Педагогическая практика "Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста."
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Педагогическая практика "Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.praktika.docx | 31.68 КБ |
ped.praktika.pdf | 1.38 МБ |
video_ped.praktika.docx | 10.12 КБ |
ekspertnoe_zaklyuchenie_na_pedagogicheskuyu_praktiku_turenko_o.a.docx | 494.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении. Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, при этом достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные. Агрессивность и тревожность – это наиболее выраженные проблемы в эмоционально-волевой сфере у детей дошкольников.
Результаты обследования эмоционально-волевой сферы у детей детей старшего дошкольного возраста в нашем детском саду показали, что нарушения этого характера имеют большое количество детей, что составляет 36% в старших и подготовительных группах. Умение управлять собой в конкретных ситуациях, управлять своим гневом, эмоциями, строить отношения со сверстниками, иметь позитивную самооценку - является важнейшим условием для обучения в школе. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере остаётся актуальным.
В нашем ДОУ работу с такими проблемами в эмоционально-волевой сфере детей старшего дошкольного возраста я осуществляю посредством использования технологии «Мандала».
Цель - коррекция эмоциональной-волевой сферы тревожных и агрессивных детей посредством рисования мандал.
Задачи:
- снять нервное напряжение, страхи, тревожное состояние;
- корригировать агрессивное поведение;
- преодолеть импульсивность;
- повысить самооценку;
- преодолеть трудности в общении со сверстниками;
- развивать произвольность.
Технология «Мандала» - один из методов арт-терапии .
Первооткрывателем метода «Мандала» стал Карл Густав Юнг.
Основная идея практики - коррекция эмоцоинально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста через реализацию технологии «Мандала». Эта технология - безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения.
В основе практики лежит технология «Мандала». Средством реализации задач в рамках данной практики является рисунок в круге, по восточным верованиям обладающий целительными свойствами. «Мандала» - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления - ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложно геометрической композиции мандалы, можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники.
Дополнительным материалом для реализации технологии служат:
- музыкальный центр;
- наборы цветных карандашей;
- восковые мелки;
- фломастеры;
- наборы цветного песка;
- пластилин;
- мозаика;
- бусины, крупы, пуговицы, камушки, ракушки;
- бросовый материал.
Организационными формами практики являются: - индивидуальная и подгрупповая работа педагога с воспитанниками. Занятия по работе с мандалой включены в цикл коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-волевой сферы детей, и охватывает детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят 2 раза в неделю в период с сентября по апрель.
Использование этой технологии дает ребёнку возможность перенести свои внутренние состояния, эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Рисуя мандалу, волны эмоций, которые бушуют у ребёнка внутри, трансформируются в материальную частицу через цвет, форму и линию. Это возможность увидеть цвет и форму того, что ребёнок переживает на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму. В работе с детьми, имеющими повышенный уровень тревожности, использую простые мандалы с крупными деталями, что позволяет им сделать свой рисунок аккуратным, справиться с «непослушными» штрихами. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания. Агрессивным детям предлагаю более сложные мандалы с мелким деталями, это способствует развитию усидчивости, снятию внутреннего напряжения, нормализации психологического состояния и развитию произвольности. Данное сопровождение помогает ребёнку возвратиться в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащённую.
Работа с мандалой включает в себя: раскрашивание мандал – раскрасок и создание собственных мандал. Во время раскрашивания всегда включаю детям спокойную музыку.
Работу выстраиваю в 2 этапа:
I Этап. Раскрашивание готовых мандал – раскрасок.
1. Детям предлагаю самостоятельно выбрать раскраску мандалу из предложенных.
2. Дети самостоятельно выбирают материалы для раскрашивания:
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- краски.
3. Дети самостоятельно выбирают цветовую гамму.
4. В конце работы по желанию ребёнка можно: придумать ей название, подобрать для нее фон, вырезать мандалу и повесить её на стену.
5. Дети дают описание своей работе, рассказывают о своих чувствах, эмоциях, которые возникли при выполнении работы.
II этап. Дети создают собственные мандалы из цветного песка, пуговиц, мозаики и т.д.
На одном занятии ребенку предлагаю только одну мандалу, время работы 20-60 минут. Если ребенок устал, я даю ему возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз. И она почти никогда не повторится. При работе с цветным песком использую набор из нескольких цветов. При работе с пуговицами детям предлагаю ассортимент различных пуговиц по цвету и размеру, для ориентира предлагаю нарисованный на бумаге круг.
