Учебно -методическое пособие Экологическое воспитание дошкольников в летний период.
учебно-методическое пособие по теме
Основное содержание экологического воспитания дошкольников:
«формирование…осознано- правильного отношения к природым явлениям и объектам…»
С.Н. Николаева
Цель экологического воспитания- формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением,способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
*Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы.
*Расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников.
*Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
*Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.
*Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
*Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.
Методы и приемы экологического воспитания:
-чтение художественной литературы
-наблюдения
-опыты
-труд
-экскурсии
-сюжетно –ролевые игры
-дидактические игры
-ОБЖ
-бесседы
-рассказы
-работа с родителями
Формы экологического воспитания
-экологические занятия;
-экологические экскурсии;
- уроки доброты;
-уроки мышления;
-экологические конкурсы;
-обсуждение и проигрывание ситуаций;
-трудовой десант;
-коллекционирование;
-экологические праздники;
-экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);
-экологические сказки;
-инсценировки.
-Опыты, экспериментирование
Рекомендуем использовать в летний период
Экологические сказки:
Родник
С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр.
Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда.
Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы.
В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.
-Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.
Как бы вы поступили на месте Артёма?Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.
Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
- Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?
Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика.
У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте.
Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.
Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.
- Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём. Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:
- Артёмка! Где ты?
- Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке.
Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:
- Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора.
Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.
ВопросыКак выглядел овраг, на дне которого журчал родник?
С кем Артём ходил за водой на родник?
Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?
Чем занимались Андрей и Петя?
Какой вред приносят природе такие игры?
Почему Артёму приснился необычный сон?
Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?
Кто помог Артёму исправить ошибку?
Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что случилось?
Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?
Кролик и Заяц.
Знаете ли вы, дорогие ребята, что в огороде после уборки урожая капусты, кое-где остаются сочные хрустящие кочерыжки и большие капустные листья?
Об этом хорошо знала зайчиха Вета. Вот и решила она наведаться вечерком в соседнюю деревню, чтобы полакомиться вкусными листьями капусты.
Прибежала Вета в огород и вдруг заметила небольшой загон, а в нём белого пушистого кролика. Вета осторожно приблизилась и стала с любопытством разглядывать кролика.
- Моё имя – Вета, а тебя как зовут, малыш? – спросила она наконец.
- Пуфик, - весело ответил кролик.
- Бедняжка! – посочувствовала кролику зайчиха. – Наверное, люди поймали тебя и посадили в клетку?
- да нет. Никто меня не ловил! – засмеялся Пуфик. – Я всегда живу с людьми.
- Всегда? – удивилась Вета. – А где же ты находишь свежую травку, молодые побеги и кору осинок?
- Меня кормят мои хозяева, - с гордостью сообщил кролик. _ Они приносят мне морковь, капусту и свежую травку.
- Значит, ты никогда не гуляешь на свободе, не бегаешь по полям и лесам и не ищешь себе корм?
Как вы думаете, что ответил кролик?
- Ах, малыш, если бы ты знал, как чудесно бывает в лесу весной, когда распускаются цветы и щебечут птицы! Сколько там лужаек и полянок с сочной и вкусной травой! – рассказывала зайчиха.
- Но я слышал от хозяев, что в лесу живут волки и лисы, и они очень любят закусить зайчатинкой! – рассудительно заметил Пуфик.
- да, это так. Но мы, зайцы, умеем быстро бегать, высоко прыгать и запутывать следы, так что волкам и лисам нелегко нас поймать, - ответила Вета.
- Быстро бегать и запутывать следы я не умею, и от хитрой лисицы спастись, пожалуй, не смогу, - вздохнул Пуфик.
- Почему кролики не умеют запутывать следы?
- Но что же ты ешь зимой, когда зимой в лесу нет ни трав, ни цветочков, ни зелёных веток? – поинтересовался кролик?
- Да, зима – нелёгкое время для лесных жителей. Конечно, кое-кто из зверей запасает корм и укладывается спать на всю зиму, но зайцы запасов не делают. От голода нас спасают кора и ветки осин. А от врагов – быстрые ноги да белый мех, который не видно на снегу. Ведь осенью мы меняем шубку. Наша шерсть становится гуще, пышней, и из серебристо-серой превращается в совсем белую.
- Моя шубка тоже линяет весной и осенью, но цвет она не меняет, - сказал Пуфик.
- Почему окраска кроликов не меняется?
- Твоя шубка такая пушистая, белоснежная! – похвалила Вета кроличью шерсть.
- Спасибо! – поблагодарил Пуфик зайчиху, - моей хозяйке она тоже нравится. Из пуха она вяжет тёплые фуфайки, шарфики и шапки.
- и всё-таки, скажи мне, Пуфик, - попросила Вета, - неужели тебе не скучно одному сидеть в клетке?
- Да нет, пожалуй, не скучно, - ответил кролик. – Поиграть со мной приходят дети и собака Дина.
- Ты дружишь с собакой? – несказанно удивилась зайчиха. – Мой тебе совет – держись от неё подальше. Мы всегда спасаемся от собак бегством. Как услышу собачий лай в лесу – прямо мороз по коже пробирает!
- Дина – ласковая и добрая собака. Она приходит вместе с хозяйскими детьми и никогда не причиняет мне вреда, только понюхает – и всё! Но, может быть, Вета, ты проголодалась? – спохватился кролик. – Я могу угостить тебя морковкой и капустными листьями.
- Что ж, пожалуй, от угощения я не откажусь, - согласилась зайчиха.
Кролик сбегал к кормушке и принёс большой лист капусты и несколько морковок. Он просунул угощение через щели в сетке загона, и Вета с удовольствием захрустела овощами.
- Спасибо, Пуфик, - поблагодарила она кролика, - мы славно провели время, но мне пора домой.
- Заходи ко мне в гости! – попросил Пуфик.
- До скорой встречи, Пуфик! – крикнула Вета и ускакала в лес.
- Зачем зайчиха Вета побежала в огород?
- Кого Вета встретила в огороде?
- Где живут зайцы?
- Где живут кролики?
- Чем питаются зайцы?
- Кто ухаживает за кроликами? Какой корм им дают?
- Какие враги есть у зайцев?
- Есть ли враги у кроликов?
- Расскажи подробно, чем похожи и чем отличаются заяц и кролик?
Катя и божья коровка
Эта история произошла с девочкой Катей.
В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу.
Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками.
Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнёс:
- Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам.
- ой, кто это? – удивлённо спросила Катя. – Кто со мной разговаривает?
- Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок.
_ разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка.
- Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат! – ответила божья коровка.
- Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.
- Как вы думаете, что ответила божья коровка
- Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» - объяснила божья коровка.
- Извини, пожалуйста, - сказала девочка, - я всё поняла, и буду бегать только по дорожкам.
И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.
- Куда делась бабочка? – удивилась девочка.
- Она здесь, но стала для тебя незаметной. Так бабочки спасаются от врагов. Я надеюсь, Катюша, что ты не собираешься ловить бабочек и становится врагом?
- Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: - Я хочу быть другом.
- Ну и правильно, - заметила божья коровка, - у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые-опылители.
- Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить!
- Конечно! – согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало.
- А вот ещё шмель, только поменьше, - воскликнула девочка.
- Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо.
- Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя.
- Да, все насекомые очень хитрые, - с гордостью произнесла божья коровка.
В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики.
- Кто же это стрекочет? – спросила Катя.
- Это кузнечики, - объяснила божья коровка.
- Мне бы хотелось увидеть кузнечика!
Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных зарослях было невозможно.
- А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, - засмеялась девочка.
- Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о ней?
- Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка.
- Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух.
Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил вечер.
- Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы.
Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней:
- Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.
- Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, - пообещала ей божья коровка.
- Кого Катя встретила на лугу?
- О чём попросила Катю божья коровка?
- Какую пользу растениям приносят бабочки и шмели?
- Чем полезны стрекозы?
- Почему Катя не смогла увидеть кузнечика в траве?
- Как насекомые спасаются от врагов?
- Попробуйте объяснить, как связаны между собой деревья, цветы и насекомые?
Одуванчик
Поздней весной пригрело солнышко, и на полянке стала появляться травка. Она была зеленой, и ее тоненькие листочки тянулись к солнцу. Среди этой травы появился на свет маленький желтый Одуванчик. Он был такой крошечный, что едва различался среди травы. И был он похож на солнышко — такой же желтый и с такими же лучиками.
Однажды прилетела на полянку пчела и, заметив Одуванчик, приземлилась на него.
– Ой, — сказал Одуванчик, — зачем Вы на меня садитесь? Я ведь такой маленький и хрупкий, а моя ножка очень тонкая и может сломаться.
– Нет, — сказала пчелка, — твоя тонкая ножка не сломается, она как раз рассчитана на то, чтобы удержать тебя и меня. Ведь на каждый цветок обязательно должна сесть пчелка.
– Зачем тебе на меня садиться, я ведь маленький, а кругом, посмотри, сколько много места, — удивился Одуванчик. — Я просто расту и радуюсь солнышку и не хочу, чтобы мне кто-нибудь мешал.
– Глупенький, — ласково сказала пчелка, — послушай, что я тебе расскажу. Каждую весну, после долгой зимы, распускаются цветы; и мы, пчелки, перелетаем с цветка на цветок, чтобы собрать сочный, вкусный нектар. Потом мы относим этот нектар к себе в улей, там из нектара получается мед.
– Теперь я все понял, — сказал Одуванчик, — спасибо, что объяснила мне это, теперь я буду рассказывать об этом всем Одуванчикам, которые еще появятся на этой полянке.
Тучи — помощники
Веселая Тучка, проплывая однажды над огородом, где росли огурцы, помидоры, кабачки, лук, укроп и картошка, заметила, что овощи очень грустные. У них поникла ботва, а корешки стали совсем сухие.
– Что с вами случилось? — с тревогой спросила она.
Печальные овощи ответили, что они завяли и перестали расти, потому что уже давным-давно не было дождика, который так им необходим.
– Может я смогу вам помочь? — смело спросила Тучка.
– Ты еще такая маленькая, — ответила большая тыква, которая считалась главной на грядке. Вот бы налетела огромная туча, грянул гром и пролил сильный дождик, — задумчиво сказала она.
– Я соберу своих подружек и помогу овощам, — решила тучка, улетая.
Она прилетела к Ветерку и попросила его сильно подуть, чтобы собрать все маленькие тучки в одну большую и помочь пролиться дождю. Шальной Ветерок с радостью помог, и уже к вечеру большая туча раздувалась все сильнее и сильнее, и, наконец, лопнула. Веселые капельки дождя полились на землю, и напоили все вокруг. А удивленные овощи высоко поднимали свои вершки, как будто не хотели пропустить ни одной капельки дождя.
– Спасибо тебе, Тучка! И тебе, Ветерок! — дружно сказали овощи. — Теперь мы обязательно вырастем и подарим радость всем людям!
Тайна Солнышка
Малыш, ты уже знаком с маленькой Тучкой, которая очень любит путешествовать. Как здорово летать по огромному небу высоко-высоко, наблюдая за нашей удивительной планетой Земля. Можно увидеть и узнать много интересного о ней. Об этом думала и наша знакомая, медленно проплывая по небу, чтобы хорошенько все разглядеть внизу. Вдруг маленькая тучка заметила разноцветные листочки. Они были желтые, красные, коричневые и бордовые.
– Какие вы красивые! — воскликнула она. Листочки тихо покружились,
поднимаясь вверх и опускаясь вниз, шелестя о чем-то, будто разговаривали друг с другом.
– Это нам Солнышко помогает! — сказали они, кружась в хороводе с Ветерком.
Попрощавшись с ними, Тучка полетела к Солнышку и попросила рассказать о превращениях зеленных листочков в разноцветные. Солнышко ласково улыбнулось и поведало свою тайну:
– Летом мои длинные лучики светят очень ярко, согревая все и всех на земле. Поэтому в листочках образуется вещество, которое называется «хлорофилл». Оно помогает им оставаться зелеными. А с наступлением осени лучики становятся короче и светят слабо, поэтому хлорофилл теряет свои силы, а листочки приобретают цветную окраску, как будто одеваются в пестрые платья.
– Какое удивительное это время — осень! — ответила Тучка. — Я обязательно расскажу своим подружкам об этом.
И она полетела наперегонки с прохладным Ветерком.
Приключение листика
Здравствуйте! Меня зовут Листик! Я родился весной, когда почки начинают набухать и распускаться. Чешуйки моего домика — почки — раскрылись, и я увидел, как мир прекрасен. Солнышко своими ласковыми лучами прикасалось к каждому листочку, каждой травинке. И они улыбались в ответ. Вот пошел дождик, и мой ярко-зеленый наряд покрылся каплями, словно разноцветным бисером.
