торговля была бы невозможна. Да и не только для торговли нужны деньги. Деньги выдают рабочим и служащим за их труд, чтобы каждый мое покупать то, что ему нужно.
ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ
Но было время, когда денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах, вооружен был дубиной и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны. Но прошло много лет, и эти первобытные люди стали жить иначе. Они уже научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей. А если чего нельзя было достать трудом, прибегали к силе и отнимали нужное себе у чужого из другой семьи.
Какое-нибудь племя жило, например, в той местности, где можно было добывать соль. Другому племени соль тоже была нужна. Ну, и начиналась война, и тот, кто побеждал, становился хозяином. Но бывало и так, что сила не помогала. Тогда приходилось поступать по-другому. Племена заключали союз и начинали меняться. Из одного племени давали соль, а из другого топоры, стрелы, горшки. Постепенно обмен развивался все больше и больше. Для того, чтобы меняться, люди стали сходиться в определенные места. Приходили из разных окрестностей и приносили с собой для обмена те вещи, которых у них было много.
Выработались и правила для обмена. Согласились, например, считать, что можно обменивать 1 топор или на 10 стрел или на 2 копья или на 2 горшка или на 1 овцу.
А больше всего любили первобытные люди меняться на украшения —раковины, кусочки янтаря и прочие красивые вещи. И у кого больше было навешено разных украшений, тот считался красивее и богаче. Поэтому на все эти предметы скорее всего можно было выменять нужную себе вещь. Украшения начинают все охотнее и охотнее принимать. Всякий знал, что если он возьмет за свои стрелы или копья ракушки и янтарь, то он на них после купит все, что угодно. А вспомните, что это такое, за что можно купить все, что угодно? Это деньги. Таким образом, украшения постепенно стали деньгами.
КАКИЕ ЕЩЕ БЫЛИ ДЕНЬГИ
Но не только украшения, еще и хозяйственные предметы служили деньгами.
У некоторых племен деньгами был скот: овцы, коровы, лошади. И даже впоследствии названия некоторых денег оказались происшедшими от слова «скот». У индусов теперь денежный знак называется «рупия», а это слово раньше обозначало скот.
У других деньгами служили шкуры животных или куски холста: его отмеряли «локтями», то есть рукой от локтя до конца пальцев, и за несколько «локтей» получали нужные себе предметы. Но все эти деньги были очень неудобны. Там, где деньгами служили скот или шкуры, неудобство было уже потому, что этими деньгами нельзя платить за дешевые предметы.
Целого быка какая-нибудь вещь, например, не стоит, а половины от него не отделишь, не убивая. То же самое можно сказать и о шкурах. Раздери ее на куски,—никто ничего и не даст за них.
Значит, к этим деньгам нужно еще и «мелочь» иметь — мешки с бобами или зернами.
Кроме того, все овцы и быки разные. Одни больше, другие меньше, одни жирные, другие нет. Да и места все эти деньги занимали слишком много. Нужно идти на базар за покупками,— значит, гони целое стадо овец или тащи мешки с зерном.
Такие деньги в карман не спрячешь.
ПЕРВЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ДЕНЬГИ
И вот все с большой охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными вначале были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения — кольца, бляхи и прочее, и потому металлы выменивали с удовольствием.
Кроме того, их можно было делить на части, они удобнее для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерна и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами.
Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром.
Почему так? Ведь золото и серебро почти бесполезны в хозяйстве! Золотой топор никуда не годится против железного, оружие из меди прочнее золотого или серебряного, так как и золото и серебро гораздо мягче железа и меди.
Как же случилось, что золото и серебро стали деньгами вместо железа и меди?
