Проект (познавательно – творческий) с детьми старшего дошкольного возраста «Из старины счастливая дорога до самого родимого порога»
проект (старшая группа)
В результате проектной деятельности дети проявляют устойчивый интерес к истории своего города, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); правильно называют членов своей семьи и определяют родственные отношения; самостоятельно называют особенности и главные достопримечательности своего родного края; используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т.д.).
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Детский сад № 161» ОАО «РЖД» «Из старины счастливая дорога до самого родимого порога»
ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД» №161
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
ГОРОД БАРАБИНСК
Познавательно - творческий проект
Авторы:
Дзюба Анна Алексеевна, воспитатель
Малышева Наталья Владимировна, воспитатель
Чернова Татьяна Константиновна, воспитатель
ОГЛАВЛЕНИЕ
II ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ 12
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
Пояснительная записка
«Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета
среди других народов - авторитета,
достойно завоёванного русским
искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своём
культурном прошлом, о наших
памятниках, литературе, языке, живописи...
Народные отличия сохранятся и в XXI
веке, если мы будем озабочены воспитанием
души, а не только передачей знаний».
(Д. С. Лихачёв).
Наш детский сад находится в красивом городе Барабинске Новосибирской области. Но как часто мы видим, что дети не замечают красоты зеленых улиц, уникальность старинных зданий. Материальные блага и прагматические ценности стали намного важней ценностей духовных и нравственных. Потеря народных корней приводит к появлению бездуховности и черствости у подрастающего поколения. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, агрессивность. А ведь наше будущее во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Этим обоснован наш выбор направления работы с детьми.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой? В этом выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.
Творческой группой детского сада разработан и реализуется проект «Из старины счастливая дорога до самого родимого порога» по формированию представлений детей о родном крае и городе Барабинске. Реализация проекта рассчитана на 2012 - 2013 учебный год.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Продолжительность проекта: краткосрочный (2012 -2013 учебный год).
Тип проекта: познавательно - творческий.
Место реализации: негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 161» ОАО «РЖД».
По форме реализации: групповой.
Участники проекта: дети старшей возрастной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: «Познание».
Области интеграции: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», ««Здоровье», «Безопасность».
Предполагаемый результат:
- Расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре.
- Активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
- Расширение связей ДОУ с социумом.
Проект адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста, родителям
АКТУАЛЬНОСТЬ
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
О важности приобщения дошкольников к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания
людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.
Очень важно научить детей постигать культуру своего народа. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» - так писал академик Д. С. Лихачёв. В наше время возникает потребность в приобщении детей к истокам народных традиций через любовь к малой родине.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям народа.
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения, утрачиваются народные традиции (любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним). Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Становится особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства любви к своей малой Родине.
Дошкольный возраст - период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Потребность общества в личности нового типа – современной, образованной, нравственной, предприимчивой, готовой самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способной к сотрудничеству, обладающей чувством ответственности за судьбу страны, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-нравственных и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании и воспитании требует создания благоприятной образовательно-воспитательной среды, содействующей разностороннему индивидуальному развитию и духовно-нравственному становлению личности ребенка, а именно атмосферы любви, внимания к каждому дошкольнику и взаимопонимания между всеми участниками педагогического процесса; приоритет нравственных ценностей, как важнейшего фактора эффективного воспитания.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать проект по воспитанию у дошкольников любви к малой Родине, формированию патриотических чувств и развития духовности.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения к национальной культуре и истории родного края;
- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
- формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
- воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.
Этапы реализации проекта
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Патриотическое воспитание дошкольников – процесс интегративный, объединяющий эстетическое, трудовое, умственное и физическое воспитание. В процессе такого всестороннего развития зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и в непосредственной образовательной деятельности. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у дошкольников потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории родного края. В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа, его культурой и традициями.
Слово «традиция» (от лат. Traditio – передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.
Русские традиции открывают огромные возможности для дошкольников, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.
Работа по патриотическому воспитанию начинается с создания для детей уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Анализ психологической литературы позволил установить, что нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм», не достаточное количество теоретических и методических разработок.
Уровень представления дошкольников о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для воспитания и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.
Ценностно-ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность дошкольнику раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.
ПОЗНАНИЕ: знакомить детей с предметами русского быта в системе «было - стало».