Как весело и беззаботно пролетело лето! Птицы чирикали целыми днями на ветках моей мамы Березки, а по ночам теплый ветерок рассказывал мне о своих путешествиях.
Время летело быстро, и я стал замечать, что солнышко светит не так ярко и уже не греет. Ветер подул сильный и холодный. Птицы стали собираться в дальнюю дорогу.
Однажды утром я проснулся и увидел, что мое платье стало желтым. Сначала я хотел заплакать, но мама Березка меня успокоила. Она сказала, что пришла осень, и поэтому все вокруг меняется.
А ночью сильный ветер сорвал меня с ветки и закружил в воздухе. К утру ветер стих, и я упал на землю. Здесь лежало уже много других листьев. Нам было холодно. Но вскоре с неба посыпались белые хлопья, похожие на вату. Они укрыли нас пушистым одеялом. Мне стало тепло и спокойно. Я почувствовал, что засыпаю, и спешу с вами попрощаться. До свидания!
Лесные друзья
Слетел однажды желтый листочек с дерева, и понесло его, как парус, по лесному морю. Летел Лист, летел и опустился на иголки Ежа. Еж ему говорит:
– Я собираю друзей, чтобы очистить поляну от мусора, который оставили после отдыха невоспитанные туристы.
Листочек согласился ему помочь. Отправились они по тропинке к поляне. И увидели маленький холмик земли, из которого торчала голова Крота. Друзья позвали его с собой на поляну. Пришли они на место и увидели много оберток от конфет, пакетики от чипсов и сока. Дружно они взялись за работу! Крот вырыл ямку, Еж собрал на иголки весь мусор и принес к ямке, а Листик летал над Ежиком и помогал сбрасывать мусор в ямку. Потом они дружно засыпали ее землей. Еж утоптал землю, Листик подмел, и довольные друзья с радостью осмотрели окружающий их чистый лес и свою красивую поляну.
Экологические опыты,эксперементирование .
Опыты:Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?
Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.
Цветы лотоса
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Естественная лупа
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Водяной подсвечник
Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.
Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.
ОПЫТЫ С ПЕСКОМ
Опыт № 1«Сыпучий песок»
Цель: познакомить со свойством «сыпучий» сухого песка. Оборудование: лоток с песком, лупа. Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его – песок сыпится. Предложите детям сделать тоже самое (повторите несколько раз) .Рассмотрите отдельные песчинки под лупой, они имеют разную форму. Вместе с детьми сделайте вывод, что сухой песок и сыпучий.
Опыт № 2«Песок может двигаться»
Цель: показать детям способность песка двигаться. Оборудование: лоток с песком. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно и тоже место. Постепенно в месте падения образуется горка, растущая в высоту и занимающая все большую площадь. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сливы. Движение песка похоже на течение. Песок «движется» и «течет». Дети тоже выполняют этот опыт. Опыт № 3«Своды и тоннели»
Цель: дать представление о свойствах песка образовывать «своды и тоннели»Оборудование: лоток с песком, карандаш, трубочка, склеенная из бумаги. Для проведения опыта понадобиться трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из бумаги. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимаем трубочку и видим, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды и тоннели. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми. Вспомнить наблюдения проведенные летом и осенью.
Опыт № 4 «Песочные часы»
Цель: продолжить знакомство со свойствами сухого песка. Познакомить детей с песочными часами. Оборудование: песочные часы. Проследить, как просыпается песок, ощутить длительность минуты.
Опыт № 5«Свойства мокрого песка»
Цель: показать, что из мокрого песка можно лепить. Оборудование: лоток с сухим песком, лейка с водой, формочки, совок. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и песчинки слипаются друг с другом.
Опыт № 6 «Песок в воде не растворяется»
Цель: показать, что в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются. Оборудование: 2 стакана, песок, сахарный песок. Возьмите 2 стаканчика с водой. В один дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка и размешаем. Что теперь произошло? В каком стакане вещество растворилось? Вместе с детьми сделать вывод, что сахарный песок растворяется в воде, а обычный песок нет. Каждый день мы проводим этот опыт, когда сластим чай.
Опыт № 7«Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду»Цель: показать свойства песка хорошо пропускать воду. Оборудование: 2 одинаковые воронки, 2 стакана, емкости с песком и глиной. Укрепить две одинаковые воронки и поставить под них стаканы. В каждую воронку положить немного ваты. В одну воронку до половины насыпать песок, в другую положить истолченную глину. Налить в обе воронки доверху воды. Понаблюдать. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой, она обладает связывающим свойством. Сырая глина почти не пропускает воду.
ОПЫТЫ С ГЛИНОЙ
Опыт № 1«Сухая глина, твердая как камень»Цель: познакомить детей с особенностями сухой глины. Оборудование: емкость с сухой глиной, палочка. Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее в глину, представим, что мы сажаем маленькое деревце. Сухая глина очень твердая, палочку в нее поместить очень трудно. Частички глины очень мелкие, они плотно слипаются, образуют комочки.
Опыт № 2 «Глина растворяется в воде»Цель: показать детям как глина растворяется в воде. Оборудование: стакан с водой, кусочек глины. Возьмем кусочек глины и поместим его в стакан с водой, затем тщательно размешаем. Вода в стакане стала мутной. Частички глины растворились в воде.
Опыт № 3 «Влажная глина хорошо лепится»Цель: познакомить со свойствами влажной глины. Оборудование: кусок влажной глины, дощечки или клеенки для лепки. Предложить детям слепить колобок. Обратить внимание, что влажная глина лепится, как пластилин.
ОПЫТЫ С КАМНЯМИ
Опыт № 1 «Камни разной формы и цвета» Цель: познакомить с различными видами камней по форме и цвету. Оборудование: камни разные, лупа, поднос. Педагог выкладывает на поднос камни разной формы и цвета. Дети рассматривают камни, трогают. Затем осматривают камни через лупу, отмечают особенности каждого камня. Педагог спрашивает, где используются камни? При затруднении помогает детям дать правильный ответ.
Опыт № 2 «Камни тонут в воде» Цель: показать на опыте, как камни тонут, выталкивая воду. Оборудование: кувшинчик с водой, камешки, сказка Л. Толстого «Умная галка».Педагог читает сказку Л. Толстого «Умная галка» и предлагает провести такой же опыт. Дети кидают камешки в кувшинчик и видят, что вода поднимается. Камни, падая, поднимают воду. Камни тяжелые, они тонут. ОБЖ – камнями нельзя кидаться, их можно использовать при игре летом в песочнице.
