педагогический проект в средней группе "Организация детской экспериментальной деятельности дошкольного возраста, как средство познавательного развития"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Педагогический проект в средней группе "Организация детской экспериментальной деятельности дошкольного возраста, как средство познавательного развития"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_sredney_gruppe.docx | 36.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект на тему: «Организация детской экспериментальной деятельности дошкольного возраста, как средство познавательного развития».
Тип проекта: исследовательский, творческий, игровой.
Участники проекта: дети средней группы родители, педагоги.
Срок реализации проекта: долгосрочный (с октября 2016 по май 2017г).
Актуальность:
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельности подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Цель проекта:
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
Задачи:
1. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении.
2. Дать детям представление о свойствах воды, песка, воздуха, плавучести предметов, способности магнита притягивать некоторые предметы.
3. Учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности.
4. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные; познакомить с образованием тени от предметов; понять причину возникновения солнечных зайчиков; познакомить детей с понятием «отражение».
5. Познакомить детей с прибором – помощником – лупой и ее назначением.
6. Знакомить с разными способами исследования предметов, учить формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.
7. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.
8. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
9. Создать детскую лабораторию для проведения экспериментов.
10. Привлечь родителей к активному сотрудничеству.
Подготовка к реализации проекта:
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2.Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы.
3.Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.
4.Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.
5.Составить перспективный план проведения экспериментов.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях?».
2. Консультация для родителей «Как сделать зимнюю прогулку интересной?».
3. Памятка для родителей «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях».
4.Оказание помощи в создании детской лаборатории.
5. Родительское собрание на тему: «Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности».
6. Открытое итоговое занятие для родителей.
Оснащение детской лаборатории:
1. Приборы – помощники: лупа, увеличительные стекла, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут), разнообразные магниты, бинокль.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, листья, веточки, пух.
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, пробки, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
5. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.
6. Медицинские материалы: пипетки, колбы, вата, деревянные палочки.
7. Прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стекла, формочки, плоское блюдо, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз.
8. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.
Перспективный план работы с детьми средней группы в детской лаборатории
Месяц | Тема занятий-экспериментов | Программное содержание | Оборудование | Литература |
Октябрь 1 неделя | «Надувание напальчника» | Обнаружить воздух. | Емкость с водой, воронка, напальчник. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 30. |
Октябрь 2 неделя | «Что в пакете?» | Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). | Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 30. |
Октябрь 3 неделя | «Что растворяется в воде?» | Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. | Мука, сахар песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением предметных веществ. | Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 34. |
Октябрь 4 неделя | «Загадочные пузырьки» | Обнаружить воздух в других предметах. | Емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочек земли, глина. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 31. |
Ноябрь 1 неделя | «Надувание мыльных пузырей» | Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место. | Трубочки для коктейля, мыльный раствор. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 31. |
Ноябрь 2 неделя | «Окрашивание воды» | Выявить свойства воды: теплая, холодная, может нагревать другие вещества, растворять, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах. | Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 28. |
Ноябрь 3 неделя | «Воздух повсюду, воздух работает» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные судна, воздушные шары и т.д.). | Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги, кусочек пластилина, палочка, пластмассовая ванночка. | Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 15. |
Ноябрь 4 неделя | «Изготовление цветных льдинок» | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед, принимать форму емкости, в которой находится. | Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 28. |
Декабрь 1 неделя | «Взаимодействие воды и снега» | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды и снега: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. | Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки или совочки. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 29. |
Декабрь 2 неделя | «Зачем зайчику другая шубка?» | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Кусочки плотного и редкого меха, рукавички их тонкой, плотной ткани и меховые. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 24. |
Декабрь 3 неделя | «Эксперимент. Фокусы с магнитами» | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | Магниты, миска с водой, банка с вареньем, банка с горчицей, гусь с металлическим стержнем, коробка из-под конфет, канцелярские скрепки, магнит, разные предметы. | Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 31. |
