Развитие психических процессов посредством игр и упражнений.
консультация (старшая группа)

Корнилова Светлана Вячеславовна

Развитие психических процессов посредством игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_psihicheskih_protsessov.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие психических процессов


Развитие психических процессов посредством игр и упражнений.

Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающей действительности во всей его практической деятельности. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается то, что было ему интересно.

В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, фиксироваться на них. В этом помогают игры и упражнения, где организующее начало принадлежит речи.

Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь.

Ребенок должен выполнять действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личные качества ребенка, но и формирует определённые свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

Важное значение имеет содержание дидактических игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнить их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании. Как правило, эти задачи решаются не в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других -вниманию, в третьих-мышления. Так, игру «Что изменилось?» использовать для упражнений в запоминании«Магазин игрушек»- для развития мышления и речи«Отгадай, что задумали»- наблюдательности и внимания.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата, при которых они получили бы радость от выполнения задания.

Перспективный план проведения игр и упражнений на развитие памяти и внимания

сентябрь

«Найди себе пару»

Развивать быстроту реакции, внимание, понимание отдельных инструкций;

умение удерживать их в памяти и правильно выполнять.

«Узнай по голосу»

Развивать внимание играющих; их слуховое восприятие; восприятие; помочь познакомить и сблизить детей.

«Узнай, кто я?» Или «Назови меня!»

Развивать внимание играющих; их слуховое восприятие; восприятие; познакомить детей.

«Не перепутай»

Помочь назвать части тела, развивать внимание, быстроту реакции.

Октябрь:

«Тик-так-тук»

Развивать внимание

«Не собьюсь»

Развивать концентрации распределения внимания.

«Наблюдательность»

Развитие зрительного внимания и памяти

упражнение «Муха-1»

Развитие концентрации внимания.

Ноябрь:

«Селектор»

Развитие устойчивости внимания.

«Летает-не летает»

Развивать переключаемость внимания, произвольности выполнения движений.

«Мой день рождения»

Развитие памяти, способствует длительной концентрации внимания.

«Съедобное-несъедобное»

Переключение внимания.

Декабрь:

упражнение «Муха»

Развитие концентрации внимания

«Самый внимательный»

Развитие зрительного внимания, памяти.

«Телефон»

Развитие слухового внимания, слуховой памяти.

«Где спрятана игрушка?»

Развитие зрительной памяти и внимания.

Январь:

«Запомни картинки»

Развитие зрительной памяти.

«Какой игрушки не хватает?»

Развитие зрительной памяти.

«Прогулка в картинках»

Развитие зрительной, слуховой памяти, внимания.

«Рисуем по памяти узор»

Развитие зрительной памяти.

Февраль:

«Запоминаем вместе»

Развитие слуховой памяти.

«Найди одинаковые предметы»

Развитие внимания

«Найди игрушку (по описанию)

Развитие внимания.

«Что появилось?»

Развитие внимания

Март:

«Что потерялось?»

Развитие внимания, памяти.

«Найди отличия»

Развитие внимания, памяти.

«Добавь слово»

Развитие внимания, памяти.

«Запомни и повтори»

Развитие внимания, памяти.

Апрель:

«Какого предмета в ряду не хватает?»

Развивать внимание, память, восприятие.

«Четвертый лишний»

Внимание, мышление.

«Доскажи слово»

Внимание, мышление.

«Что это?»

Тактильное восприятие

Май:

«Чудесный мешочек»

Развитие тактильного восприятия

«Посмотри, запомни и нарисуй»

Развитие образной памяти

«Расставь карточки в таком же порядке»

Развитие внимание, памяти.

«Опиши предмет»

Развитие внимания, памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психических процессов с помощью мелкой моторики, посредством нетрадиционной техники рисования.

Рисуя красками или мелками, разрывая бумагу, разминая в ладошках тесто или пластилин, ребенок приобретает ни с чем несравнимый опыт.Рука "познает", а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их ...

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.        В работе...

Решение речевых задач посредством дидактических игр на развитие психических процессов

Одной из немаловажных задач речевого развития дошкольника является формирование психологической базы речи. Поэтому учитель-логопед не может обойтись в коррекционной работе без дидактических игр на раз...

презентация проекта "Развитие психических процессов посредством пескотерапии"

В связи с введением ФГОС образовательный процесс строится  по “принципу  интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, специфи...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....