Консультация для воспитателей ДОУ: "Образовательное событие в ДОУ".
консультация
Консультация для воспитателей ДОУ: "Образовательное событие в ДОУ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Образовательное событие — способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников
Подготовила воспитатель Н.Н. Свирина
Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном периоде, который переживает вся система дошкольного образования, обозначены новые ориентиры, направленные на:
• содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;
• желание сделать жизнь детей более интересной;
• формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка;
• сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.
В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»?
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. |
При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.
По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».
Образовательный процесс в ДОУ строится на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволяет сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. В основу реализации комплексно-тематического планирования положены следующие подходы:
• яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;
• яркое событие в литературном художественном произведении;
• яркие события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, необычных интересных предметов;
• объект субкультуры дошкольников (элемент ценностей внутри возрастной группы).
Примерные темы образовательных событий (Н. В. Федина):
• события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества);
• явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей);
• явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);
• мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);
• традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери);
• наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).
Обоснование интегративных возможностей образовательных событий:
1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения.
2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.
3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.
4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.
5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности, а ребенка к обучению.
6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.
7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.
Событийный подход рассматривается как педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности.
Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в процессе проведения образовательной деятельности, в процессе режимных моментов, индивидуальной и групповых форм и т. д.
Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.
Этапы организации образовательных событий в ДОУ:
1 этап
– определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы,
2 этап
– определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.
В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.
Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет, какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями и др., также планируется их совместная деятельность, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию).
3 этап
– подготовка к образовательному событию.
В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.
4 этап
– проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.
Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом.
Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события).
5 этап
– рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.
По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.
Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.
Источник: Интернет ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/05/picture-251380-1701797205.jpg)
Консультация для воспитателей "Организация прогулок-событий"
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского органи...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/22/picture-128777-1350887111.jpg)
Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме "Роль воспитателя в процессе непосредственно образовательной деятельности по физической культуре".
В консультации говорится о том, что должен знать воспитатель и какую помощь оказывать инструктору по ФК в процессе НОД по физической культуре....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/11/picture-310090-1544557625.jpg)
Консультация для воспитателей по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Тема: «Развивающие игры математического содержания».
Среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-620216-1428662429.jpg)
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей через проектно-игровой метод для познавательно-речевых способностей детей с речевыми нарушениями при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- образовательного процесса.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/10/picture-665176-1441888761.jpg)
Консультация для воспитателей "Потенциал образовательного события в реализации ФГОС"
laquo;Событийная общность – необходимая ситуация развития человека»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-952031-1570991083.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ "Образовательное событие"
Консультация для педагогов ДОУ "Образовательное событие" в рамках реализации инновационной программы "От рождения до школы"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/05/picture-593166-1425544752.jpg)
Семинар-консультация по теме «Разработка образовательного события как формы игровой деятельности дошкольников»
выписка из годового плана, приказ о проведении...