Доклад «Социализация современных дошкольников»
статья
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_sovremennyh_doshkolnikov.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23»
Доклад
«Социализация современных дошкольников»
Подготовил воспитатель первой
квалификационной категории:
Шиблева Ирина Эдуардовна
Одинцово, 2019
«Социализация современных дошкольников» |
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. В последнее время проблема социального развития ребенка очевидна. Проблемы личностного развития волнуют не только педагогов, но и родителей, которые обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, добрым и успешным. Сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку адаптироваться в мире людей, усвоить нормы нравственного поведения; научить, не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности. Современная стратегия социально-личностного развития дошкольников ориентирует дошкольное учреждение и семью на формирование духовно- нравственных и социальных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах самого себя, семьи, общества, на формирование позитивного отношение к окружающим людям, что в конечном итоге приведет к правильному становлению личности дошкольника. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед педагогами новую цель - создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации. В новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация зависит от взрослых, в стенах детского сада, где дети получают первый опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствующий раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению к школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни. От личностно - развивающего и гуманистического сотрудничества педагогов и родителей будет зависеть, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в современном обществе, и как сложится их дальнейшая жизнь. В этом состоит актуальность данной проблемы. Задачи социального развития, направленных на: - развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; - создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят; - формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время); - воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам; - приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий; - развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово; - создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний; - формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты. Социальную ситуацию развития можно нивелировать за счет создания образовательной среды и участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов.
Дошкольники, казалось бы, самый беззаботный период детства, проходят, по мнению ученых, один из сложнейших путей в своем развитии. Окружающий мир стремительно входит в жизнь ребенка, наполняя ее все новыми и новыми знаниями и открытиями. Это особенно важный период, так как именно в этом возрасте начинается социализация детей в обществе. Они учатся взаимодействовать с окружающим их миром, контролировать свои действия и эмоции, развивается их практическое мышление. Дошкольники начинают отождествлять свое «Я» и отдельное «Общество», где-то к шести годам эта позиция окончательно закрепляется в их сознании. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги - воспитатели и сами дети - сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном образовательном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность. Специальные же методы обучения детей - психолого-педагогические приемы - направленно активизируют его социальное познание. Активизация социального познания Для активизации социального познания дошкольник должен пройти и пережить особо важные ступени социализации. В этом ему помогают взрослые и воспитатели в детском саду, которые в игровой форме, используя специальные методы и приемы, обучают детей. 1. Ребенку нужно понять и освоить так называемые социальные дистанции и пространство. Чтобы поведение дошкольника было корректно, воспитатели играют с детьми в игры, цель которых – обучить чувству социальной дистанции при общении с другими людьми, продемонстрировать виды эмоциональных взаимоотношений. 2. Понятие события, того, что когда-то произошло. Педагоги намеренно создают в детском коллективе события и учат детей выделить главное из заданной ситуации, выразить свое отношение, дать свою эмоциональную оценку происходящему, что в совокупности дает стимул для формирования эмоционального и волевого развития дошкольников. 3. Большое влияние на детей дошкольного возраста оказывают значимые для них взрослые. Обычно это родители, ближайшие родственники, друзья семьи или воспитатели, все те, с кем ребенок хорошо знаком и кому он доверяет. Выбрав для себя значимого взрослого, ребенок тянется к нему, ищет общения, разделяя с ним свои мысли, мнения и рассуждения. 4. Очень важны для детей ролевые игры, в которых они играют социальные роли взрослых, так они расширяют уже знакомые им социальные рамки, давая возможность примерить бытовые или профессиональные роли, развивать воображение, модулируя будущее. 5. Экскурсия во взрослую жизнь, в школу, является традиционным мероприятием. Детям дается возможность побыть в школьной среде, увидеть учителей и школьников, классы, столовую, спортивный зал. Такая экскурсия подготовит дошкольника к его новому социальному статусу и дальнейшей социализации в школе, к успешному входу в новый для него коллектив.
Современные дети не имеют дворовой социализации, в нашем детстве не было компьютеров и гаджетов, мы все свое свободное время проводили во дворе. Со своими сверстниками мы, в любое время года организовывали интереснейшие народные, подвижные, малоподвижные, сюжетно – ролевые, дидактические и другие игры. Эти игры способствовали развитию социализации, познавательных процессов, укрепляли здоровье, развивали подвижные навыки. В современном мире дети не имеют этого. Возникла проблема социализации детей. Гришаева Н. П. написала книгу «Технологии эффективной социализации…» Уже знакомые нам две первые технологии. Это «Клубный час» и «Рефлексивный круг». Не менее интересны и остальные технологии: ситуация месяца, проблемная педагогическая ситуация, социальные акции, дети – волонтеры, развивающее общение, волшебный телефон. Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает деятельность педагога, направленную на помощь ребенку в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе. Используемая литература
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация современных дошкольников
Во ФГОС дошкольного образования основой деления на образовательные области стали четыре основных направления развития ребенка дошкольного возраста. Таким образом, содержание Программы должно обеспечит...
Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников методическая разработка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей»Е.В. БолбасИгровая деятел...
Проблемы социализации современных дошкольников
Социализация – это процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в обществе....
Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников.
Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников....
Статья "Проблемы социализации современных дошкольников"
Проблемы социализации современных дошкольников....
Статья "Проблемы социализации современных дошкольников"
Проблемы социализации современных дошкольников...