Правильное ведение беседы
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
"Научмие ребенка общаться правильно"
Человек живет в обществе, поэтому он должен уметь общаться с другими людьми, а общение подразумевает умение вести беседу, включает в себя и тон разговора, и его содержание, и манеру говорить, такт и умение спорить.
Беседа - это одна из основных форм общения людей. Люди издавна думали о том, как правильно построить беседу, чтобы она никого «не унижала и не обижала».
Главное правило беседы, которое должны соблюдать собеседники - говорить не вообще, а в соответствии с ситуацией и конкретным предметом разговора.
Нормальная беседа может служить дополнительным источником знаний, и содействовать обретению новых друзей. В словарях даются несколько разные определения понятию «беседа». Я предпочел следующее: «Сообщение на какую-либо тему в форме обмена мнениями, обсуждения вопросов» (Большой толковый словарь русского языка, 2001). И то здесь, наверное, можно слегка усомниться, ибо беседа, далеко не всегда «сообщение».
Поэтому неудивительно, что в Интернете размещена масса материалов, связанных с надлежащим построением беседы. Некоторые из них изложены даже в виде правил. Весь вопрос в том, надо ли с ними соглашаться? И если да, то в каком объеме? Если бы полностью, тогда мои записи потеряли бы смысл.
Я уже неоднократно указывал, что эту книгу пишу по образцу, позаимствованному у М. Монтеня. У него есть целая большая глава, посвященная искусству ведения беседы. Она даже целиком приведена в Интернете. Тем не менее, в этой статье есть очень многие положения, с которыми нам трудно согласиться. «Другие времена, другие нравы». Сам автор принадлежал к аристократическому кругу, да и своими читателями он видел равных себе лиц.
Поскольку мы на его уровень не очень-то тянем, поэтому и требования менее жесткие. Однако, некоторые его мысли, я все-таки приведу.
«Самое плодотворное и естественное упражнение нашего ума - по-моему, беседа Из всех видов жизненной деятельности она для меня наиболее приятный. Вот почему, если бы меня принудили немедленно сделать выбор, я наверное предпочел бы скорее потерять зрение, чем слух, или дар речи».
Монтень уделял форме изложения не меньше внимания, чем сути вопроса. Он был сторонником самых яростных споров при беседах, лишь бы они велись обладателями сильных и ясных умов, потому что, по его мнению, общение с умами низменными и ущербными опошляет и того, кто неизмеримо выше этого.
Должен сказать, что практически во всех остальных источниках, с которыми я ознакомился, такая точка зрения нигде не встречается. Все, в том числе и я лично, являются сторонниками мирной и спокойной беседы, где явно прослеживается общее желание сделать что-то приятное друг другу.
Франсуа де Ларошфуко, известный французский мыслитель, считает: « Чтобы понравиться другим, нужно говорить с ними о том, что приятно им и что занимает их, уклоняться от споров о предметах маловажных, редко задавать вопросы и ни в коем случае не дать им заподозрить, что можно быть разумней, чем они».
Специалисты различают такие понятия, как «разговор» и «беседа». Разговор всегда целенаправлен, беседа может быть и праздноречевой.
C давних времен умение говорить считалось высшим искусством. Не утратило оно своего веса и сегодня.
По тому, как человек говорит, можно судить, насколько он воспитан. Но еще легче отличить хорошо воспитанного человека по тому, как он слушает. Большинство источников подчеркивает, что «искусство разговора – это искусство молчания».
Этот парадокс можно легко расшифровать, - внимательно слушать так же тяжело, как и рассказывать занимательно, поэтому очень важно научиться слушать собеседника. И даже когда Вы не согласны с его мнением по какому-либо поводу, лучше всего дослушать до конца, а затем высказывать свою точку зрения, в весьма приемлемой для собеседника форме. С собеседником, который внимательно слушает, намного приятнее вести разговор.
Говорят, что когда-то к Сократу привели ученика. Тот проделал долгий путь, преодолел множество препятствий, тем не менее, после недолгого разговора с ним, философ потребовал двойную плату. Объяснение было простым. «Мне придется обучать тебя не одной, а сразу двум наукам. - сказал Сократ. - Не только красноречию, но и умению молчать».
В свое время, я обратил внимание, что Дейл Карнеги в своих наставлениях менеджерам, ссылаясь на конкретный опыт истории, подчеркивал, что самое лучшее впечатление о человеке у его визави остается в том случае, если тот в основном молчал, слушал. «Какой прекрасный собеседник»- сделал заключение один большой вельможа, завершив подобную «беседу».
В искусстве вести беседу особое место занимает тема, которая будет для нее избрана.
