Методы и приемы, используемые при организации детской экспериментальной деятельности
консультация
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата. Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_detey_sredstvami_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 15.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №65
Методы и приемы, используемые при организации детской экспериментальной деятельности
Подготовила: Грезнева Е.В.
г. Одинцово
2019 г.
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата. Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.
Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента развивается:
мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли пёрышко, если на него подуть)
внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
речь;
мышление (вода на морозе превращается в лёд, значит, лёд в тепле растает).
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь).
Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом со взрослыми и сверстниками. Взрослый и ребёнок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон. И здесь очень важна реакция взрослых, проявленный интерес взрослого, похвала, поощрение ребёнка.
В экспериментальной деятельности дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддерживать и развивать в них интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Для достижения положительных результатов в своей группе, систематически провожу занятия с элементами опытно - экспериментальной деятельностью:
«Лаборатория Волшебной воды» - на занятии дети научились выявлять физические качества воды и льда;
«Неведимка-воздух» - на занятии дети поняли, что воздух есть вокруг и внутри нас, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также о том, что ветер – это движение воздуха);
«Полезное мыло» - дети в процессе экспериментальной деятельности научились различать и называть свойства мыла и теперь смогут объяснить значение мыла.
В ходе занятий у детей сформировался познавательный интерес и желание экспериментировать, а с использованием схем дети научились делать выводы.
В нашей группе оборудован уголок опытно - экспериментальной деятельности. Он состоит из мини – лаборатории. В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Уголок постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте. Например, с помощью различных мерных стаканчиков дети узнают, что вода в жидком состоянии не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в котором она налита.
С помощью пипетки (соломки) детки выяснили, сколько капель воды налито в блюдце. Также если в пипетку (соломку) набрать краску и капнуть в емкость с водой, то мы наблюдали, что краска растворилась в воде. Поэтому дети самостоятельно пришли к выводу, что вода растворитель. В уголке экспериментатора находятся сыпучие вещества (соль, сахар, мука) с помощью несложных опытов (добавление соли в воду – она соленая, а сахара - вода сладкая, если добавить жидкое мыло и подуть в трубочки – то получится мыльная вода, дети делают вывод, что они растворяются в воде. Совершенствуется восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, обогащается чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Предлагаю вам несколько экспериментов
Эксперимент №1. Определяем вкус
Дети пробуют воду.
Какая она на вкус? Кислая? Сладкая? Соленая? Горькая?
Положите в воду кусочек сахара и размешайте. Что получилось? Как вы думаете, что будет с водой, если мы добавим соль?
Эксперимент №2. Тонет не тонет
Эксперимент № 3. Дома можно растопить лед в тепле, нагреть на огне, опустить в горячую воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»
Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основа...
Педагогический совет не тему «Организация детской экспериментальной деятельности в условиях современного детского сада»
Цель: расшерение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности....
«Организация детской экспериментальной деятельности
как можно с интересом и творчески воспитать в детях узнавать новое небояться эксперементировать с различным окружающим материалом...
педагогический проект в средней группе "Организация детской экспериментальной деятельности дошкольного возраста, как средство познавательного развития"
Педагогический проект в средней группе "Организация детской экспериментальной деятельности дошкольного возраста, как средство познавательного развития"...
«Организация детской экспериментальной деятельности в условиях лета»
Развитие детской познавательной деятельности...
Опыт работы в организации детской экспериментальной деятельности в 1 младшей группе как средство познавательной деятельности.
Организация эксперементальной деятельности в 1 младшей группе...
Методы и приёмы, используемые при проведении опытно - экспериментальной деятельности.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Одним из эффективных методов познания...