Опять-таки, это произошло потому, что наши предки очень любили украшать себя. А украшений лучше, чем из золота и серебра, и не придумаешь. Эти металлы легко плавятся, хорошо куются, из них легко можно сделать затейливые штучки, и, кроме того, золото и серебро не ржавеют. Но не надо думать, что эти первые металлические деньги были хоть немного похожи на наши теперешние. Нет, они вначале появились в виде украшений — колец различной величины. Потом, когда добыча металлов увеличилась, стали считать лишним придавать им форму какой-либо вещи, а просто делили на небольшие слитки. С этого времени становится возможным копить деньги. Раньше это было очень трудно, поскольку такие вещи, как шкуры, соль, скот непросто сохранять. Соль может подмокнуть, шкуры портятся, скот нужно кормить, ухаживать за ним. Да и для всего этого необходимо много места. А если собирать золото и серебро, то ничего этого не нужно. Но и такие деньги, как золотые и серебряные слитки, тоже имеют много неудобств и недостатков. Продал, например, кто-нибудь много скота и получил за это большой кусок золота. Идет этот человек на базар купить разных мелких вещей, нужных в хозяйстве.
Что ему делать со своим куском золота? Ясно, что его нужно делить на несколько мелких кусочков для того, чтобы расплачиваться с торговцами. А для этого нужно иметь особые резцы, нужны весы и гири, чтобы отделить как раз нужный кусочек.
Это, конечно, большое неудобство, большая потеря времени и, кроме того, при этом возможны обсчеты, обманы. Нужно весы и гири с собой носить, или доверяться торговцу, который может и обмануть.
ПЕРВЫЕ МОНЕТЫ
Чтобы избежать этого, люди начинают заранее отвешивать определенные кусочки золота и придавать им ту или иную форму. Стали, например, из золота делать квадратные пластинки, кружочки, наносили на них какие-нибудь рисунки, обозначали вес и пускали в оборот.
Это было началом изготовления или, как теперь говорят, чеканка монет.
В древности эта работа производилась вручную. Кусок металла расплющивался молотком, и получалась пластинка. Затем зубилом из пластинки вырубался кружок. Чтобы получить на кружке изображение, надпись или какой-нибудь знак, кружок нагревался, затем на него ставился металлический стержень, в котором уже были вырезаны первые знаки. По другому концу стержня ударяли молотком, и на кружке получался оттиск этого штемпеля.
Монеты не всегда были круглыми. Были и четырехугольные, и треугольные, и совсем неправильной формы.
И поныне находят в земле древние греческие монеты с изображением черепахи или быка,— это первые монеты, им более двух тысячелетий. Такие монеты с изображениями священных животных чеканили жрецы.
И, казалось бы, чего проще: разрубил человек свой кусок золота на небольшие кусочки такого веса, какой требуется, расплющил их молотком в пластинки, обозначил на них вес и — дело с концом! Иди на базар и покупай, что нужно!
Но не тут-то было. Не всякий сразу примет такие деньги. Почему должны верить, что в вашей пластинке как раз столько веса, сколько на ней написано? Да и чистое ли в ней золото? Нет ли примеси меди?
И опять выходит, нужно взвешивать и звать еще человека, который умеет узнавать,—чистое ли в монете золото или с примесью какого-нибудь другого металла.
Нужно было, чтобы монеты делал тот, кому все доверяют. Наделал бы их такой человек, поставил свой особый знак и каждый был бы спокоен, что его не обманывают, что в монете столько веса, сколько на ней написано, и что золото в ней без всяких примесей, совершенно чистое.
Таким человеком у каждого народа был его царь, король или князь. Ему все подчинялись и все его слушались.
Чеканка монет и перешла к таким правителям.
Когда это произошло, то уже никто больше не имел права делать монеты сам. За это преследовали и наказывали.
МОНЕТЫ РАНЬШЕ И ТЕПЕРЬ
Конечно, поначалу и правительственные деньги были несовершенной, неправильной формы. Но по мере того, как развивалась техника и изобретались различные машины, монеты чеканились все лучше и лучше. Им придавалась форма совершенно правильных кружочков, часто с красивым узором и надписями.
Сейчас на монетах выбиваются очень сложные рисунки. Посмотрите на наши российские монеты: там выбит герб России — двуглавый орел.
Каждое государство чеканит свои деньги. У этих денег свой вес, свои надписи и рисунки, свой герб и свои названия монет. В России это копейки, в Америке центы, во Франции — сантимы, в Германии — пфенниги и так далее.
Но одними золотыми монетами нельзя было обойтись, потому что тогда пришлось бы делать их слишком маленькими. Ведь, если скажем, за ботинки нужно заплатить золотую монету в теперешний двугривенный, то какой же величины должна быть монета из того же золота, чтобы купить булку хлеба? С маковое зернышко?