КОММУНИКАЦИЯ: развивать у детей умение общаться, задавать вопросы. Познакомить и привлечь родителей к историческому и культурному наследию народа.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ: воспитывать интерес к народным традициям и обычаям русского народа, вызвать желание следовать им в обычной жизни. Формировать уважительное отношение к родному городу.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности. Знакомить с народными промыслами.
ТРУД: изготовление поделок по мотивам народных промыслов. Привлечь родителей к созданию уголков «Русская горница», «Ряженье», пошиву народных костюмов, заинтересовать в участии клуба «Славянская кукла».
Вся наша работа основана на следующих принципах формирования у детей патриотических чувств и духовности:
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения воспитателя с детьми.
Принцип культуросообразности. Создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип свободы и самостоятельности позволяет ребенку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребенком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение, полезность, новизна; а с другой, создает условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнерских, сотрудничества, сотворчества и др.).
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для дошкольников. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без вполне определенного обеспечения, включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации.
Предметно-развивающая среда, структурированная с учетом интересов и потребностей ребенка, представляет возможность дошкольнику продвигаться в своем развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребенка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, мы, прежде всего, сами хорошо изучили природные, культурные, социальные и экономические особенности города и области.
Отбор и систематизация знаний о родном крае мы проводили с учетом возрастных возможностей детей, принимая во внимание характер их мышления, способность к обобщению.
Изучив литературу по проблеме формирования патриотических чувств, был определён уровень приобщения детей к истокам народной культуры (устного народного творчества, быта и промыслов людей в Древней Руси, а также знание своей семьи и её традиций). Тестовые задания подробно описаны в Приложении 1.
Полученные результаты говорят о том, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и исторического прошлого родного края.
Кроме того, мы провели анкетирование родителей (Приложение 2). Выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах и т.д.
II ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
Последовательная интегрированная система работы по теме проекта проводилась в трёх направлениях: изучение культуры русского народа в процессе занятий кружка «Русская горница» и клуба «Славянская кукла», а также знакомство с историей города Барабинска.
Мы старались так отобрать материал о родном городе и крае, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребенка.
Реализуя поставленные задачи, мы решили, что наиболее важно обогатить опыт детей, предоставив им возможность исследовать предметы народного быта. Для этого был создан кружок «Русская горница». Перспективный план работы кружка приведён в Приложении 3.
В группе совместно с родителями сначала был организован музей предметов старины, где дети знакомились с предметами русского быта: прялкой, рушниками, крынками и т.д.; предметами народных ремесел: вышитые картины, куклы, предметы лозоплетения и т.д.
Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, крынку (махотка), горшок, расписанные деревянные ложки, дети с интересом знакомились с ними, рассматривали, изучали. А позже и сами приобщались к изготовлению и украшению этих предметов: лепили игрушки, посуду из глины и соленого теста, изготавливали бусы, расписывали ложки. Нами организовывались выставки детских работ.
Организовали беседу с прабабушкой одного из воспитанников, которая рассказала об устройстве прялки, назначении различной утвари.
Со временем с помощью родителей оборудовали уголок «Русская горница», где разместили утюг, который разжигался горячими углями, керосиновую лампу, ухват, чугунок, глиняную и деревянную посуду, валек для глажки белья, прялку и многое другое, а стену украсили вышитыми полотенцами и картинами. Образ русского деревенского быта дополнили бутафорской печью, люлькой, скамейками. Пол в «Русской горнице» застелили домоткаными половичками.
Вместе с детьми организовали презентацию мини-музея для детей, сотрудников ДОУ, родителей от лица кукольного персонажа - домовенка Кузи. В нашем музее можно было не только рассмотреть старинные вещи, но что самое главное все потрогать и поиграть ими. Дети испытывали радостное настроение от самостоятельной познавательной деятельности, которую давал особый самобытный мир «Русской горницы».
В рамках работы кружка было проведено интегрированное занятие «Русская матрёшка», на котором дети познакомились с наиболее известными видами матрёшек. Видео данного занятия является приложением к проекту.
Принимая участие в клубе «Славянская кукла», дети знакомятся со старинными русскими обрядами, учатся изготавливать с огромным интересом и удовольствием куклы-обереги, знакомятся с историей их возникновения. Создают поделки из бересты, лыка, мочала и сена. Родители принимают активное участие в совместном с детьми изготовлении игрушек. Развёрнутое перспективное планирование работы клуба приведено в Приложении 4. Видео практикума «В работу добрую вложи всё лучшее своей души» по изготовлению куклы-оберега также является приложением к проекту
Нами разработаны занятия по формированию у дошкольников духовно-нравственных качеств, в процессе которых дети получают соответствующие знания и навыки. Большинство занятий по ознакомлению с родным городом проводятся в форме экскурсий по достопримечательным местам малой Родины, в музей города. Перспективный план работы в этом направлении приведён в Приложении 5.
