Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Мастер-класс «Учимся играть на ложках»
учебно-методический материал
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Мастер-класс «Учимся играть на ложках»
Муз.рук. Балакшина О.Н.
2020 год.
План:
I часть — теоретическая;
II часть — демонстрация самодельных муз. инструментов.
III часть — практическая.
Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
-познакомить участников мастер-класса с народными инструментами и их использованием в процессе музыкального воспитания в ДОУ.
-познакомить участников с методами приёмами игры на ложках.
-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов их мотивацию на системное использование в практике.
Ход мероприятия:
Добрый день. Уважаемые коллеги!
Тема моего мастер класса «Учимся играть на ложках»
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребёнка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных видах деятельности.
-в непосредственной образовательной деятельности;
-в театральной деятельности;
- выступления на праздниках;
- кружковая работа;
-пение;
-слушание музыки;
-музыкально – ритмическое движение.
. Игра на ударных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Поэтому необходимо развивать музыкальные способности детей, давать им возможность свободно импровизировать на народных инструментах, развивать творческое воображение. Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей.
Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт
Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком. Пока родителя расписывали ложки, они давали детям их поиграть. Услышав стук ложки об ложку, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры. Сегодня я хочу вас научить некоторым приёмом игры на ложках которые я использую в своей работе.
Посадка при игре. Для того, чтобы начать игру, необходимо сесть ровно, поставить обе ноги твердо на пол. Спина прямая, руки согнуты в локтях и немного отодвинуты от корпуса.
Начинать обучение приёмам игры на ложках желательно с разминки кистей рук: (показываю выполняют все)
«Замок»
Руки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично стучите друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули.
Тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Эти упражнения помогают приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре.
Ложка состоит из черенка и черпака. Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Предлагая детям попробовать тот или иной приём игры, обязательно нужно развивать их умение анализировать, поэтому характеризуя звук, попутно беседуем с детьми, задавая наводящие вопросы, тем самым мы дополнительно пополняем словарный запас ребёнка фонематический слух.
Поскольку наша задача ещё и обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах нужно использовать малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, тексты песен, сказки.
Ритмическое упражнение:
1.2.3. – ты на ложки посмотри,
1,2,3,4, - вот мы ложечки купили.
1,2,3,4,5 – будем мы на них играть
Приемы игры на двух ложках
«Лошадка»Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;
«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;
«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;
«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;
«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;
«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;
«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;
«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;
«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;
«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);
«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;
А сейчас эти приёмы мы положим на музыку и посмотрим , что у нас получится.
Практическая часть:
-«Горница узорница»
-«Часики»
_Р.Н.М «Во саду ли в огороде» танец с ложками и погремушками
Итог: Вот видите, как мы вместе и дружно научились играть на ложках.
Вопросы для рефлексии:
1. 1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. 2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей
Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_lozhki.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Мастер-класс «Учимся играть на ложках»
Муз.рук. Балакшина О.Н.
2020 год.
План:
I часть — теоретическая;
II часть — демонстрация самодельных муз. инструментов.
III часть — практическая.
Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
-познакомить участников мастер-класса с народными инструментами и их использованием в процессе музыкального воспитания в ДОУ.
-познакомить участников с методами приёмами игры на ложках.
-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов их мотивацию на системное использование в практике.
Ход мероприятия:
Добрый день. Уважаемые коллеги!
Тема моего мастер класса «Учимся играть на ложках»
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребёнка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных видах деятельности.
-в непосредственной образовательной деятельности;
-в театральной деятельности;
- выступления на праздниках;
- кружковая работа;
-пение;
-слушание музыки;
-музыкально – ритмическое движение.
. Игра на ударных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Поэтому необходимо развивать музыкальные способности детей, давать им возможность свободно импровизировать на народных инструментах, развивать творческое воображение. Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей.
Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт
Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком. Пока родителя расписывали ложки, они давали детям их поиграть. Услышав стук ложки об ложку, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры. Сегодня я хочу вас научить некоторым приёмом игры на ложках которые я использую в своей работе.
Посадка при игре. Для того, чтобы начать игру, необходимо сесть ровно, поставить обе ноги твердо на пол. Спина прямая, руки согнуты в локтях и немного отодвинуты от корпуса.
Начинать обучение приёмам игры на ложках желательно с разминки кистей рук: (показываю выполняют все)
«Замок»
Руки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично стучите друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули.
Тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Эти упражнения помогают приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре.
Ложка состоит из черенка и черпака. Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Предлагая детям попробовать тот или иной приём игры, обязательно нужно развивать их умение анализировать, поэтому характеризуя звук, попутно беседуем с детьми, задавая наводящие вопросы, тем самым мы дополнительно пополняем словарный запас ребёнка фонематический слух.
Поскольку наша задача ещё и обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах нужно использовать малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, тексты песен, сказки.
Ритмическое упражнение:
1.2.3. – ты на ложки посмотри,
1,2,3,4, - вот мы ложечки купили.
1,2,3,4,5 – будем мы на них играть
Приемы игры на двух ложках
«Лошадка»Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;
«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;
«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;
«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;
«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;
«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;
«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;
«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;
«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;
«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);
«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;
А сейчас эти приёмы мы положим на музыку и посмотрим , что у нас получится.
Практическая часть:
-«Горница узорница»
-«Часики»
_Р.Н.М «Во саду ли в огороде» танец с ложками и погремушками
Итог: Вот видите, как мы вместе и дружно научились играть на ложках.
Вопросы для рефлексии:
1. 1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. 2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей
Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(аппликация) по теме: "Деревянные ложки"
Конспект НОД по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(аппликация) по теме: "Деревянные ложки"...
МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Мастер класс на тему: «Белая роза к празднику 8 Марта»
Описание работы: мастер–класс предназначен для детей дошкольного возраста, для всех, кто любит рукоделие. Назначение: изготовление подарков для мам к 8 Марта, украшение интерьера....
Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», тема: «Учимся слушать музыку» с детьми средней группы (4 – 5 лет).
Тема: «Учимся слушать музыку»,Цель: Развитие у детей интереса к музыке, желания слушать её. Задачи:- Развивать умение чувствовать характер музыки;- Развивать способность ра...
Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», тема: «Учимся слушать музыку» с детьми старшей группы (5-6 лет).
laquo;Здравствуйте дети. Давайте с Вами поздороваемся. В нашем музыкальном зале мы будем здороваться с Вами по музыкальному! Знаете, как? Давай я вам покажу.Давайте встанем в круг и немного под...
Конспект Непосредственно образовательная деятельность в Области «Художественное эстетическое развитие» «Лепка» На тему «музыкальный народный инструмент - ложка»
Продолжать знакомить детей с предметами народного творчества, развивать творческое воображение....
Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая группа (2 -3 года) образовательный компонент «Музыкальное развитие»Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая г
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Возрастная группа: 1 младшая (2–3 года).Образовательный компонент: «Музыкальное развитие». Рабочая программ...