Ясно, что такие монеты и чеканить невозможно, и пользоваться ими нельзя.
Поэтому наравне с золотом пустили в ход для мелких расчетов серебряные и медные монеты.
Таким образом, люди постепенно, через много лет, даже веков, перешли от таких денег, как раковины, скот, шкуры, соль к золотым, серебряным и медным монетам. ФАЛЬШИВЫЕ МОНЕТЫ
Некоторые нечестные люди тоже тайком пытались делать монеты. Причем, иные так наловчились, что их монеты трудно было отличить от настоящих.
Во многих странах фальшивомонетчиков даже казнили, в иных — отрубали одну, а то и обе руки, чтобы впредь они не могли подделывать деньги.
Но самым страшным наказанием было вливание в горло расплавленного металла, из которого фальшивомонетчики делали свои монеты.
ПЕРВЫЕ МОНЕТЫ НА РУСИ
В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом, в конце Х века. В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и «гривны» (мелкая монета).
Медные деньги начали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда.
Сначала медные деньги выпускались полноценными и были очень велики и тяжелы.
РУССКИЙ РУБЛЬ
Доллары, марки, кроны — деньги с такими названиями есть в нескольких странах. А рубль только у нас, в России. Появился он в XIII веке. Как же это произошло?
Женщины в Древней Руси любили носить на шее ожерелья из драгоценных металлов. Такое ожерелье называлось гривной (грива по-древнеславянски означает шею). В обмен за гривну давали кусок серебра определенного веса. Такой вес называли тоже гривной.
Этот кусок серебра изготавливался так: сначала отливался узкий серебряный слиток серебра, а потом зубилом рубился на части — гривны, весом около 200 граммов.
Эти гривны и называли рублевыми или просто рублями.
Из рубля делали маленькие монетки, которые назывались денги. Денга по-татарски означает звенящий. Ведь тогда Русь была под татаро-монгольским игом. Татарское слово денга постепенно превратилось в русское деньги.
Как же делали денги?
Рублевую гривенку вытягивали в проволоку и рубили на мелкие кусочки. Затем каждый кусочек расплющивали и чеканили монету. На некоторых монетах изображался всадник с копьем в руках. Такие монеты назвали копейными. Это были наши первые русские копейки.
ПЯТАК-САМОЗВАНЕЦ
При царе Алексее Михайловиче, в 1656 году, стали выпускать медные рубли вместо серебряных. Пока их было немного, это сходило, но потом народ заметил обман, и медные рубли начали падать в цене. За один серебряный рубль стали давать двадцать пять медных. Власти платили людям медными рублями, а налоги требовало вносить серебряными. Иностранцы совсем перестали брать медные рубли. Началась сильная дороговизна при счете на медные деньги. Через шесть лет после выпуска медных рублей, из-за дороговизны и голода вспыхнуло народное восстание, известное в истории под названием «медный бунт». Народ потребовал обмена медных рублей на серебряные, а когда ему было отказано, ворвался в монетный двор и разгромил его.
Народ усмирили, зачинщиков казнили, но все-таки медные рубли прекратили выпускать. Так неудачно медный пятак задумал сделаться рублем. Народ обличил самозванца и вернул его на прежнее место. С тех пор медь стала применяться для чеканки только мелкой разменной монеты.
ЧТО ТАКОЕ БАНК?
С того времени как появились монеты, торговля пошла очень бойко. Купцы все богатели, и чем дальше, тем больше у них становилось денег. Стали уже бояться за свои капиталы. Как ни прятали по сундукам и подвалам свои мешки с золотом, как ни зарывали в землю, все же нет-нет, да и украдут у кого-нибудь такой мешочек, да еще и хозяина убьют.
И стали зажиточные люди сдавать свои деньги на хранение в банк или в казначейство. Это такое место, где деньги хранятся в специальных сейфах и строго охраняются.
Да и выгода от этого есть. Раньше лежали лишние деньги в подвале и никакой пользы не приносили, а теперь банк кроме того, что бережет их, еще тебе же и платит за это.
Положишь в банк 100 рублей, а через год 110 рублей получить можно. Как говорят, банк платит проценты.