В группе оформлена зона гражданско-патриотического воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном крае, городе. В работе с детьми нами используется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, организуем просмотр презентаций о достопримечательностях города. В непосредственной образовательной деятельности изучаются произведения устного народного творчества, а также символика родного города и области.
На личном опыте убедились, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети, вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение.
Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек. В семейных архивах были найдены старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то нашлись книги с красивыми иллюстрациями. Родители совместно с детьми создавали генеалогическое древо семьи. Ребята с восторгом и гордостью рассказывали о своих предках.
При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Такие беседы проводили с небольшими группами детей. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал отношение взрослого к фактам, событиям, о которых он рассказывает. Дети чувствуют и искренность, и заинтересованность, и малейшую фальшь, и безразличие.
Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Дети должны видеть, как люди трудятся, как складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает. Во время прогулок в парк, мы учим детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так нами решаются задачи не только познавательные, но и нравственные.
Наиболее эффективно воздействие на ребенка оказывается средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль отводится прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родного города, дошкольники могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
Не менее важным аспектом нашей работы является развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, аппликации. Дети знакомятся с разнообразными способами плетения, рассматривают и лепят глиняную посуду и предметы обихода, украшают их росписью. На занятиях по аппликации обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей.
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дошкольники с удовольствием рисуют родную природу, расписывают рушники, знакомятся с различными видами художественной росписи. Чем интереснее и целенаправленней воспитатель организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.
Богат наш Барабинск традициями народного творчества. Частью этого богатства являются пословицы и поговорки. В них можно найти взгляд на правду и ложь, быт и труд. В них отразилась и поэтическая история народа. До наших дней сохранились обряды, связанные со временами года, с культом урожая, трудом. Они передавались от старших поколений к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них уклад жизни народа, его доброта, щедрость, почитание отцов и дедов. Дети с удовольствием заучивали русские народные пословицы, поговорки и затем использовали в своей речи, делая ее более яркой, эмоциональной.
Дети любят веселые считалки, которые иногда состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.
В качестве основных средств нравственного воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песни, пословицы, сказки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества.
Знакомство с компонентами народной культуры целесообразно осуществлять средствами народной игры. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки – отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. Народная игра имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки, легенды. Смысл народной игры состоит в том, что она развивает у ребенка навыки социального поведения.
Особенность игры, как воспитательного средства в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые. В работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям русского народа проводим беседы об играх детей в далеком прошлом, активно используем в работе с детьми забытые народные игры. В нашей местности играли в игры «Ручеек», «Горелки», «Бояре», «Жмурки» и другие. Детям эти игры тоже понравились, и они играли в них с большим удовольствием. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьевками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.
Эффективным видом игровой практики в нашем детском саду стала игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. Дети знакомятся с играми-шутками, играми-состязаниями, играми - ловишками, играми с подражанием, овладевают традиционным компонентом игр – выбором водящего по считалкам, по жеребьевкам или по сговору.
Игротека предполагает и домашние задания, направленные на развитие интереса к народным играм. Например, узнать, в какие игры играли родители и взрослые старшего поколения, разучить эти игры и научить других. Игровые практикумы проводятся и в помещении, и во время прогулки, организуются на занятиях, при проведении праздников. Особенно интересны детям игротеки, объединенные одним сюжетом, например, «зимние игры» - игры со снегом (снежки, строительство снежных крепостей,
взятие их). Вариантом игротеки является и соревнование, когда подбираются народные игры спортивного типа, или проведение турниров с использованием русских народных игр.
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд детей – не велик и не сложен. Однако он необходим для формирования его личности. Поощряем трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то и оказываем помощь детям, показываем пример, даем совет.
Дети нашей группы выполняют постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Взрослые следят за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели. Действительным средством такого воспитания является похвала, поощрение. Периодически обсуждаем с детьми, как выполняются поручения, все ли ответственно относятся к делу, помогали тому, кто пока недостаточно активно и ответственно относится к общему делу.
Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Чтобы дети поняли значение человеческого труда, мы рассказываем и показываем, как, например, выращивают хлеб. Но в еще большей степени они осознают сложность этого труда и необходимость бережно относиться к результатам труда, когда вырастят что-нибудь сами. В результате дети понимают, о чём идет разговор, и бережно относятся к чужому труду.
Наши дети принимают активное участие в защите природы. Им доступно многое: уход за животными, подкормка птиц в зимний период, работа на огороде, выращивание цветов, овощей и другое. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталась с воспитанием любви к родному городу и краю с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству. Само по себе объединение в совместной деятельности дает детям радость, однако, она будет значительнее, если по содержанию и мотиву такой труд будет иметь общественную направленность. Так вместе с детьми и родителями мы посадили берёзовую аллею, радующую глаз.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить детское дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Наш детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Всем известно, что Родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живешь, бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь приходят родители.
При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка становится средством формирования возвышенных чувств. Родителям мы предложили такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки, экскурсии, цель которых знакомство с историческими местами, памятниками погибшим воинам; посещение музеев города и т.д.
Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя полноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому мы обсудили с родителями возможные пути приобщения детей к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, дети начинают ощущать себя членами семьи.
Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива, детского сада, потом школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Совместно со специалистами ДОУ мы приобщаем родителей к самостоятельному чтению литературы по семейному воспитанию, что помогает решать многие негативные проблемы воспитания детей.
В работе с родителями нами используются различные методы:
- целенаправленные наблюдения за детьми и родителями;
- педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие);
- опросные методы (анкеты, тесты);
- индивидуальные консультации;
- использование информационных стендов, папок-передвижек, библиотечек для родителей.
Излюбленной темой детей стали народные и обрядовые праздники. Приобщаясь к ним, дети получают возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры, как основы духовности и нравственности. Кроме песен дети знакомятся с танцевальными элементами. Это хороводный топающий шаг, шаг с притопом. Особое удовольствие доставляет детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках. Обогащается музыкальный опыт детей. С детьми беседуем о народных песнях, слушаем фонограммы, исполняем некоторые песни на праздниках и развлечениях.
В течение года провели такие праздники и развлечения, как «Осенняя ярмарка», «В гости к бабушке Маланье», новогодние утренники, «Святки», «Рождество»; «Масленица», «Пасха», день защитников Отечества, фольклорный праздник «Встреча весны», веселые спартакиады и другие.
III ЭТАП – заключительный
В конце учебного года была проведена повторная диагностика, и показатели значительно улучшились, что отражено в диаграмме (рис.1).
Рис 1. Динамика результатов диагностики
Сравнительный анализ результативности работы по формированию у дошкольников интереса к истокам русской народной культуры показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей.
Ориентиром в патриотическом воспитании дошкольников становятся: детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Результаты проектной деятельности
В результате проектной деятельности дети проявляют устойчивый интерес к истории своего города, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); правильно называют членов своей семьи и определяют родственные отношения; самостоятельно называют особенности и главные достопримечательности своего родного края; используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т.д.).
В группе создан уголок русского быта «Русская горница», где дети с удовольствием собираются за столиком в избе, пьют чай из самовара. Девочки и мальчики наряжаются в русские народные костюмы, водят хороводы.
В уголке социального развития дети знакомятся с разными городами нашей страны, рассматривая открытки, но особенно им нравится рассматривать альбомы с фотографиями нашего родного города Барабинска.
Рассказать о своей семье и даже показать её дети могут, используя стенд «Наша семья», который сделали совместно с родителями. А в центре художественной деятельности дети знакомятся с образцами народных промыслов, используют разные материалы для создания своих работ.
Изучив курс по изготовлению традиционных славянских кукол вместе с детьми, родители и педагоги в полном объёме овладели практическими навыками изготовления основных видов славянских кукол. Родители стали принимать активное участие в работе по данной проблеме: шьют народные костюмы не только для детей, но и для кукол, составляют альбомы, помогают в сборе иллюстративного материала.
В 2013 году Малышева Н. В. (один из авторов проекта) принимала участие во Всероссийских научно-практических конференциях по теме проекта. Материалы опубликованы в следующих сборниках:
- «Рукотворная кукла как способ пробуждения души маленького человека»//Педагогическое образование в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (30 октября 2013 г.) / ред. Е. А. Тырышкина; Куйбышевский филиал Новосиб. гос. пед. университета. – Новосибирск, 2013.
