Педагогическое проектирование как ресурс развития у дошкольников познавательного интереса и положительной мотивации к обучению.
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Китайская пословица Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью. Л. Н.Толстой
Проектная деятельность - совместная познавательная, творческая или игровая деятельность детей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Основной целью педагогического проектирования является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Важнейшей задачей дошкольного воспитания является создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Данный стандарт трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: *развитие любознательности и познавательной мотивации; *формирование познавательных действий, становление сознания; *развитие воображения и творческой активности; *формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), *о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности. Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Важнейшими средствами развития детей дошкольного возраста выступают содержание и технологии обучения. Одна из эффективных педагогических технологий – проектирование – направлено на развитие творческого потенциала личности ребенка, его ценностно-смысловой сферы.
. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики. Большое внимание проектной деятельности уделял еще в начале прошлого века один из создателей новой школы и педагогики в России С. Т. Шатский. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни и разрешении детского вопроса не в том, все дети были грамотными, а в том, чтобы они умели жить. Условиями эффективности проектов как личностно-ориентированной технологии являются дифференцированная организация учебной деятельности детей, основанная на учете возрастных особенностей, уровня умственного развития, типа мышления, интересов, возможностей при выполнении проектной деятельности. В современном понимании, проект ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения детей в ДОУ, а лишь дополняет ее.
Проектная деятельность (в обучении детей ) – это способ достижения дидактической (обучающей) цели через детальную разработку проблемы (технологии), завершенный вполне реальным, осязаемым практическим результатом, который должен иметь соответствующее оформление. Актуальность данной темы заключается в том, что поняв механизм формирования мотивационно – познавательной сферы ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации достижения наших детей.
Необходимо сконцентрироваться на детском периоде жизни, так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, а умственное развитие стоит на первом месте в этом возрасте, поэтому нужно изучить мотивационную сферу дошкольников в процессе обучения, чтобы суметь помочь ребенку правильно развиваться. Развитие у ребенка данных мотивов в ходе обучения, задача педагога, занимающегося с ребенком. Применение педагогами проектов в ДОУ позволяет: *строить активность ребенка на основе свободы. *развивать творческую инициативу и самостоятельность ребенка в процессе обучения. *формировать личностные качества ребенка. *научить не только транслировать полученные знания, но и применять их на практике – находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; *ориентироваться в информационном пространстве. *вооружить ребенка умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую минуту человек принимает какую-то информацию, обрабатывает ее, что-то оставляя, что-то игнорируя, а от чего - то просто избавляясь. Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. В процессе проектной деятельности ребенок учится: * способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи; *намечать план действий; *отбирать способы решения поставленной задачи; *добиваться результата и анализировать его. В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений. Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод, как вариант интеграции разных видов деятельности детей дошкольного возраста. Благодаря которому : *у детей формируются умения и навыки приобретать знания об окружающем мире; * развиваются представления о физических свойствах окружающего мира; *проявляется познавательная активность и поиск причинно-следственных связей; *совершаются элементарные поисковые действия: дети видят проблему, задают вопросы, формулируют гипотезу, дают определения понятий, классифицируют, наблюдают, делают выводы. Доказывают и защищают свои идеи; *формируются умения самостоятельно проводить поисково-исследовательскую работу; *развиваются представления о влиянии природных условий на развитие растений, животных, людей; *проявляется радость от собственных открытий, интерес к неизвестному, стремление к самостоятельности.
Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин. В ходе реализации детских тематических проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой. Детская инициатива-мотивация к познавательной деятельности очень так же важна для достижения результата. Проектный метод помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию
Проектирование является эффективной формой познавательно-исследовательской деятельности со всеми участниками педагогического процесса: педагогами, детьми, родителями, социумом. Она развивает мотивацию у дошкольников к обучению, кругозор, творческое мышление, самодисциплину, общую культуру, позволяет участникам быть более активными, способствует развитию навыков общения в команде, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. Проект позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности .
Использование проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Метод проектирования является одним из методов развивающего обучения, он позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения
Проекты, вне зависимости от вида, - творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации Таким образом, внедряя технологию проектирования, вдвое повышается уровень познавательного интереса, мотивации к обучению у детей. Кроме того, родители становятся активными участниками образовательных проектов, которые учат работать в команде. Помогают выработать свой алгоритм действия для достижения поставленной цели в ДОУ.
Проект в средней группе «Что нам осень принесла» Вид проекта: познавательно-исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители Цель проекта: Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Помочь детям увидеть многообразие осени; уточнить представление об основных признаках этого времени года, учить детей видеть эти изменения в окружающей природе .
Задачи проекта : Образовательные: углубить представления об изменениях в природе осенью; развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы; учить детей узнавать деревья, кустарники, травянистые растения по листьям, плодам, семенам, коре; привлечь внимания к окружающим природным объектам; активизировать и обогащать словарь детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Лес», «Сад», «Парк», «Деревья». Развивающие: развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм и передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках; развивать творческие и познавательные способности детей; развивать различные виды деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой).
Воспитательные: воспитывать экологическую культуру детей; воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой; воспитывать бережное отношение и любовь к природе; способствовать формированию интереса детей к самостоятельному наблюдению, пониманию необходимости помощи живому существу.