А платит он потому, что ему польза есть от тех денег, которые кладут на хранение.
На них он дело какое-нибудь разовьет, фабрику игрушек построит или новый цирк откроет.
От всего этого большие прибыли получаются,— значит можно и проценты платить. БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ
Тому, кто клал деньги на хранение, казначейство для порядка выдавало особые удостоверения, бумажные квитанции, на которых было написано, сколько принято денег. По этой квитанции всегда можно было получить деньги обратно. Нужно было кому-нибудь долг отдать — идешь в казначейство, берешь деньги и платишь.
А то и еще проще можно сделать: отдать квитанцию тому, кому должен, и тот сам может получить.
Бывало и так, что тот, кто получал в уплату долга такую квитанцию, сам был должен. Он тоже не шел в казначейство, а платил квитанцией.
И всякий ее принимал, потому что знал: по ней всегда можно получить в казначействе золото.
А обращаться с бумажкой удобнее, чем с металлическими деньгами.
И стали расходиться такие бумажки все больше и больше и ходить вместо денег.
Государство тоже, если заводилось лишнее золото, не отдавало его в обращение, а складывало в подвалы и вместо золота выпускало квитанции.
Это делалось еще и потому, что монеты, особенно золотые, от частого хождения по рукам стираются, делаются легче, и уже стоят меньше, чем новые.
Вот так произошли бумажные деньги.
Печатают их теперь на особой бумаге с водяными знаками. Если на такую бумагу посмотреть на свет, увидишь на ней узоры или цифры, или даже лицо человека. Вот это и есть водяные знаки. Такая бумага делается государством, чтобы кто-нибудь другой не напечатал фальшивых денег.
НЕОБЫЧНАЯ БУМАЖКА
Я всего-навсего бумажка. Но в отличие от других бумажек меня не рвут, не бросают в мусорную корзину. На мне даже не пишут. Наоборот, меня очень берегут и неохотно со мной расстаются. Помнится, когда я попала в этот мир, я оказалась в руках у одного важного и богатого человека. У него было много таких бумажек, моих сестер. Этому человеку все угождали, подлизывались к нему — именно потому, что у него было много таких бумажек. Он был банкиром. Но однажды к нему в дом нагрянули бандиты. Они убили банкира, а все бумажки забрали.
Я оказалась в кармане у бандита из солнцевской группировки. Он был бритоголовым, ездил в «мерседесе» и носил мобильный телефон. Однажды, когда он выходил из казино, его застрелили другие бандиты. Все бумажки, и меня тоже, забрала милиция. Она их потом отдала в городскую казну, а та передала детскому дому. В этом доме живут и учатся дети, у которых нет родителей. Поскольку я была важной бумажкой, детский дом обменял меня на множество игрушек. Теперь у детей есть и куклы, и паровозики, и надувные шары. Я очень рада, что наконец-то принесла кому-то пользу. Я не хочу, чтобы из-за меня люди ругались и убивали друг друга.
Да, я забыла представиться: я — пятитысячная бумажка. То есть, на мне нарисована цифра 5 000 (пять тысяч). И если вы меня встретите, знайте, что я хочу приносить людям только пользу.
Беседа с детьми дошкольного возраста на тему «Труд - основа жизни».
Цель: Раскрыть значение труда в жизни человека.
Программное содержание:
- Продолжать формировать у детей представления о трудовой деятельности человека. Расширить знания об орудиях труда .Закрепить знания о профессиях.
- Развивать логическое мышление, словарный запас, воображения.
- Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь.
Ход беседы:
1.часть
Ребята, сейчас я вам расскажу одни замечательный стих, он очень интересный и поучающий, слушая его вы должны догадаться о чем мы сегодня с вами будем беседовать.
«Приглашение к труду»
Дети! Надобно трудиться:
Не бегите от труда;
Ах! От праздности родится
Много горя и стыда.
Тот кто хочет доброй славы,
Должен хлеб свой в поте есть,
Не за игры и забавы
Достается людям честь.
Дети! Дети! Не ленитесь!
Труд всегда приносит плод:
Будешь смолоду трудиться —
Встретишь старость без забот.