ОПЫТЫ С СОЛЬЮ
Опыт № 1 «Соль растворяется в воде» Цель: показать растворимость соли в воде. Оборудование: стакан, ложка, соль, вода. В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Нет, она растворилась. Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода? Соль используется при приготовлении пищи. Опыт № 2«Соль выпаривается и кристаллизуется»Цель: показать кристаллизацию соли в солевом растворе. Оборудование: стаканчик с водой, соль. В стакан с водой насыпать две-три ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли. Опыт показывает, что соль находится в растворе. Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках.
Дидактические игры
Игра-занятие
«Мы лепим посуду» Цель: продолжить знакомство со свойствами глины, познакомить детей с различной посудой, изготовленной из глины, развивать мелкую моторику рук. Оборудование: поднос с различной глиняной посудой (ваза, блюдце, чашка, куски глины, клеенка. Педагог демонстрирует различную посуду, рассказывает что из глины можно сделать очень много разной посуды. Предлагает детям слепить по образцу блюдце или чашку. При затруднении педагог Все изделия выкладываются на поднос, после сушки можно на дальнейших занятиях раскрасить их.
Игра
«Тонут-плавают» Цель: уточнить представление детей о свойствах песка, глины, камней. В воде одни предметы тонут, другие плавают. Оборудование: емкость с водой, камешек, кусочек глины, бумажный кораблик, песок, скорлупки грецких орехов, мелкие пластмассовые и резиновые игрушки. Педагог пускает в воду различные предметы (игрушки, бумажный кораблик, камешки, скорлупки) и предлагает понаблюдать, тонут они или плавают. Дети вместе с воспитателем отмечают, что тонет, а что плавает. Воспитатель поясняет, что легкие предметы плавают (дает подержать их, тяжелые - тонут (предлагает подержать их в руке). Детям предлагается самим убедиться, какие из предметов тонут, какие плавают. В конце игры дети моют и убирают игрушки, наводят порядок.
Игра «Сделай целое»Цель: учить подражать действиям педагога, знакомить со свойствами глины, развивать мелкую моторику рук. Оборудование: комки глины, клеенка, тарелки (по числу детей) .Педагог берет кусок глины и раздает такие же детям. Щепотью отрывает маленькие кусочки глины и кладет их на тарелку. Предлагает детям повторить действие. А теперь давайте сделаем один большой колобок (сминает все кусочки). Дети подражают действиям педагога. Педагог обобщает действия детей – глина хорошо лепится.
Игра «Сделай целое 2» Цель: учить выполнять действия по образцу, знакомить со свойствами глины, развивать мелкую моторику рук. Оборудование: комки глины, экран (ширма, клеенка, тарелки (по числу детей) .Педагог раздает детям комки глины. Показывает свой комок и говорит: «У меня большой целый кусок глины, и у Вас такие же. » Закрывается экраном, отщипывает мелкие кусочки, показывает детям и предлагает сделать такие же. Дети выполняют задание. Тем, кто затрудняется педагог показывает, побуждая подражать. Затем за экраном он соединяет кусочки глины и показывает большой комок. «У меня целый кусок глины, сделайте такой же. » Дети выполняют действия по образцу. При необходимости применяется показ.
Игра «Следы» Цель: сформировать умение считать движение, звуки, предметы и обозначать количество сосчитанных объектов последним произнесенным числом, и показом сосчитанного количества на пальцах. Оборудование: музыкальный инструмент – металлофон, поднос с песком. Педагог просит послушать и сказать сколько раз он ударит по металлофону, а затем, показать это количество на пальцах. Потом он просит оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых ребенок показывал количество услышанных ударов. После этого, взрослый снова ударяет по металлофону (столько же раз, а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два-три раза.
Игра-занятие «Печем куличики»Цель: познакомить детей с особенностями сухого и мокрого песка, развивать мелкую моторику рук, учить понимать слова-антонимы – «сухой – мокрый».Оборудование: стол для песка, совочки, формочки, лейка с водой. Ход занятия: педагог предлагает детям поиграть в песок, испечь куличики для кукол. В песке находятся разные формочки. Педагог просит закрыть глаза, в это время он прячет формочки в песок и сообщает об этом детям. Дети должны найти и откопать спрятанные формочки. Дети ищут формочки в сухом песке, а взрослый обращает их внимание на то, что песок просыпается между пальцами, он сухой. Когда дети найдут все формочки, педагог еще раз спрашивает какой песок, сухой или мокрый? Затем предлагает испечь куличики из сухого песка. Дети насыпают сухой песок и выкладывают его из формочек на поднос, песок рассыпается. Педагог обобщает действия детей: «Можно ли из сухого песка испечь куличики? Что надо сделать с песком? ». Если дети затрудняются, педагог просит вспомнить каким становится песок после дождя. Вместе с детьми педагог смачивает песок, и дети пекут куличики. Игра заканчивается. Педагог обобщает действия детей: сухой песок рассыпается, мокрый «лепится». Педагог просит убрать уголок, помыть руки.
Игра-занятие «Спрячь, и найди игрушки»Цель: пополнить знания детей о свойствах сухого песка, сформировать умение определять количество предметов на основе слухового восприятия, прятать это количество предметов в песок, а затем доставать заданное количество из песка. Оборудование: песочный ящик, мелкие игрушки. Ход занятия: педагог говорит детям: «Посмотрите, какие игрушки лежат на подносе, попробуйте спрятать, закопать их в песок. Потом мы будем их искать». Дети закапывают игрушки, затем вместе с педагогом отыскивают их и называют. Мы с вами прятали и находили игрушки, а теперь послушайте, сколько игрушек я попрошу спрятать каждого из вас. Я буду хлопать в ладоши, и каждый из вас возьмет столько игрушек, сколько хлопков он услышит. Потом вы спрячете их в песке. После того, как дети отберут нужное количество игрушек, спрячут их в песке, педагог предлагает достать из песка столько игрушек, сколько он попросит. Игра повторяется несколько раз, со сменой количества игрушек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_v_letniy_period.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно –методическое пособие Экологическое воспитание дошкольников в летний период.
Основное содержание экологического воспитания дошкольников:
«формирование…осознано- правильного отношения к природым явлениям и объектам…»
С.Н. Николаева
Цель экологического воспитания- формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением,способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
*Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы.
*Расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников.
*Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
*Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.
*Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
*Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.