- «Экологическое воспитание как фактор развития личности» //Современная система образования: опыт прошлого – взгляд в будущее: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции; Т. I / ГАОУ ДПН НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»; филиал Московского педагогического государственного университета в г. Новосибирске; отв. за вып.: А. В. Плитченко, Н. А. Шиленко. – Новосибирск, 2013.
Для реализации проекта потребовалось:
- Печка (1 шт.) – длина 150 см, ширина – 100 см, высота 150 см.
- Детский стол (1 шт.) – длина 200 см, ширина 60 см, высота 60 см.
- Скамейки (2 шт) – длина 200 см, ширина – 30 см, высота 35 см.
- Ткань для костюмов – 15 м.
- Лыко – 8 связок
Детализированный бюджет проекта
№ п/п | Наименование материала | Количество | Сумма (руб.) |
Пиломатериал: Доска обрезная 30*150*5.000 | 0,5 м3 | 3.000 | |
Гвозди (100 см) | 0,5 кг | 45 | |
Краска масляная | 3 кг | 660 | |
Лыко | 8 связок | 200 | |
Ткань для костюмов | 10 м | 1.000 | |
Лента отделочная | 8 м | 110 | |
Фото-видеосъёмка | 3.000 | ||
Канцелярские принадлежности (карандаши цветные, альбомы, краска для принтера, ламинирование) | 5.000 | ||
Поощрение для детей | 20 шт. | 300 | |
Транспортные расходы | 1.000 | ||
Итого основных прямых расходов | 14.315 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди. С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в ежедневной трудовой и духовной жизни народа.
Выстраивая совместную деятельность с родителями и воспитанниками в проектной деятельности, нам удалось достичь следующих результатов:
- сформировано чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- создана предметно-развивающая среда в группе;
- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями и детьми;
- родители принимают активное участие в жизни группы и детского сада.
Тесная связь с семьей нас очень радует, знания, полученные детьми, находят свое закрепление, расширяются и обогащаются в семье. Кроме того, укрепляются семейные связи, появляются общие семейные увлечения, что благоприятно сказывается на нравственно-патриотическом воспитании детей. Все это способствует созданию единого пространства для нормального развития ребенка.
Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.
Библиографический список:
- Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре», 1991.
- Гришина А. «Традиции народного искусства в дошкольном воспитании»// Дошкольное воспитание. - 2012. - №4.
- Данилина Г.Н. «Дошкольнику об истории и культуре России», 2003.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников», 2008.
- Комратова Н.С. «Дошкольное детство и основы национальной культуры»//Дошкольное воспитание. – 2008. - №9.
- Комратова Н.С. «Знакомство с национальной культурой»//Дошкольное воспитание. - 2008. - №10.
- Князева О.Л., Маханева М.Ю. «Приобщение детей к истокам народной культуры», 2009.
- Метлов Н.А. «Русская народная песня в детском саду»//Дошкольное воспитание. - 2008. - №10.
- Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников/ Под ред. Т.И. Оверчук, 2004.
- Орлова А.В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995.
- Патриотическое воспитание дошкольников//Ребенок в детском саду.- 2006. - №2.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Задания для определения сформированности чувства патриотизма
Задание № 1. «Наша Родина». Цель – уточнить знания детей о своей малой Родине.
Беседа по вопросам:
- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
- Назовите столицу нашей Родины. (Москва)
- Какие вы знаете крупные города России?
- Где вы живёте – в городе или в деревне? Чем отличается деревня от города?
- Как называется город, в котором мы живём?
- Определение по фотографиям «Узнай и назови».
Задание № 2. «Народная мудрость». Цель – уточнить знание детьми примет, пословиц, поговорок русского народа и их значения.
Дополнить фразу знакомых пословиц, примет и поговорок, объяснить их значение:
Ученье - свет, а неученье - ........ ( тьма).
Апрель с водой, а май ....... ( с травой).
Вся семья вместе, так и душа ....... ( на месте).
Готовь сани летом, а телегу .......( зимой).
Кто не работает, .......(тот и не ест).
Мал золотник, .......( да дорог).
Поспешишь - .......( людей насмешишь).
Яблоко от яблони ....... (недалеко падает).
Задание № 3. «Одень куклу». Цель – уточнить представление детей о русском народном костюме.
Задание № 4. «Укрась салфетку». Цель – уточнить знание декоративной росписи, определить умение самостоятельно использовать имеющиеся навыки.