Автор: Яков Грот
Правильно ребята вы угадали сегодня мы с вами поговорим про труд- труд людей, про то что труд является основой жизни человека.
2 часть
На ваш взгляд что такое труд?
Труд- это деятельность человека, направленная на достижения определенной деятельности. Для чего люди трудиться? ( Что бы заработать деньги, что бы прокормить семью)
- Давайте отправимся дальше в путешествие и посмотрим, как благодаря труду изменилась жизнь первого человека. (Имитируем полет тарелки, смотрите выше).
- Давайте посмотрим, куда мы попали?
- На машине времени мы прилетели в другое время, и прямо на рынок попали.
- Посмотрите, как многое изменилось!
- А чем здесь отличаются люди от тех, кто жил в то время?
- Появился рынок, одежда из ткани шилась, товары появились, железные орудия труда, деньги, значит, люди трудились не только для себя, но и для других.
- Давайте это время, будем называть железное время.
Показываю на экране картинки среднего века комментирование картинок
- Ребята можно долго путешествовать по реке времени и смотреть, как в разное времена люди жили, как одевались, что нового у них появлялось. Но нам пора возвращаться домой!
- Садимся в машину времени, отправляемся домой (имитация полета летающей тарелки).
- Вот мы и вернулись в наше время.
Показываю картинки с разными профессиями на доске.
- Если человек занимается одним и тем же делом, то он приобретает профессию.
- Обратите (указываю на наглядный материал) внимание ведь не зря столько профессий появилось на земле (дети должны называть профессии которые на картинке).
- А каждая профессия нужна не одному человеку, а многим людям, чтобы общаться, добывать пищу, одеваться, обустраивать жилище.
- Назовите эти профессии. Провожу игру «Назови предмет для каждой профессии»
- Труд сопровождает всю жизнь человека от и до. Труд человеку необходим, почётен. Русский народ посвятил труду много поэтических произведений, пословиц, поговорок, песен, загадок.
Вспомните и скажите поговорки о труде. («Дело мастера боится», «Не учи безделью, а учи рукоделью», «Нет и скуки, коль заняты руки», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Кто не работает, тот не есть», «Кончил дело – гуляй смело» и др.)
3 часть
-Мы узнали сегодня для чего человек трудиться.
Вопросы детям: о чем мы сегодня говорили?
Что вы узнали нового?
Что вы увидели?
Вам понравилось путешествие?
Так для чего же человек трудится?
- Уважение и любовь к труду русский народ выразил не только в пословицах, поговорках, загадках, но в песнях.
Давайте споем знакомую нам песню «Ой, вставала я ранёшенько» (исполнение песни)
ОЙ, ВСТАВАЛА Я РАНЕШЕНЬКО
О, вставала я ранешенько,
Умывалася белешенько.
Припев (2 раза):
Ой, люли-люли, да-ли, калинка моя,
В саду ягода-малинка моя!
Надевала черевики на босу,
Я гнала свою корову на росу.
Припев (2 раза).
Я гнала свою корову на росу…
Повстречался мне медведь во лесу.
Припев (2 раза).
Я медведя испугалася,
Во часты кусты бросалася.
Припев (2 раза).
Ты, медведюшка-батюшка,
Ты не тронь мою коровушку.
Припев (2 раза).
Ты не тронь мою коровушку,
Не губи мою головушку!
Припев (2 раза).
Я коровушку доить буду,
Малых детушек поить буду.
Припев (2 раза).
Петушок и два мышонка
украинская народная сказка
Жили себе два мышонка — Круть и Верть и петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знают, что танцуют и поют. А петушок спозаранку встанет, всех песней разбудит и за работу берется. Как-то подметал он во дворе и нашел пшеничный колосок.
— Круть! Верть! — позвал петушок, — посмотрите-ка, что я нашел!
Прибежали мышата и говорят:
— Вот бы его обмолотить...
— А кто молотить будет? — спрашивает петушок.
— Не я! — говорит один мышонок.
— Не я! — говорит и другой мышонок.
— Я обмолочу, — ответил петушок. И взялся за работу. А мышата снова играют.
Обмолотил петушок колосок и опять зовет:
— Эй, Круть! Эй, Верть! Идите, посмотрите,сколько зерна я намолотил!