Методы и приемы экологического воспитания:
-чтение художественной литературы
-наблюдения
-опыты
-труд
-экскурсии
-сюжетно –ролевые игры
-дидактические игры
-ОБЖ
-бесседы
-рассказы
-работа с родителями
Формы экологического воспитания
-экологические занятия;
-экологические экскурсии;
- уроки доброты;
-уроки мышления;
-экологические конкурсы;
-обсуждение и проигрывание ситуаций;
-трудовой десант;
-коллекционирование;
-экологические праздники;
-экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);
-экологические сказки;
-инсценировки.
-Опыты, экспериментирование
Рекомендуем использовать в летний период
Экологические сказки:
Родник
С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр.
Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда.
Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы.
В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.
-Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.
Как бы вы поступили на месте Артёма?Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.
Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
- Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?
Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика.
У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте.
Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.
Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.
- Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём. Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:
- Артёмка! Где ты?
- Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке.
Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:
- Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора.
Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.
ВопросыКак выглядел овраг, на дне которого журчал родник?
С кем Артём ходил за водой на родник?
Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?
Чем занимались Андрей и Петя?
Какой вред приносят природе такие игры?
Почему Артёму приснился необычный сон?
Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?
Кто помог Артёму исправить ошибку?
Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что случилось?
Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?
Кролик и Заяц.
Знаете ли вы, дорогие ребята, что в огороде после уборки урожая капусты, кое-где остаются сочные хрустящие кочерыжки и большие капустные листья?
Об этом хорошо знала зайчиха Вета. Вот и решила она наведаться вечерком в соседнюю деревню, чтобы полакомиться вкусными листьями капусты.
Прибежала Вета в огород и вдруг заметила небольшой загон, а в нём белого пушистого кролика. Вета осторожно приблизилась и стала с любопытством разглядывать кролика.
- Моё имя – Вета, а тебя как зовут, малыш? – спросила она наконец.
- Пуфик, - весело ответил кролик.
- Бедняжка! – посочувствовала кролику зайчиха. – Наверное, люди поймали тебя и посадили в клетку?
- да нет. Никто меня не ловил! – засмеялся Пуфик. – Я всегда живу с людьми.
- Всегда? – удивилась Вета. – А где же ты находишь свежую травку, молодые побеги и кору осинок?
- Меня кормят мои хозяева, - с гордостью сообщил кролик. _ Они приносят мне морковь, капусту и свежую травку.
- Значит, ты никогда не гуляешь на свободе, не бегаешь по полям и лесам и не ищешь себе корм?
Как вы думаете, что ответил кролик?
- Ах, малыш, если бы ты знал, как чудесно бывает в лесу весной, когда распускаются цветы и щебечут птицы! Сколько там лужаек и полянок с сочной и вкусной травой! – рассказывала зайчиха.
- Но я слышал от хозяев, что в лесу живут волки и лисы, и они очень любят закусить зайчатинкой! – рассудительно заметил Пуфик.
- да, это так. Но мы, зайцы, умеем быстро бегать, высоко прыгать и запутывать следы, так что волкам и лисам нелегко нас поймать, - ответила Вета.
- Быстро бегать и запутывать следы я не умею, и от хитрой лисицы спастись, пожалуй, не смогу, - вздохнул Пуфик.
- Почему кролики не умеют запутывать следы?
- Но что же ты ешь зимой, когда зимой в лесу нет ни трав, ни цветочков, ни зелёных веток? – поинтересовался кролик?
- Да, зима – нелёгкое время для лесных жителей. Конечно, кое-кто из зверей запасает корм и укладывается спать на всю зиму, но зайцы запасов не делают. От голода нас спасают кора и ветки осин. А от врагов – быстрые ноги да белый мех, который не видно на снегу. Ведь осенью мы меняем шубку. Наша шерсть становится гуще, пышней, и из серебристо-серой превращается в совсем белую.
- Моя шубка тоже линяет весной и осенью, но цвет она не меняет, - сказал Пуфик.
- Почему окраска кроликов не меняется?
- Твоя шубка такая пушистая, белоснежная! – похвалила Вета кроличью шерсть.
- Спасибо! – поблагодарил Пуфик зайчиху, - моей хозяйке она тоже нравится. Из пуха она вяжет тёплые фуфайки, шарфики и шапки.
- и всё-таки, скажи мне, Пуфик, - попросила Вета, - неужели тебе не скучно одному сидеть в клетке?
- Да нет, пожалуй, не скучно, - ответил кролик. – Поиграть со мной приходят дети и собака Дина.
- Ты дружишь с собакой? – несказанно удивилась зайчиха. – Мой тебе совет – держись от неё подальше. Мы всегда спасаемся от собак бегством. Как услышу собачий лай в лесу – прямо мороз по коже пробирает!
- Дина – ласковая и добрая собака. Она приходит вместе с хозяйскими детьми и никогда не причиняет мне вреда, только понюхает – и всё! Но, может быть, Вета, ты проголодалась? – спохватился кролик. – Я могу угостить тебя морковкой и капустными листьями.
- Что ж, пожалуй, от угощения я не откажусь, - согласилась зайчиха.
Кролик сбегал к кормушке и принёс большой лист капусты и несколько морковок. Он просунул угощение через щели в сетке загона, и Вета с удовольствием захрустела овощами.
- Спасибо, Пуфик, - поблагодарила она кролика, - мы славно провели время, но мне пора домой.
- Заходи ко мне в гости! – попросил Пуфик.
- До скорой встречи, Пуфик! – крикнула Вета и ускакала в лес.
- Зачем зайчиха Вета побежала в огород?
- Кого Вета встретила в огороде?
- Где живут зайцы?
- Где живут кролики?
- Чем питаются зайцы?
- Кто ухаживает за кроликами? Какой корм им дают?
- Какие враги есть у зайцев?
- Есть ли враги у кроликов?
- Расскажи подробно, чем похожи и чем отличаются заяц и кролик?
Катя и божья коровка
Эта история произошла с девочкой Катей.
В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу.
Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками.
Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнёс:
- Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам.
- ой, кто это? – удивлённо спросила Катя. – Кто со мной разговаривает?
- Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок.
_ разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка.
- Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат! – ответила божья коровка.
- Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.
- Как вы думаете, что ответила божья коровка
- Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» - объяснила божья коровка.
- Извини, пожалуйста, - сказала девочка, - я всё поняла, и буду бегать только по дорожкам.
И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.
- Куда делась бабочка? – удивилась девочка.
- Она здесь, но стала для тебя незаметной. Так бабочки спасаются от врагов. Я надеюсь, Катюша, что ты не собираешься ловить бабочек и становится врагом?
- Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: - Я хочу быть другом.
- Ну и правильно, - заметила божья коровка, - у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые-опылители.
- Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить!
- Конечно! – согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало.
- А вот ещё шмель, только поменьше, - воскликнула девочка.
- Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо.
- Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя.
- Да, все насекомые очень хитрые, - с гордостью произнесла божья коровка.
В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики.
- Кто же это стрекочет? – спросила Катя.
- Это кузнечики, - объяснила божья коровка.
- Мне бы хотелось увидеть кузнечика!
Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных зарослях было невозможно.
- А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, - засмеялась девочка.
- Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о ней?
- Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка.
- Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух.
Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил вечер.
- Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы.
Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней:
- Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.
- Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, - пообещала ей божья коровка.
- Кого Катя встретила на лугу?
- О чём попросила Катю божья коровка?
- Какую пользу растениям приносят бабочки и шмели?
- Чем полезны стрекозы?
- Почему Катя не смогла увидеть кузнечика в траве?
- Как насекомые спасаются от врагов?
- Попробуйте объяснить, как связаны между собой деревья, цветы и насекомые?
Одуванчик
Поздней весной пригрело солнышко, и на полянке стала появляться травка. Она была зеленой, и ее тоненькие листочки тянулись к солнцу. Среди этой травы появился на свет маленький желтый Одуванчик. Он был такой крошечный, что едва различался среди травы. И был он похож на солнышко — такой же желтый и с такими же лучиками.
Однажды прилетела на полянку пчела и, заметив Одуванчик, приземлилась на него.
– Ой, — сказал Одуванчик, — зачем Вы на меня садитесь? Я ведь такой маленький и хрупкий, а моя ножка очень тонкая и может сломаться.
– Нет, — сказала пчелка, — твоя тонкая ножка не сломается, она как раз рассчитана на то, чтобы удержать тебя и меня. Ведь на каждый цветок обязательно должна сесть пчелка.
– Зачем тебе на меня садиться, я ведь маленький, а кругом, посмотри, сколько много места, — удивился Одуванчик. — Я просто расту и радуюсь солнышку и не хочу, чтобы мне кто-нибудь мешал.
– Глупенький, — ласково сказала пчелка, — послушай, что я тебе расскажу. Каждую весну, после долгой зимы, распускаются цветы; и мы, пчелки, перелетаем с цветка на цветок, чтобы собрать сочный, вкусный нектар. Потом мы относим этот нектар к себе в улей, там из нектара получается мед.
– Теперь я все понял, — сказал Одуванчик, — спасибо, что объяснила мне это, теперь я буду рассказывать об этом всем Одуванчикам, которые еще появятся на этой полянке.
Тучи — помощники
Веселая Тучка, проплывая однажды над огородом, где росли огурцы, помидоры, кабачки, лук, укроп и картошка, заметила, что овощи очень грустные. У них поникла ботва, а корешки стали совсем сухие.
– Что с вами случилось? — с тревогой спросила она.
Печальные овощи ответили, что они завяли и перестали расти, потому что уже давным-давно не было дождика, который так им необходим.
– Может я смогу вам помочь? — смело спросила Тучка.
– Ты еще такая маленькая, — ответила большая тыква, которая считалась главной на грядке. Вот бы налетела огромная туча, грянул гром и пролил сильный дождик, — задумчиво сказала она.
– Я соберу своих подружек и помогу овощам, — решила тучка, улетая.
Она прилетела к Ветерку и попросила его сильно подуть, чтобы собрать все маленькие тучки в одну большую и помочь пролиться дождю. Шальной Ветерок с радостью помог, и уже к вечеру большая туча раздувалась все сильнее и сильнее, и, наконец, лопнула. Веселые капельки дождя полились на землю, и напоили все вокруг. А удивленные овощи высоко поднимали свои вершки, как будто не хотели пропустить ни одной капельки дождя.
– Спасибо тебе, Тучка! И тебе, Ветерок! — дружно сказали овощи. — Теперь мы обязательно вырастем и подарим радость всем людям!
Тайна Солнышка
Малыш, ты уже знаком с маленькой Тучкой, которая очень любит путешествовать. Как здорово летать по огромному небу высоко-высоко, наблюдая за нашей удивительной планетой Земля. Можно увидеть и узнать много интересного о ней. Об этом думала и наша знакомая, медленно проплывая по небу, чтобы хорошенько все разглядеть внизу. Вдруг маленькая тучка заметила разноцветные листочки. Они были желтые, красные, коричневые и бордовые.
– Какие вы красивые! — воскликнула она. Листочки тихо покружились,
поднимаясь вверх и опускаясь вниз, шелестя о чем-то, будто разговаривали друг с другом.
– Это нам Солнышко помогает! — сказали они, кружась в хороводе с Ветерком.
Попрощавшись с ними, Тучка полетела к Солнышку и попросила рассказать о превращениях зеленных листочков в разноцветные. Солнышко ласково улыбнулось и поведало свою тайну:
– Летом мои длинные лучики светят очень ярко, согревая все и всех на земле. Поэтому в листочках образуется вещество, которое называется «хлорофилл». Оно помогает им оставаться зелеными. А с наступлением осени лучики становятся короче и светят слабо, поэтому хлорофилл теряет свои силы, а листочки приобретают цветную окраску, как будто одеваются в пестрые платья.
– Какое удивительное это время — осень! — ответила Тучка. — Я обязательно расскажу своим подружкам об этом.
И она полетела наперегонки с прохладным Ветерком.
Приключение листика
Здравствуйте! Меня зовут Листик! Я родился весной, когда почки начинают набухать и распускаться. Чешуйки моего домика — почки — раскрылись, и я увидел, как мир прекрасен. Солнышко своими ласковыми лучами прикасалось к каждому листочку, каждой травинке. И они улыбались в ответ. Вот пошел дождик, и мой ярко-зеленый наряд покрылся каплями, словно разноцветным бисером.
Как весело и беззаботно пролетело лето! Птицы чирикали целыми днями на ветках моей мамы Березки, а по ночам теплый ветерок рассказывал мне о своих путешествиях.
Время летело быстро, и я стал замечать, что солнышко светит не так ярко и уже не греет. Ветер подул сильный и холодный. Птицы стали собираться в дальнюю дорогу.
Однажды утром я проснулся и увидел, что мое платье стало желтым. Сначала я хотел заплакать, но мама Березка меня успокоила. Она сказала, что пришла осень, и поэтому все вокруг меняется.