Задание № 5. «Русская изба». Цель – уточнить знание детьми названий и назначения предметов быта в старину.
По фотографиям дети определяют и называют предметы быта.
Задание № 6. «Русские народные промыслы». Цель – уточнить знание особенностей различных промыслов (дымковская игрушка, Хохлома, городецкая роспись и т.д.)
Задание № 7. «Моя семья». Цель – уточнить знания о членах семьи и родственных отношениях.
Приложение 2
Анкета для родителей
- Сохранились ли в Вашей семье предметы старины?
- Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и т.д.)?
- Насколько часто Вы вместе с ребёнком рассматриваете семейные альбомы?
- Знает ли Ваш ребёнок родословную своей семьи?
- Посещаете ли Вы с ребёнком музеи и памятные исторические места нашей Родины?
- Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети знали историю своего родного края?
- Что Вы предпринимаете для этого?
Приложение 3
Тематический план работы кружка «Русская горница»
Месяц | Тема занятия | Содержание | Мероприятия с родителями |
1 | 2 | 3 | 4 |
сентябрь | «Милости просим, гости дорогие». | Первое посещение детьми «горницы». Знакомство с её хозяйкой, с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. | Экскурсия |
«Ходит сон близ окон». | Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями. | Участие в посиделках | |
«Теремок». | Знакомство детей с традициями строительства «избы», её внешним и внутренним обустройством. | ||
Октябрь | «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». | Знакомство детей с печкой, чугуном, ухватом. | Оформление папки «Русские народные инструменты» |
«Волшебные дудочки». | Знакомство детей с русскими народными музыкальными инструментами. | ||
«Хлеб всему голова». | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». Пословицы и поговорки о хлебе. | ||
Ноябрь | «Веселые ложки». | Знакомство с предметами обихода - деревянными ложками. | Игротека «Народные игры» |
«Кто же в гости к нам пришел ». | Знакомство с домовёнком Кузей. Игра «Аюшки». | ||
«И оживают вещи». | Приобщать к русской народной культуре. Знакомство с новыми предметами: лампой керосиновой и утюгом. | ||
Декабрь | «Здравствуй зимушка зима». | Загадки о зиме. Разучивание песенки «Как на тоненький ледок» | Участие бабушек в посиделках. |
«Пришла коляда – отворяй ворота». | Рассказ о рождественских праздниках и колядках. | ||
«Русская свистулька». | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистульки. | ||
Январь | «Сошью Маше сарафан». | Знакомство с женской русской одеждой. Разучивание потешки «А тари, тари, тари». | Показ сказки вместе с детьми |
«Сказки для Кузи». | Самостоятельное рассказывание детьми сказок . | ||
«Волшебная палочка ». | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметами. |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 |
Февраль | «Где живет перо жар-птицы». | Знакомство с хохломской росписью. | Посиделки «Пропоем мы вам частушки» |
«Чудо - чудное, диво - дивное, золотая хохлома ». | Рассказ о традициях хохломской росписью. | ||
«Русская матрешка ». | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. | ||
Март | «Нет милее дружка, чем родимая матушка». | Беседа о маме. Изготовление поделки для мамы (вышивка). | Посиделки «Масленица пришла» |
«Масленица дорогая – гостьюшка годовая». | Рассказ о масленице. Пение обрядовых песен. | ||
«Край родной, навек любимый». | Экскурсия в городской краеведческий музей. Русские подвижные игры на открытом воздухе. | ||
Апрель | «Русские богатыри». | Беседа о богатырях земли русской (рисование богатырей). | Литературная гостиная. Чтение былин. |
«Журнал мод Василисы». | Рисование кокошника и сарафанов. | ||
Май | «Красна изба не углами, а пирогами». | Показ спектакля по мотивам сказок. Заключительная беседа о русской горнице и национальной кухне. | Оформление папки «Русская национальная кухня» |
Приложение 4
Перспективный план занятий клуба «Славянская кукла»
Форма работы | Программные задачи | Развивающая среда | Деятельность | Работа с родителями | |