Прибежали мышата.
— Надо, — говорят, — зерно на мельницу отнести и муки намолоть.
— А кто понесёт? — спрашивает петушок.
— Не я! — кричит Круть.
— Не я! — кричит Верть.
— Ну я отнесу, — говорит петушок.
Взял на плечи мешок и пошел. А мышата все скачут и веселятся.
Пришел петушок домой, снова зовет мышат:
— Эй, Круть! Эй, Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, порадовались:
— Ой, петушочек! Уже теперь нужно тесто замесить и пирожков напечь.
— Кто же месить будет? - спрашивает петушок.
А мышата снова своё:
— Не я! — кричит Круть.
— Не я! — кричит Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
— Наверное мне придется.
Замесил петушок тесто, принес дрова и растопил печь. А когда в печи прогорело, поставил печь пирожки. А мышата тоже делом заняты: песни поют, танцуют.
Вот уже испеклись пирожки. Вынул их петушок, положил на столе. И мышата тут как тут! И звать их не надо.
— Ох, и голоден я! — говорит Круть.
— И я тоже! — говорит Верть.
И уселись к столу. А петушок им:
— Погодите-ка! Вы мне сначала скажите, кто нашел колосок.
— Ты, — говорят мышата.
— А кто его обмолотил?
— Ты, — уже тише отвечают Круть и Верть.
— А тесто кто месил? Печь топил? Пирожки пёк?
— Ты, — уже совсем шепотом говорят мышата.
— А что же вы делали?
Что могли ответить мышата? Ничего. Стали они вылезать из-за стола, а петушок их и не задерживал. Кто же таких лентяев пирожками угощать будет?
Конспект беседы «Мне нужно учиться чтобы…»
Цели:
образовательная: развитие осознанного отношения к учебе;
воспитательная: воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни;
развивающая: способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.
Ход занятия:
Здравствуйте, мои маленькие друзья! Сегодня мы с вами будем говорить об учебе. Ребята, как вы считаете, зачем надо учиться? Ответы детей (что быть грамотным, мама заставляет, чтобы получить престижную профессию, чтобырадовать родителей и др.) А теперь я отвечу на вопрос: «Для чего человек учиться?» Послушайте меня внимательно. Известный писатель Жюль Верн в своей книге «Пятнадцатилетний капитан» написал: «Кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду знает, что хлеб добывают в поте лица…тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдется воля и сила для совершения их». Ленивые люди всегда ищут и находят для себя оправдание. Часто они отговариваются тем, что у них не хватает времени. Но на его недостаточность жалуются те, кто впустую растрачивает время. А еще ленивые люди утверждают: «Не стоит заниматься работой, когда не расположен к ней». Те, кто прибегает к этому аргументу, ждут, когда к ним придет вдохновение. Глубокое заблуждение. Чтобы втянуться в работу, вначале приложить определенные волевые усилия, а потом придет и настроение. Но этих волевых усилий и боится малодушный ленивец. А ведь успех приходит лишь к трудолюбивым людям. Не зря в народе говорят: «Терпение и труд все перетрут».
А какие пословицы об учении вы знаете?
•учение и труд живут рядом
•знания и мудрость украшают человека
•учение свет, не учение - тьма
•не стыдно не знать - стыдно не учиться
•ученье корень горек, да плод сладок
•учение лучше богатства
•рукой победишь одного, головой - тысячи
•повторение - мать учения
Задание: выберите одну из пословиц и раскройте смысл изречения.
А сейчас поиграем в игру: «Незаконченные предложения». Я буду зачитывать начало предложения, а вы как можно быстрее придумывайте к нему продолжение.
1. Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто…
2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…
3. Больше всего мне школа нравится за то, что …
4. Я не люблю школу за то, что…
5. Мне радостно, когда в школе…
6. Если я не внимателен на уроке, я…
7. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…
8. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я…
9. Если нам не задают д/з, я…
10. Когда мне что-нибудь не понятно при выполнении д/з, я…
11. Мне всегда интересно на уроке, когда…
12. Я хотел бы, чтобы в школе всегда…
А теперь чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь?», давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На листке записаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять самое важное, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так пока не заполните все восемь ступень.