В настоящее время, когда общество предельно политизировано, начинать беседу о политике - крайне нежелательно. Ведь присутствующие во встрече люди, как правило, придерживаются крайне противоположных взглядов, и глубоко убеждены, что только их точка зрения верна. Это немедленно приводит к перепалке, все участники беседы забывают о такте, громко орут друг на друга, и никто никого не слушает. Итог? Однозначный. Все уйдут обиженными. Кроме того, бывают случаи, когда в результате такой «беседы» не только друзья теряют друг друга, но даже семьи распадаются.
Поэтому уже давно существует негласное правило, что во время беседы никогда не следует говорить о политике и о религии, и даже о любви, за исключением тех случаев, когда один из собеседников сам заговорил об этом, да еще и о себе.
Бывают случаи, когда одним из участников беседы является человек более образованный, чем остальные собеседники, наделенный талантом и высшими научными званиями. Во время беседы, увидев, что кто-то сказал что-нибудь такое, что не может доказать, или вообще неверное по сути, тут же, опираясь на свою эрудицию, покажет всем несостоятельность суждений того, с кем полемизирует. Причем, это будет сделано с блеском, азартом и напором. Разумеется, что человеку, против которого направлена эта сила, не позавидуешь. Хорошо это, или плохо?
Возможно на форуме, где обсуждается какая-либо научная проблема, так и нужно. Но в обычной, семейной или приятельской беседе, такая форма не только нежелательна, но даже недопустима.
В одной из статей, связанных с искусством беседы, мне встретилась фраза, которую я полностью поддерживаю: «Не ставьте собеседника в неловкое положение, стремясь подавить его своим багажом знаний — никому не хочется чувствовать себя глупее другого».
В своих записях я уже упоминал Бенжамина Франклина, который помимо всех прочих своих достоинств, являлся еще и членом академий многих стран мира, в том числе и Российской. В своей биографии он рассказывает, как ему удалось побороть ужасную привычку спорить.
«Я взял за правило избегать прямого противоречия мнениям других, а также самоуверенного отстаивания своей точки зрения. Когда другие утверждали что-либо, казавшееся мне ошибочным, я отказывал себе в удовольствии резко противоречить и немедленно показать абсурдность их утверждений». Эта манера поведения, по его мнению, позволила ему стать тем, кем он стал. Думаю, что пример достоин подражания.
Есть немало рекомендаций и мнений с чего начинать и как вести беседу.
Многие склоняются к мысли, что идеальное начало разговора с визави - это его любимая тема, и что люди бывают, интересны нам, когда мы видим, что они интересуются нами. Вероятно, это правильно, но осуществимо, если хорошо знаешь собеседника. Иначе трудновато сходу определить круг его интересов.
Не принято обсуждать людей в их отсутствие, хотя в той или иной степени, это зачастую нарушается. Не принято спрашивать у женщин их возраст, а у собеседников размер их заработной платы.
Имеет значение и то, как человек ведет себя во время беседы. Слушая собеседника, желательно смотреть ему прямо в глаза, время от времени проявляя свой интерес кивком головы, или короткой репликой.
«Ничто не может быть грубее и менее всего простительно, как невнимательность к собеседнику», - писал лорд Честерфилд. Вообще, заинтересованность, расположение к окружающим и терпимость к различным точкам зрения, один из главных залогов приятной беседы.
Искренний интерес - движущая сила разговора. При этом, вовремя сделанный комплимент - один из важных моментов хорошего общения.
Мне понравилась реплика о том, что непринужденная беседа – это прежде всего обмен мнениями, а не драматический монолог, и каким бы интересным не был Ваш рассказ, он не может длиться больше одной-двух минут, если сам собеседник не просит об этом. В противном случае Вы рискуете заслужить репутацию зануды, или самовлюбленного эгоиста.
Любому человеку приятно чувствовать себя умным и интересным собеседником, поэтому, если вам понравилась мысль визави, то почему бы не отметить это?
И все-таки, в искусстве вести беседу одним из ключевых моментов является вопрос о том, с чего начать беседу, в особенности с незнакомыми людьми.
Есть немало мнений на этот счет. Обратить внимание собеседника на какой-либо выразительный предмет с обсуждением его назначения, или задать ему вопрос, в котором он компетентен. Можно начать разговор с какой-либо актуальной новости, с вопросов искусства, спросить его мнение по какому- либо вопросу и т. д.
В общении с малознакомыми людьми лучше всего избегать разговоров о себе, обсуждения домашних дел с сугубо личной информацией. Причем, желательно разговорить этих людей, задавая вопросы, начинающиеся со слов «что», «почему» и «как», которые требуют более развернутых ответов, нежели просто «да» или «нет».
Во время беседы некрасиво перебивать, или спорить с собеседником, особенно если он преклонного возраста. Не следует ему подсказывать или поправлять.
Вообще, есть рекомендация, что молодые люди должны избегать споров со старшими. Даже если старший действительно не прав, и Вы не сумели в спокойной беседе убедить его в этом, правильнее прекратить спор и перевести разговор на другую тему.