Оснащение предметно-развивающей среды: выставка совместных работ детей и родителей; выставка детского изобразительного творчества по теме «Золотая осень»; стенд «Календарь осенних событий»; коллекция гербариев осенних листьев и семян деревьев. Возраст участников : дети 4-5 лет (средний возраст) Сроки реализации проекта – краткосрочный – 1 месяц
Предполагаемый результат: В ходе проекта дети обогащают и расширяют свои знания о сезонных явлениях природы, о дарах осени, их свойствах, местах их произрастания, пользе для здоровья. Исследование и познание объектов природы способствует умственному развитию, логическому мышлению, пополняется и расширяется словарный запас. Кроме того, восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, умение любоваться красотой окружающей природы и чуткое отношение ко всему живому. Таким образом, у детей воспитывается экологическое сознание, и формируются начальные навыки экологической культуры, воспитывается любовь к природе. Актуальность темы: Пятый год жизни – это возраст «почемучек» и время развития активного интереса к познанию мира. Но, учитывая, что у детей еще не сформированы самостоятельные способы познания, то задача воспитателя заключается в том, чтобы принимать самое активное, живое участие в детской познавательной деятельности и помогать находить ответы на все многочисленные детские вопросы. Оказываясь всегда рядом, воспитатель помогает детям освоить разные способы познания: приемы сенсорного обследования свойств и качеств предметов, создает условия для детского экспериментирования, умение вести наблюдение за близкими объектами окружающего нас мира. Такое участие воспитателя стимулирует не только интеллектуальное развитие детей пятого года жизни, но и помогает развить у них умение вглядываться и вслушиваться в природу, т.е. постепенно открывать для себя волшебный мир природы, быть добрыми и восприимчивыми к её красоте, бережно относиться к природе и ее объектам.
Этапы проекта: 1 этап. Предварительный этап: Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Составление плана на месяц, выбор форм работы. Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы, музыкальных произведений. Разработка циклов НОД. Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности. Фотоматериал для оформления слайд-шоу. Украшение группы по теме «Золотая осень».
2 этап. Выполнение проекта: Образовательные области Формы работы с детьми Познавательное развитие Беседы «Осень золотая» «Что такое листопад» Рассматривание альбома «Осень» Наблюдения деревья осенью «Природа осенью» за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём) за перелетными птицами Речевое развитие Чтение художественной литературы об осени Пословицы, поговорки, загадки об осени И. Соколов-Микитов «Осень в лесу»; М. Ходякова «Осень»; А. Плещеев «Осень наступила»; М. Ивенсен «Падают листья»; В. Митрович «Листопад, листопад». Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень», «Белка готовится к зиме» Творческое рассказывание детей по темам: Рассказывание по картине «Дети гуляют в парке» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок. Пальчиковые игры «Капуста», «Овощи», «Осенний букет», «Осенние листья», «Осень», «Дождик» Речевые игры «Угадай по описанию», «Чьи листья», «Осенние приметы», «Доскажи словечко», «Один – много», «Подбери действие».
Художественно-эстетическое развитие Аппликация: «Осенние деревья», «Косынка для осени» Рисование: «Нарядные грибочки» «Золотая осень» (пейзаж) Лепка «Корзина с грибами» «Деревья осеннего леса» Рассматривание картины Левитана «Золотая осень» Самостоятельная художественная деятельность: Аппликация «Ветка рябины» Рисование «Чем нам осень нравится», «Осенний наряд березы» Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…» Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песня» Пение: «Ветер, ветер, ветерок» слова, музыка «Осень» слова, музыка «В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой Музыкальная игра с пением: «Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку» Досуги, развлечения: Викторина «Что мы знаем о растениях?» «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень» «Что нам осень принесла»
Физическое развитие Беседы: «Как одеваться осенью?» «Если хочешь быть здоров» Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!» «Белкины запасы», «Вершки и корешки», «Вороны и собачка!» Игры – соревнования «Кто быстрее обежит лужи» Физкультминутки: «Клён» «Листопад» «Грибы» Дыхательная гимнастика «Чей листок раньше улетит» Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья» «Осень» «Есть у каждого свой дом» «Воробьи»
3 этап. Результаты: Выставки детских рисунков, работ по аппликации и лепке; коллективных творческих работ детей группы с природным материалом «Золотая осень».
Выставка творческих поделок на тему: «Волшебный сундучок» сделанных в совместной деятельности родителей с детьми. Презентация слайд-шоу «Осень». Досуг «Что нам осень принесла». Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Образовательная деятельность в рамках проекта была содержательной, наполнена яркими впечатлениями, интересными делами, радостью общения.
Досуг «Что нам осень принесла». Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Образовательная деятельность в рамках проекта была содержательной, наполнена яркими впечатлениями, интересными делами, радостью общения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование многофункционального дидактического пособия для развития интереса и положительной мотивации к организованной деятельности, «ЧУДО ДОМИКИ»
Пособие представляет собой мягкую книжку раскладушку, выполненную из приятной на ощупь разноцветной ткани размером 40х20см. В каждый лист вставлен синтепон. Обложка снабжена разноцветными шнурками: чт...
«Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС».
В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО мето...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников у условиях ФГОС ДО»
Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной...
«Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС»
В докладе для воспитателей подробно рассмотрено понятие проектной деятельности, вариативность использования данного метода в педагогическом процессе детского сада, общая схема организации проектной де...
Выступление по теме «Формирование положительной мотивации к обучению у старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности».
Тема формирования положительной мотивации к обучению у старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности» имеет социальную и практическую значимостью....
Статья «Развитие положительной мотивации к обучению у дошкольников»
Статья "Развитие положительной мотивации к обучению у дошкольников"....
Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях ФГОС
Метод проектов-совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иноую проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией результатов...