Использую следующие принципы: невмешательства в работу детей, не оценивания работ детей.
При работе с данной технологией я как педагог:
- знакомлю детей с искусством мандалы;
- поддерживаю желание рассказать, обыграть созданные детьми круги;
- индивидуально обговариваю с ребенком его настроение, чувства, эмоции, которые возникли в процессе рисования;
- после окончания работы предлагаю детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе.
Заявленная практика направлена на достижение следующих результатов:
- снижается нервное напряжение, нормализуется тревожное состояние;
- изменятся агрессивное поведение;
- преодолевается импульсивность;
- повышается самооценка;
- развивается произвольность;
- работа с мандалой оказывает не только коррекционное воздействие на эмоционально - волевую сферу детей, а так же позволяет почувствовать эмоциональную поддержку со стороны взрослого, которая необходима детям для преодоления эмоциональных барьеров в общении.
- создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки;
- ознакомление детей с искусством мандалы, организация увлекательной игры с ребёнком способствует обретению спокойствия, возникновению желания у детей снова поиграть с «волшебным кругом», который преображает и вдохновляет.
Достижение выше перечисленных результатов помогает ребёнку поверить в себя, раскрепоститься, стать уверенней и радостней.
Эффективность коррекционных воздействий измеряю следующим инструментом: тест тревожности «Теммл, Дорки, Амен»; цветовой тест Люшера; методика Р.Сирса «Выявление уровня тревожности у дошкольников и младших школьников»; проективные методики: «Кактус», «Несуществующее животное», «Рисунок человека»), наблюдения и обратная связь с педагогами и родителями.
Результативность практики прослеживается в положительной динамике. Из 18 детей с повышенным уровнем тревожности и агрессивным поведением было сформировано 3 группы. У 88% (16) детей из 18 отмечаю значительное снижение уровня напряжения и тревожности, снижение проявления агрессивного поведения, повышение самооценки. В поведении и деятельности этих детей проявляется саморегуляция, исчезают барьеры в общении со сверстниками. Сравнивая работы детей (цветовые предпочтения, характер штрихов, расположение орнамента в рисунке) в начале и в процессе работы, отмечаю насыщение мандал-рисунков позитивными яркими цветами, аккуратность в исполнении.
Для достижения положительного результата в работе с практикой, рекомендую:
1. Познакомиться со следующей литературой: Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" / Под редакцией А.И. Копытина. - М.: Психотерапия, 2011. - 144 c.; Вознесенская Вилата, Богданова Жанна .Издательство: АСТ, 2016 г. Магическая Арт-Терапия –Чудесные мандалы».
2. Использовать спокойную музыку.
3. Придерживаться последовательности реализации этапов технологии.
4. При подготовке мандал для выбора детьми, ориентироваться на конкретное нарушение в эмоционально-волевой сфере: с детьми, имеющими повышенный уровень тревожности, использовать простые мандалы с крупными деталями; агрессивным детям предлагать более сложные мандалы с мелким деталями.
А также важно соблюдать, в работе с этой технологией некоторые принципы: принцип невмешательства в работу детей, принцип не оценивания детских работ. Поддерживать желание ребенка рассказать, обыграть созданные им круги; индивидуально обговаривать с ребенком его настроение, чувства, эмоции, которые возникли в процессе рисования.
Использованная литература и источники:
1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А. И. Копытина. -СПб.: Речь, 2002.-144с.
2. Коновалова Н. Л., Матвеева Н. Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с.
3. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.:Теревинф,1997.-341.
4. Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007,С. 18-19.
5. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 29-31.
6. Юнг К. Г. О символизме мандалы. /М.: Рефл - бук; К.: Ваклер,2002.-С. 95-182.
7. http://www.b17.ru/article/6018/
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект " Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Данный проект направлен на формирование у дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в к...
Статья"Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста
Цель:1. Научить способам преодоления страхов.2. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, повышению уверенности в себе.3. Гармонизировать личность ребенка....
«Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»
Современному обществу характерна агрессивность, которой оно заражает свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения агрессивность может стать врожденной и массовой, превратить...
Педагогический опыт "Логоритмические упражнения как средство коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"
Логоритмические игры развивают двигательные умения детей, их познавательные способности, дают возможность задействовать свое тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное...
Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Конспект доклада педагога-психолога на тему: "Мандала" как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Данный информационный ресу...