Очень важным при любой беседе является Ваша манера держаться. Если сразу видно, что Вы держитесь свободно и непринужденно, а самое главное - приветливо и благожелательно, Вы создаете тот фон, который обеспечивает нужную тональность встречи и беседы.
Наряду с советами о том, как вести беседу, есть и немало правил о том, что нежелательно допускать при беседах.
Есть мнения большинства авторов, которые пишут об искусстве беседы, что не следует поправлять рассказчика, даже если он допускает ошибки, спорить пока он не выслушан до конца; требуется следить за громкостью своего голоса, не заводить разговоров с интимными подробностями своей жизни.
Эти же источники обращают внимание на то, что говорить следует по существу, и при этом следить насколько это интересно присутствующим, и как они реагируют на Ваши слова. Во время беседы недопустимо превозносить себя и свою деятельность, либо осуждать кого -либо. «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» (Плутарх).
Этикет рекомендует избегать во время беседы местоимения «Я», не выказывать свое недовольство всем и вся, не следует обременять слушателей рассказами о своих неудачах. Нытиков никто не любит.
Есть еще много иных правил о том, «что такое хорошо, и что такое плохо» в излагаемой нами теме. Но я не думаю, что их надо заучивать. Главное - хорошо понимать, что людям, собравшимся для беседы, должно быть приятно общество, в котором они находятся, и чувствовать себя они должны комфортно. И задача заключается в том, чтобы либо душой, либо разумом, либо тем и иным вместе, создать эти условия. Вообще, если человек понимает основные правила, не следует думать о них постоянно, все своим чередом сложится нормально. Ведь мы же не экзамены сдаем.
Следует подчеркнуть, что все, что излагалось выше, касается не деловых встреч, и связанных с ними бесед. Деловые беседы носят иной характер и подчиняются иным правилам. И очень многое из того, что недопустимо во время дружеских бесед, является абсолютно необходимым во время деловых. И споры, и доказательства, и расчеты, и опровержения оппонентов. То есть все то, что помогает прийти к истине.
Мне хотелось бы подчеркнуть, что об искусстве беседы можно говорить как угодно долго и много, но вряд ли от этого вопрос станет более ясным, или более простым. В каждом вопросе, почти всегда есть что-то главное, его сердцевина. Например, Библия огромная книга, и по вопросам Христианства написаны миллионы страниц.
Однако главная заповедь в учении Иисуса очень лаконична, – «возлюби своего ближнего, как самого себя, и никогда не делай никому того, чего сам себе не желаешь».
Так и в беседе, в особенности праздноречевой. Если в ней участвуют близкие друг другу люди, к тому же так или иначе воспитанные, знание каких-то правил, скорее всего, и не понадобится.
Душевность и благожелательность в беседе, в особенности при приветливости хозяев, наиболее вероятно, сложатся сами собой.
В других случаях ведения беседы, тем более, когда в ней участвуют малознакомые лица, неплохо для всех, чтобы вышеизложенные мысли, или хотя бы часть из них, все же имелись в виду, и помогали выстроить беседу так, чтобы после нее у человека не оставалось мутного остатка на душе, либо чувства обиды.
Душевность, заинтересованность к тому, что излагает собеседник, и чувство такта, нередко способны заменить конкретное знание тех или иных правил.
Однако, поскольку указанные качества не всегда и не у всех присутствуют, элементарное знание общепринятых правил может помочь провести любую встречу, или беседу, на должном уровне.
Именно такого рода соображения и послужили побудительным мотивом для написания настоящей главы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« АЛГОРИТМ ВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ»
Создание условий для проведения беседы, принципы проведения беседы, подготовка педагога к беседе. Технология: 1 приветствие, 2 беседа, 3 окончание бесады....
Беседа "Правильное питание - залог здоровья"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5292027","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"120","width":"189"}}]]Цель: в доступной форме объяснить детям значения питания для зд...
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Как надо правильно здороваться?»
Цель: Способствовать нравственному развитию ребёнка путём формирования у него представлений о добре, дружбе и культуре общения; формировать интерес к общению со взрослыми...
Консультация «Как правильно построить беседу с детьми»
Хорошему общению с ребенком всегда предшествует хорошее слушание. Дети гораздо лучше взрослых чувствуют, что они не интересны родителям. Если у Вас активный малыш, то он настоит на своем: будет привле...
"Как правильно построить беседу с детьми"
консультация для родителей, которая поможет правильно построить беседу с детьими...
Консультация для родителей «Как правильно построить беседу с детьми»
Одним из основных методов развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на занятиях является беседа.Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с...
Консультация для родителей «Как правильно построить беседу с детьми»
Одним из основных методов развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на занятиях является беседа.Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с...