На листке записаны мотивы (познавательные и социальные)
1. Я учусь для того, чтобы все знать.
2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
5. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
6. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
7. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
8. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимает три или четыре мотива одного типа, делают вывод о доминировании данного типа мотива учения (например, социального).
Беседа «Профессии моих родителей»
Цели:
- Формировать представления детей о трудовой деятельности - её цели, планировании, общественном значении;
- Развивать у детей интерес к труду взрослых и уважение к человеку-труженику (на примерах из жизни близких людей);
- Воспитывать старательность, добросовестность, привычку доводить начатое дело до конца и добиваться хороших результатов.
Материал:
Стихи, загадки, пословицы о труде;
Фотоматериал - профессии родителей.
Ход
Вступительная часть.
Профессия - это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много. Профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям.
На экране картинки с изображением разных орудий труда, дети выбирают отгадку и ещё несколько орудий труда для данной профессии.
Шагает мастерица
По шёлку да по ситцу.
Как мал её шажок!
Зовётся он стежок.
Никак не согласится
Она лежать без толку.
Кто знает мастерицу,
Усердную …(иголку) - Портной
Вот чудесное окошко -
Кошка в нём увидит кошку,
Посмотрел в окно Барбос -
Там хвостом виляет пёс.
Я взглянул - и в этот миг
Человек в окне возник.
Весь чернилами измазан,
Нос распух, синяк под глазом…
Поразмыслите немножко,
Что же это за окошко? (зеркало) - Парикмахер
Если хорошо заточен,
Всё легко он режет очень:
Хлеб, картошку, свёклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло (нож) - Повар
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок (мороженое) - Продавец
Шар земной внесли в автобус!
Оказался это … (глобус) - Учитель
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут, положу,
Человеку я служу. (подъёмный кран) - Строитель
Чтоб дорога для тебя
Стала безопасной,
День и ночь горят огни -
Зелёный, жёлтый, красный (светофор) - Милиционер
Тревожный номер «01»,
Ты не останёшься один (пожарная служба) - Пожарный
Бывают сладкие,
Бывают горькие,
Но очень нужные тогда,
Когда заболит голова (таблетки) - Врач
Игра «Угадай, какая профессия у человека»
- Весы, прилавок, товар - … (продавец);
- Каска, шланг, вода - … (пожарный);
- Сцена, роль, грим - … (артист);
- Читальный зал, книги, читатель - … (библиотека);
- Ножницы, ткань, швейная машина - … (портной);
- Плита, кастрюля, вкусное блюдо - … (повар);
- Поле, пшеница, урожай - … (фермер);
- Доска, мел, учебник - … (учитель);
- Руль, колёса, дорога - … (водитель);
- Маленькие дети, прогулки, игры - … (воспитатель);
- Кирпичи, цемент, новый дом - … (строитель);
- Краски, кисти, побелка - … (маляр);
- Болезнь, таблетки, белый халат - … (врач);
- Ножницы, фен, модная причёска - … (парикмахер);
- Корабль, тельняшка, море - … (моряк);
- Небо, самолёт, аэродром - … (лётчик)
Итог
Твоё призвание.
Строитель нам построит дом,
И мы в нём дружно заживём.
Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьёт портной.
Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечёт в пекарне пекарь.
Учитель выучит всему -
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.
Я думаю, ты подрастёшь,
И дело по душе найдёшь!
Воспитатель: Что Вы дома расскажете о нашем разговоре братьям и сёстрам, папам и мамам? (Ответы детей).
Игры с экономическим содержанием
Игра «ХОЧУ И НАДО»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Игра «КОМУ ЧТО НУЖНО»
Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.
Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека.
ТСО: карточки с изображениями людей разных профессий (Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач) и орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля).
Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-5.
Суть игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Игра «Кто кем работает?»
Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Суть игры
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.
Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.
Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам — с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
Игра «Кто как работает?»
Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.
Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.
Суть игры
Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше — трудолюбивых или ленивых?
С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.
Затем знакомьте с правилами игры:
Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.
Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи — не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа юного финансиста
Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...
План проведения недели «Юный финансист» в средней группе
План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...
Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"
Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...
Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юног...
Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.
В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...
презентация "Я финансист"
Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...