Дидактическое пособие для уличного экспериментирования в летний период.
опыты и эксперименты (старшая группа)

Сташкевич Л.В.

Развитие  познавательной активности и исследовательских способностей у детей старшей группы.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша  задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений  детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложен генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи. Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.

 Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно – экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что – то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогами, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно экспериментальной деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, опытно – экспериментальная деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.

С другой стороны, как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерно наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Это обязывает воспитателя строить процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным способом, а путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.

Как известно, дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно – следственные связи. Опытно – экспериментальная деятельность это, как средство экологического воспитания дошкольников, которая способствует и обогащает ребенка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребенка, развитие его человеческих, социальных чувств.

 Задачи экспериментальной деятельности детей и их решение:

-Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

-Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).

-Расширение перспектив развития исследователей деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

-Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности

В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом «Умей открывать перед ребенком в окружающем мире что –то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» В.А. Сухомлинский.

Цели:

•        Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования

•        Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

•        Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

•        Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

•        Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно -методическое пособие Экологическое воспитание дошкольников в летний период.

Основное содержание экологического воспитания дошкольников:«формирование…осознано- правильного отношения к природым явлениям и объектам…»...

Рекомендации педагогам по организации детского экспериментирования в летний период

Рекомендации педагогам по организации детского экспериментирования в летний период...

Дидактические игры по основам безопасности в летний период для детей 5-7 лет

Дидактические игры по основам безопасностив летний период для детей 5-7 лет...

Статья "Чем полезно экспериментирование в летний период?"

Целью опытно-экспериментальной деятельности  является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем...

Экспериментирование в летний период

Экспериментирование в первoй младшей группе В летний периoд «Ктo живёт в вoде»Цель: Развитие пoзнавательного интереса и воображения.Материалы и oбoрудование. Синий и гoлубой карандаши...

Картотека игр, экспериментирования на летний период

Картотека летних игр и эксперименирования на все возрастные группы детей...