самостоя-тельная | совместно с родителями | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Экскурсия в музей «Куклы» | Познакомить детей с различными видами кукол, рассказать, какие бывают куклы, из чего они сделаны, историю их появления, воспитывать художественный вкус и развивать творческую активность детей. | Подбор русских народных сказок Энциклопедия для детей «Чудо всюду», Подбор природного и бросового материала Подбор дидактических игр Альбомы «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве. Статьи на тему «Где появились куклы», «Все о народной кукле», «История тряпичной куклы», «История куклы в России» | Изготовление кукол из ткани, ниток, глины | Игрушка своими руками. Ответы на вопросы детей. | Консультации «Русская игрушка в эстетическом воспитании детей, «Народные узоры». Привлечь родителей к сбору природного и бросового материала. Посещение городского музея «Куклы». |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Беседы | Расширять представление детей о разнообразии русского народного декоративно-прикладного искусства. Сообщить исторические сведения о возникновении народных промыслов, воспитывать интерес к народному творчеству. | Иллюстрации Открытки Сувениры Видеофильм «Все о куклах» | Рассматривание иллюстраций. Ответы на вопросы. | Создание уголка «Сделай сам» | Посещение городской выставки «Народные промыслы» |
Составление творческих рассказов | Учить детей рассматривать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они сделаны. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам. Вызывать желание самостоятельно сочинять истории об игрушке. | Иллюстрации в книгах. Рассматривание тематических альбомов. | Составление рассказов. | Помощь в составлении рассказов по плану. Ответы на вопросы детей. | Запись составленных детьми творческих рассказов на тему «Моя любимая игрушка». |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Рисование. Лепка. | Учить отображать увиденное в рисунке, лепке, развивать наблюдательность и воображение детей. | Бумага белая, цветная, цветной картон, гуашь, акварель, восковые мелки, кисти акварельные, досочки, клеенка, пластилин, глина. | Рисование «Моя любимая игрушка», «Игрушки моей бабушки», лепка дымковских игрушек. | Оформление выставки детских работ. | Совместное придумывание сюжета рисунка, лепки. Помощь в работе. |
Занятие «Тряпичная кукла-оберег» | Формирование представлений о разнообразии народного декоративного прикладного искусства: «Обереговая кукла». Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены. Развивать интерес к старинным и современным игрушкам. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Выставка народных игрушек. Иллюстрация «Ярмарка». Чтение сказки «Василиса Прекрасная». Рассматривание книги Н.Курбатовой «Игрушки». Уголок «Сделай сам». | Ответы на вопросы детей в изготовлении обереговой куклы. | Помощь в изготовлении куклы. Подбор материала для изготовления. Обогащение словаря ребенка «Кукла-оберег», «умелец», «мастер», «ремесло», «промысел». Выставка детских работ. | Практикум «В работу добрую вложи всё лучшее своей души» |
Приложение 5
Перспективный план занятий по ознакомлению с родным краем
Месяц | Тема занятий | Количество занятий |
Сентябрь | Мой замечательный город (просмотр фильма) | 1 |
Памятники города (экскурсия по городу) | 1 | |
Октябрь | История названия улиц нашего района | 1 |
Знакомство с картой – схемой «Наш – город» | 1 | |
Ноябрь | Экскурсия к учреждениям микрорайона «Мы по улице пойдем» | 1 |
Декабрь | Генеалогическое древо семьи | 1 |
Январь | 1 | |
Февраль | Игры бабушек и дедушек | 1 |
Природа родного края | 1 | |
Март | Реки и озера | 1 |
Апрель | Зачем беречь болота | 1 |
Май | Экологическая тропа | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста "Дорогой Добра"
Социально-нравственное воспитание в детском саду...
Конспект развивающего занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Хочу быть счастливым!»
Занятие «Хочу быть счастливым!» входит в авторскую программу «Секреты общения», способствующую развитию личности и межличностных отношений дошкольников. Занятие направлено на формирование у детей пози...
План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Дорогие сердцу…»
План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольнного возраста "Дорогие сердцу..."...
Познавательно-творческий проект «Бабочка - красавица» с детьми старшего дошкольного возраста
Познавательно-творческий проект "Бабочка-красавица" с детьми старшего дошкольного возраста...
Познавательно речевое общение с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Безопасная дорога».
Закрепить представления о ситуациях, которые можно назвать «опасными»,о навыках действия в экстремальных ситуациях.Развивать умение находить решение в сложных ситуациях, применять эл...
конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Безопасное поведение на дорогах"
конспект занятия...
Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста для активизации мыслительной и познавательной деятельности.
Учитывая то, что в задачи обучения детей дошкольного возраста входят: развитие ребенка, а так же создание усвоения для приобретения знаний о природе, обществе и человеческой деятельности. ...