А ночью сильный ветер сорвал меня с ветки и закружил в воздухе. К утру ветер стих, и я упал на землю. Здесь лежало уже много других листьев. Нам было холодно. Но вскоре с неба посыпались белые хлопья, похожие на вату. Они укрыли нас пушистым одеялом. Мне стало тепло и спокойно. Я почувствовал, что засыпаю, и спешу с вами попрощаться. До свидания!
Лесные друзья
Слетел однажды желтый листочек с дерева, и понесло его, как парус, по лесному морю. Летел Лист, летел и опустился на иголки Ежа. Еж ему говорит:
– Я собираю друзей, чтобы очистить поляну от мусора, который оставили после отдыха невоспитанные туристы.
Листочек согласился ему помочь. Отправились они по тропинке к поляне. И увидели маленький холмик земли, из которого торчала голова Крота. Друзья позвали его с собой на поляну. Пришли они на место и увидели много оберток от конфет, пакетики от чипсов и сока. Дружно они взялись за работу! Крот вырыл ямку, Еж собрал на иголки весь мусор и принес к ямке, а Листик летал над Ежиком и помогал сбрасывать мусор в ямку. Потом они дружно засыпали ее землей. Еж утоптал землю, Листик подмел, и довольные друзья с радостью осмотрели окружающий их чистый лес и свою красивую поляну.
Экологические опыты,эксперементирование .
Опыты:Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?
Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.
Цветы лотоса
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Естественная лупа
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Водяной подсвечник
Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.
Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.
ОПЫТЫ С ПЕСКОМ
Опыт № 1«Сыпучий песок»
Цель: познакомить со свойством «сыпучий» сухого песка. Оборудование: лоток с песком, лупа. Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его – песок сыпится. Предложите детям сделать тоже самое (повторите несколько раз) .Рассмотрите отдельные песчинки под лупой, они имеют разную форму. Вместе с детьми сделайте вывод, что сухой песок и сыпучий.
Опыт № 2«Песок может двигаться»
Цель: показать детям способность песка двигаться. Оборудование: лоток с песком. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно и тоже место. Постепенно в месте падения образуется горка, растущая в высоту и занимающая все большую площадь. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сливы. Движение песка похоже на течение. Песок «движется» и «течет». Дети тоже выполняют этот опыт. Опыт № 3«Своды и тоннели»
Цель: дать представление о свойствах песка образовывать «своды и тоннели»Оборудование: лоток с песком, карандаш, трубочка, склеенная из бумаги. Для проведения опыта понадобиться трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из бумаги. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимаем трубочку и видим, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды и тоннели. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми. Вспомнить наблюдения проведенные летом и осенью.
Опыт № 4 «Песочные часы»
Цель: продолжить знакомство со свойствами сухого песка. Познакомить детей с песочными часами. Оборудование: песочные часы. Проследить, как просыпается песок, ощутить длительность минуты.
Опыт № 5«Свойства мокрого песка»
Цель: показать, что из мокрого песка можно лепить. Оборудование: лоток с сухим песком, лейка с водой, формочки, совок. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и песчинки слипаются друг с другом.
Опыт № 6 «Песок в воде не растворяется»
Цель: показать, что в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются. Оборудование: 2 стакана, песок, сахарный песок. Возьмите 2 стаканчика с водой. В один дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка и размешаем. Что теперь произошло? В каком стакане вещество растворилось? Вместе с детьми сделать вывод, что сахарный песок растворяется в воде, а обычный песок нет. Каждый день мы проводим этот опыт, когда сластим чай.
Опыт № 7«Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду»Цель: показать свойства песка хорошо пропускать воду. Оборудование: 2 одинаковые воронки, 2 стакана, емкости с песком и глиной. Укрепить две одинаковые воронки и поставить под них стаканы. В каждую воронку положить немного ваты. В одну воронку до половины насыпать песок, в другую положить истолченную глину. Налить в обе воронки доверху воды. Понаблюдать. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой, она обладает связывающим свойством. Сырая глина почти не пропускает воду.
ОПЫТЫ С ГЛИНОЙ
Опыт № 1«Сухая глина, твердая как камень»Цель: познакомить детей с особенностями сухой глины. Оборудование: емкость с сухой глиной, палочка. Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее в глину, представим, что мы сажаем маленькое деревце. Сухая глина очень твердая, палочку в нее поместить очень трудно. Частички глины очень мелкие, они плотно слипаются, образуют комочки.
Опыт № 2 «Глина растворяется в воде»Цель: показать детям как глина растворяется в воде. Оборудование: стакан с водой, кусочек глины. Возьмем кусочек глины и поместим его в стакан с водой, затем тщательно размешаем. Вода в стакане стала мутной. Частички глины растворились в воде.
Опыт № 3 «Влажная глина хорошо лепится»Цель: познакомить со свойствами влажной глины. Оборудование: кусок влажной глины, дощечки или клеенки для лепки. Предложить детям слепить колобок. Обратить внимание, что влажная глина лепится, как пластилин.
ОПЫТЫ С КАМНЯМИ
Опыт № 1 «Камни разной формы и цвета» Цель: познакомить с различными видами камней по форме и цвету. Оборудование: камни разные, лупа, поднос. Педагог выкладывает на поднос камни разной формы и цвета. Дети рассматривают камни, трогают. Затем осматривают камни через лупу, отмечают особенности каждого камня. Педагог спрашивает, где используются камни? При затруднении помогает детям дать правильный ответ.
Опыт № 2 «Камни тонут в воде» Цель: показать на опыте, как камни тонут, выталкивая воду. Оборудование: кувшинчик с водой, камешки, сказка Л. Толстого «Умная галка».Педагог читает сказку Л. Толстого «Умная галка» и предлагает провести такой же опыт. Дети кидают камешки в кувшинчик и видят, что вода поднимается. Камни, падая, поднимают воду. Камни тяжелые, они тонут. ОБЖ – камнями нельзя кидаться, их можно использовать при игре летом в песочнице.
ОПЫТЫ С СОЛЬЮ
Опыт № 1 «Соль растворяется в воде» Цель: показать растворимость соли в воде. Оборудование: стакан, ложка, соль, вода. В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Нет, она растворилась. Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода? Соль используется при приготовлении пищи. Опыт № 2«Соль выпаривается и кристаллизуется»Цель: показать кристаллизацию соли в солевом растворе. Оборудование: стаканчик с водой, соль. В стакан с водой насыпать две-три ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли. Опыт показывает, что соль находится в растворе. Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках.
