"Организация психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике
Ранее психолого-педагогическое сопровождение является одним из наиболее эффективных способов помощи ребенку раннего возраста и его семье, так как семья оказывает особое значение на становление личности ребенка. Необходимо раннее привлечение родителей (или лиц, их заменяющих) в коррекционно-развивающий процесс, тем самым обучая их различным способам взаимодействия с малышом в бытовых условиях и образовательных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_psihologo.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ»
Ранее психолого-педагогическое сопровождение является одним из наиболее эффективных способов помощи ребенку раннего возраста и его семье, так как семья оказывает особое значение на становление личности ребенка. Необходимо раннее привлечение родителей (или лиц, их заменяющих) в коррекционно-развивающий процесс, тем самым обучая их различным способам взаимодействия с малышом в бытовых условиях и образовательных ситуациях.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит приоритетные задачи образования дошкольников, соответствующие возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
В раннем возрасте наблюдение и контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте [Барсукова О.В.].
Создание оптимальных условий, необходимых для полноценного психического и физического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, является основной целью психолого-педагогического сопровождения в группе кратковременного пребывания.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития ребенка раннего возраста;
- подготовка с создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе ребенка со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;
- учет и развитие индивидуальных особенностей детей — их интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений и прочих субъективных переживаний;
- создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка ситуации успеха в той деятельности, которая является для него значимой;
- профилактика и выявление различных психологических причин нарушений развития ребенка;
- содействие успешной социальной адаптации детей раннего возраста к условиям детского учреждения;
- оказание своевременной психологической помощи детям, родителям, воспитателям.
В процессе коррекционно-развивающей работы дефектолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста можно выделить основные направления работы: диагностическая работа, направленная на наблюдение за психическим развитием ребенка в целях нарушения развития в онтогенезе:
- адаптация к новым условиям;
-схема наблюдений особенности нервно-психического развития ребенка: для необходимости уточнения диагноза специалисты ДОУ могут направить семью с ребенком на дополнительное обследование, в целях эффективного оказания коррекционно-развивающей помощи.
У детей с нарушениями в развитии обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке, в их свойствах. Дети с ЗПР , в отличие от умственно отсталых дошкольников, вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач.
Дети практически не владеют речью - пользуются или несколькими словами, или отдельными фразами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию фразовой речи значительно сужен. Понимание простых инструкций не нарушено.
Преимущественно манипулируют предметами, но им знакомы и некоторые предметные действия - они адекватно используют дидактические игрушки. А вот способы выполнения соотносящихся действий несовершенны, детям требуется гораздо большее количество проб, примериваний для решения наглядной задачи. В отличие от умственно отсталых дошкольников дети принимают и используют помощь взрослого.
Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обусловливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются пользоваться ложкой, одеваться.
С учетом перечисленных выше особенностей у детей с нарушениями в развитии, определители основные задачи коррекционно-развивающей работы с такими детьми:
1.Совершенствование двигательных функций (развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных моторных навыков). Это направление предполагает формирование у детей перцептивных действий с предметами по обследованию окружающих объектов, чтобы адекватно отражать окружающую действительность (рассматривать, ощупывать, выслушивать); обучение захвату и удержанию предмета в руке, выполнения действий с предметами, исходя из их физических свойств, развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей, выполнение согласованных действий с предметами, развитие зрительно-двигательной координации. Решение поставленных задач производится на основе использования совместных обследующих движений ладонью и пальцами, с выделением мелких деталей; обучению перераспределению пальцев руки на предметах, различающихся по величине, толщине, объему, побуждения к манипулированию предметами, выполнение чередования движения рук с речевым сопровождением; выполнения пальчиковой гимнастики, обучение вкладыванию и выниманию предметов из разных емкостей; захвата мелких и сыпучих материалов щепотью, выполнения специфических действий пальцами рук с предметами (нанизывание, продергивание, шнурование, застегивание, вкладывание форм в отверстия, наливание, насыпание в разные емкости, включение, выключение, открывание, закрывание, наклеивание, нанизывание, щелчки), перестройка ручной операции в орудийную по образцу педагога.
2. Формирование и развитие предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста. Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в тактических играх и в быту, развивая мышление.
Развитие предметной деятельности осуществляется по нескольким направлениям, которые имеют свои педагогические задачи и методы реализации.
