Образовательная деятельность с детьми ОВЗ
статья
Образовательная и коррекционная деятельность в учреждении направлена на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи детям с ОВЗ, направленной на создание условий их развития, социализации и интеграции в общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_deyatelnost_s_detmi_s_ovz.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
В последние годы реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья стала рассматриваться как одно из приоритетных направлений социальной политики государства.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья требует деликатного и гибкого подхода. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития
Образовательная и коррекционная деятельность в учреждении направлена на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи детям с ОВЗ, направленной на создание условий их развития, социализации и интеграции в общество. В 2016году ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребенка» получил лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Приоритетными направлениями образовательной деятельности ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребенка» являются:
- разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его потенциальных психических и физических возможностей;
-проведение индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
- укрепление психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, наряду с профессиональным медицинским сопровождением проведение общих оздоровительных мероприятий.
Коррекционно-развивающей задачи в доме ребенка решаются в комплексе, развести их достаточно сложно. Многие задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных форм и видов деятельности детей. В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
В доме ребенка созданы благоприятные условия для обеспечения всестороннего развития личности ребенка с ОВЗ, комфортности пребывания его в учреждении: сухой бассейн, тренажеры, лечебный массаж, специальные кресла, столы и многое другое.
Главным условием развития ребенка с ОВЗ в образовательном процессе учреждения является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок с ОВЗ способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном пространстве.
Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:
- образовательный процесс;
- коррекционно-развивающий процесс;
- предметная - развивающая среда;
- взаимодействие участников педагогического процесса.
Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных возможностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:
- воспитательная - развитие ценностных отношений, развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;
- образовательная (познавательная) - воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка с ОВЗ, т. е. способствующих развитию его новых качеств;
- развивающая - развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;
- коррекционная - организация работы по коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития у детей с ОВЗ;
- социализирующая - овладение детьми с ОВЗ системой общественных отношений и социально приемлемого поведения.
В основе организации образовательного процесса в ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребенка» определен комплексно-тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс строится на основе законодательно-нормативных документов, оценки состояния здоровья детей, оценки психических и физических нарушений, оценки речевых нарушений, системы психолого-педагогических принципов, отражающих представление о самоценности дошкольного детства. Основной формой является игра и специфические виды детской деятельности.
Акцент делается на интеграцию образовательных областей
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие
Средства и методы коррекции:
- Сказкотерапия
- Песочная терапия
- Музыкальная терапия
- Игровая терапия
- Изотерапия
- Театрализованная деятельность
- На базе дома ребенка создана Лекотека для оказания ранней психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии и их семьям с использованием игровых технологий.
- В своей работе так же используем принципы Монтессори –педагогики:
- подготовленная среда и материал для развития;
- воспитатель, который включается в процесс по мере необходимости.
Содержание учебно-воспитательной работы в доме ребенка включает в себя сбалансированное сочетание базисного компонента, представленного образовательными областями по основным направлениям, и вариативного компонента учреждения, реализуемого за счет индивидуально выбираемых специалистами коррекционных занятий, обеспечивающих коррекцию и развитие психических функций детей, использование коррекционных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов.
Опыт работы наших специалистов с детьми с ограниченными возможностями здоровья показал, что успех учебно-воспитательной работы зависит от того, насколько глубоко и детально проведено обследование ребенка на начальном этапе коррекционной работы.
Диагностика в учреждении проводится комплексно и носит динамический характер. Методы и приемы обследования соответствуют специализации и разграничению функций специалистов. Данные обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного развития ребенка, и разработать индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, соответствующий образовательным и социальным потребностям ребенка.
В проведении мониторинга участвуют: воспитатели; учитель-дефектолог; педагог-психолог; музыкальный руководитель; инструктор ЛФК; невролог, педиатр и др.
Мониторинг детского развития проводится по эпикризам: дети до одного года- раз месяц; дети с года до трех лет - раз в квартал.
Методы сбора информации в системе мониторинга в учебно-воспитательном процессе разнообразны: наблюдения, анализ документов, посещение занятий, анализ продуктов деятельности воспитанников.
По результатам мониторинга разрабатывается индивидуальный маршрут развития ребенка.
Каждый специалист дома ребенка проводит свои мероприятия, которые направлены на коррекцию отклонений у ребенка с ОВЗ, но все это в едином коррекционно-образовательном пространстве учреждения. И сотрудники дома ребенка знают, что правильная и своевременная помощь взрослых принесет успех и радость ребенку и тем, кто с ним занимается.
В конечном итоге, дети в ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребенка» получают своевременную и современную реабилитационную помощь. Это несомненно поможет им развиваться дальше, и процесс реабилитации, становясь частью их повседневной жизни, никогда не должен прерываться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)
План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Зимняя сказка". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, технология поисково-познавательной деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема "Дикие животные". Тема: "Игра - путешеств...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Образовательная область: Познавательно-конструктивная деятельность на тему: «Моя малая Родина»
Данная разработка направлена на обогащение знаний детей о Санкт- Петрбурге через знакомство с краткой историей и достопримечательностями города....
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Познавательная деятельность с детьми на тему: "Учимся быть здоровыми»
Конспект составлен для детей подготовительной группы. На занятии дети учатся оберегать природу, учатся выбирать здоровый обрз жизни, зниматься физкультурой, помогать другим....
Конспект непрерывной непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы образовательная область: «Познавательное развитие» опытно-экспериментальная деятельность «Воздух всему живому необходим» (с осуществлением деятельно
laquo;Познавательное развитие»опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы«Воздух всему живому необходим»...
«Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность. Образовательные практики организации образовательной деятельности с детьми»
Представляю Вам опыт внедрения основ финансовой грамотности дошкольников в работу детского сада...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По
Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...