Декабрь 4 неделя | «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?” | Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла) | Иллюстрации, открытки «С Новым годом!», мех, подставки, емкости для снеговых фигур. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 43. |
Январь 2 неделя | «Волшебная рукавичка» | Выявить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 38. |
Январь 3 неделя | «Мыло – фокусник» | Познакомить детей со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом. | Кусочек мыла туалетного, ванночка, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка). | Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 196. |
Январь 4 неделя | «Мы фокусники» | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 39. |
Февраль 1 неделя | «Где быстрее?» (2) | Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед–вода, вода–лед). | Емкости с водой для замораживания. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 43. |
Февраль 2 неделя | «Как согреть руки?» | Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла) | Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 43. |
Февраль 3 неделя | «Замерзающая вода. Тающий лед». | Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга, тарелочка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. | Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 22, 23. |
Февраль 4 неделя | «Нужен ли зимой растениям снег?» | Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. | Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм действий. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 21. |
Март 1 неделя | «Носарий, умный нос». | Познакомить с функцией носа, его строением. Определять по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа. | Рисунки (контурные) профилей с разной формой носа, схематичное изображение носа, различные цветы, продукты с характерным запахом, картинки с изображением продуктов. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 44, 45. |
Март 2 неделя | «Язычок – помощник, вкусовые зоны языка» | Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов, доказать необходимость слюны для ощущения. | Набор разных продуктов питания, схематическое изображение языка с вкусовыми зонами, зеркала, 4 блюдца (с сахаром, солью, горчицей, соком лимона), деревянные палочки ( с ваткой на конце), стаканы с водой (для смачивания палочек) по количеству детей. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 45, 46. |
Март 3 неделя | «Угадай-ка» | Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. | Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик. | Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 30. |
Март 4 неделя | «Где снег не тает?» | Выявить зависимость изменений в природе от сезона. | Емкости с водой, снегом , льдом. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 23. |
Апрель 1 неделя | «Где будут первые проталинки?» | Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. | Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 23. |
Апрель 2 неделя | «Стекло, его качества и свойства» | Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность). | Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств металла. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 47. |
Апрель 3 неделя | «Что отражается в зеркале?» | Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. | Зеркала, ложки стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар сковорода, рабочие листы. | Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 35. |
Апрель 4 неделя | «Резина, ее качества и свойства» | Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 48. |
Май 1 неделя | «Пластмасса, ее качества и свойства» | Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). | Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 49. |
Май 2 неделя | «Металл, его качества и свойства» | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). | Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 48. |
Май 3 неделя | «Цветной песок» | Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой. | Цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, два мешочка, мелкие терки, миски, ложки или палочки, небольшие банки с крышками. | Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 38. |
Май 4 неделя | «Игры с песком» | Закрепить представления детей о свойствах песка, развивать любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развивать конструктивные умения. | Песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, совки, детские грабли, лейки. | Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 39. |
Предполагаемый результат:
1. Дети знают назначение органов чувств.
2. Дети знают и называют свойства воды, песка, воздуха, магнита, предметов.
3. Дети умеют пользоваться лупой, знают ее назначение и применение.
4. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения.
5. У детей пополнился словарный запас.
6. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.
7. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.
8. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.
Методическая литература:
- Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс».
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2010.
Педагогический проект на тему:
«Организация детской экспериментальной деятельности дошкольного возраста, как средство познавательного развития».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность в ДОУ - как средство познавательного развития детей дошкольников.
В помощь педагогам по организации опытно-экспериментальной работы с детьми в ДОУ....
Экспериментальная деятельность младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития»
консультация для воспитателей...
Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»
Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основа...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольники – врожденные исследователи. Они любознательны, все время пытаются экспериментировать, решают поисковые ситуации. Роль педагога – незаметно помогать! Исследовательская работа дошкольника на...
Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития
Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития...
Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития
Система работы, положенная в основу опыта на тему «Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития» наглядно показывает, что эффекти...