Дидактические игры
Игра-занятие
«Мы лепим посуду» Цель: продолжить знакомство со свойствами глины, познакомить детей с различной посудой, изготовленной из глины, развивать мелкую моторику рук. Оборудование: поднос с различной глиняной посудой (ваза, блюдце, чашка, куски глины, клеенка. Педагог демонстрирует различную посуду, рассказывает что из глины можно сделать очень много разной посуды. Предлагает детям слепить по образцу блюдце или чашку. При затруднении педагог Все изделия выкладываются на поднос, после сушки можно на дальнейших занятиях раскрасить их.
Игра
«Тонут-плавают» Цель: уточнить представление детей о свойствах песка, глины, камней. В воде одни предметы тонут, другие плавают. Оборудование: емкость с водой, камешек, кусочек глины, бумажный кораблик, песок, скорлупки грецких орехов, мелкие пластмассовые и резиновые игрушки. Педагог пускает в воду различные предметы (игрушки, бумажный кораблик, камешки, скорлупки) и предлагает понаблюдать, тонут они или плавают. Дети вместе с воспитателем отмечают, что тонет, а что плавает. Воспитатель поясняет, что легкие предметы плавают (дает подержать их, тяжелые - тонут (предлагает подержать их в руке). Детям предлагается самим убедиться, какие из предметов тонут, какие плавают. В конце игры дети моют и убирают игрушки, наводят порядок.
Игра «Сделай целое»Цель: учить подражать действиям педагога, знакомить со свойствами глины, развивать мелкую моторику рук. Оборудование: комки глины, клеенка, тарелки (по числу детей) .Педагог берет кусок глины и раздает такие же детям. Щепотью отрывает маленькие кусочки глины и кладет их на тарелку. Предлагает детям повторить действие. А теперь давайте сделаем один большой колобок (сминает все кусочки). Дети подражают действиям педагога. Педагог обобщает действия детей – глина хорошо лепится.
Игра «Сделай целое 2» Цель: учить выполнять действия по образцу, знакомить со свойствами глины, развивать мелкую моторику рук. Оборудование: комки глины, экран (ширма, клеенка, тарелки (по числу детей) .Педагог раздает детям комки глины. Показывает свой комок и говорит: «У меня большой целый кусок глины, и у Вас такие же. » Закрывается экраном, отщипывает мелкие кусочки, показывает детям и предлагает сделать такие же. Дети выполняют задание. Тем, кто затрудняется педагог показывает, побуждая подражать. Затем за экраном он соединяет кусочки глины и показывает большой комок. «У меня целый кусок глины, сделайте такой же. » Дети выполняют действия по образцу. При необходимости применяется показ.
Игра «Следы» Цель: сформировать умение считать движение, звуки, предметы и обозначать количество сосчитанных объектов последним произнесенным числом, и показом сосчитанного количества на пальцах. Оборудование: музыкальный инструмент – металлофон, поднос с песком. Педагог просит послушать и сказать сколько раз он ударит по металлофону, а затем, показать это количество на пальцах. Потом он просит оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых ребенок показывал количество услышанных ударов. После этого, взрослый снова ударяет по металлофону (столько же раз, а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два-три раза.
Игра-занятие «Печем куличики»Цель: познакомить детей с особенностями сухого и мокрого песка, развивать мелкую моторику рук, учить понимать слова-антонимы – «сухой – мокрый».Оборудование: стол для песка, совочки, формочки, лейка с водой. Ход занятия: педагог предлагает детям поиграть в песок, испечь куличики для кукол. В песке находятся разные формочки. Педагог просит закрыть глаза, в это время он прячет формочки в песок и сообщает об этом детям. Дети должны найти и откопать спрятанные формочки. Дети ищут формочки в сухом песке, а взрослый обращает их внимание на то, что песок просыпается между пальцами, он сухой. Когда дети найдут все формочки, педагог еще раз спрашивает какой песок, сухой или мокрый? Затем предлагает испечь куличики из сухого песка. Дети насыпают сухой песок и выкладывают его из формочек на поднос, песок рассыпается. Педагог обобщает действия детей: «Можно ли из сухого песка испечь куличики? Что надо сделать с песком? ». Если дети затрудняются, педагог просит вспомнить каким становится песок после дождя. Вместе с детьми педагог смачивает песок, и дети пекут куличики. Игра заканчивается. Педагог обобщает действия детей: сухой песок рассыпается, мокрый «лепится». Педагог просит убрать уголок, помыть руки.
Игра-занятие «Спрячь, и найди игрушки»Цель: пополнить знания детей о свойствах сухого песка, сформировать умение определять количество предметов на основе слухового восприятия, прятать это количество предметов в песок, а затем доставать заданное количество из песка. Оборудование: песочный ящик, мелкие игрушки. Ход занятия: педагог говорит детям: «Посмотрите, какие игрушки лежат на подносе, попробуйте спрятать, закопать их в песок. Потом мы будем их искать». Дети закапывают игрушки, затем вместе с педагогом отыскивают их и называют. Мы с вами прятали и находили игрушки, а теперь послушайте, сколько игрушек я попрошу спрятать каждого из вас. Я буду хлопать в ладоши, и каждый из вас возьмет столько игрушек, сколько хлопков он услышит. Потом вы спрячете их в песке. После того, как дети отберут нужное количество игрушек, спрячут их в песке, педагог предлагает достать из песка столько игрушек, сколько он попросит. Игра повторяется несколько раз, со сменой количества игрушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Экологическое воспитание дошкольников в процессе проведения опытов и экспериментов с природными объектами"
В данной работе представлены эксперименты с различными объектами природы: вода, воздух, лучи света, цвета, статическое электричество и др....
Учебно методическое пособие. Экологические игры для дошкольников.
quot;Экологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста"Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют...
Учебно-методическое пособие "Экологическая игра"
С помощью этого пособия решаются следующие задачи:Закрепление названий домашних и диких животных, насекомых, птиц;Особенности строения животных;Чем питаются;Закрепить знания о сезонных изменениях;Разв...
Консультация для родителей экологическое воспитание дошкольников в летний период
экологическое воспитание...
«Экологическое воспитание дошкольников в летний период»
Всё хорошее в людях - из детства! ...
Учебно-методическое пособие «Экологические сказки» для детей 4–7 лет
Пояснительная записка.В пособии представлены экологические сказки для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Содержание соответствует требованиям ФГОС ДО и раскрывает содержание обр...
Экологическое воспитание дошкольника в летний период
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период»....