Первое направление: развитие культурно-нормированных, специфических и орудийных действий. Малыши раннего возраста должны научиться пользоваться ложкой, чашкой, рисовать карандашом, копать совочком, причесывать волосы расческой, застегивать пуговицы и т.д. Эта педагогическая задача не только развивает движения рук и общую моторику ребенка, она позволяет преодолеть спонтанную активность, овладеть своим поведение. При овладении данными предметными действиями ребенок понимает и присваивает простые действия, учится действовать с окружающими предметами в соответствии с культурными нормами, испытывает чувство собственной умелости «как взрослый». Таким образом, овладение орудийными предметными действиями формирует у ребенка чувство собственной компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. При обучении ребенка одеванию, умыванию и другим культурнонормированным действиям педагоги не только формируют навыки самообслуживания, но и воспитывают личность.
Второе направление - экспериментирование. Экспериментирование позволяет ребенку самостоятельно осуществлять практическую деятельность, устанавливать связи между предметами и их свойства. Данный вид предметной деятельности позволяет развить любознательность и познавательную активность, интерес к окружающему миру. Экспериментирование ребенка с различными материалами: вода, песок, позволяют ребенку получать новую для него информацию, делать открытия, опробовать различные способы действий, не боясь ошибиться. Роль педагога при этом заключается не только в показе правильных способов действий, сколько в стимулировании интереса к предметам, в развитии любознательности и познавательной активности.
Третье направление педагога по развитию предметной деятельности - формирование целенаправленности и настойчивости действий. (процессуальная игра)
- Сенсорное воспитание (совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, сенсорно-перцептивной деятельности).
- Обучение детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
- развитие зрительного, слухового и тактильно-кинестетического восприятия и сосредоточения;
- развитие системы зрительно-слухо-двигательной связи;
- обучение детей сравнению и различению предметов по форме, величине, цвету;
- формирование поисковых способов ориентировки – пробы, практическое примеривание, зрительное соотнесение при решении практических или игровых задач;
- формирование системы обследовательских действий;
- обогащение сенсомоторного опыта;
4. Формирование навыков эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми. Для установления положительного эмоционального контакта с ребенком педагог может выполнять двигательные и тактильные движения (погладить ребенка, погладить руками ребенка глаза, щеки педагога), проводить игры перед зеркалом, эмоционально «заряжать» ребенка радостью, подхватить встречные действия ребенка, проводить игры с пальчиками, ножками и ручками малыша с использованием потешек и стихов, стимулировать ребенка в проявлении позитивных эмоций (обнимать» Это я,это ты, это мы)
5. Целенаправленное развитие речи, ее функций. Учим ребенка активно реагировать на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. Способности к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний. Понимание названий предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих определенные свойства предметов. Понимание некоторых грамматических форм слов (родительный и дательный падежи существительных, простые предложные конструкции), активное употребление (допускаются искажения звукослоговой структуры) существительных, обозначающих предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег). Активное участие в диалоге - ответы на вопросы взрослого одним словом (допускаются искажения фонетические и грамматические, использование паралингвистических средств). Подражание жестам и мимике взрослого. Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность. Работа по развитию речи должна прослеживаться на протяжении всего занятия (не только как часть основной структуры занятия, но и на каждом этапе занятия).
Таким образом, планомерная, целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию и коррекции познавательной сферы у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья позволяет устранить имеющие трудности у детей приводит к освоению детьми ведущей предметноигровой деятельности, а также способствует развитию речи, формирует предпосылки к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование), развивает самостоятельность ребенка в быту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста «Счастливый малыш»
Современный родители должны владеть знаниями об особенностях раннего возраста, его проблемах и открытиях. Но даже, при самых образованных родителях, ребенок растет в изол...
Психолого-педагогическая сущность адаптации детей раннего возраста
В данном материале говорится опонятии "адаптация", о задачах, сущности адаптации, о проблемах адаптации, ......
Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ
В презентации представлен материал, посвященный проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....
Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др.За кризисом первого года жизни приходи...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важн...
Презентация " Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"
Презентация "Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"...
Самообразование. "Использование интерактивных методов в психолого-педагогической компетенции родителей детей раннего возраста". 14.03.20 г.
1. Проделанная работа по самообразованию.2. Последующая работа по данной теме....