Методы и приёмы, используемые при проведении опытно - экспериментальной деятельности.
презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование.
«Экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения деятельности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
«Метод» - это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.
«Приём» - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и изменчивы. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, приемов).
С помощью приема не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть.
Методы обучения и методические приемы могут меняться местами, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_ispolzuemye_pri_provedenii_opytov.docx | 25.86 КБ |
eksperimentirovanie.pdf | 777.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52
Чернова Евгения Валентиновна
Воспитатель
Методы и приёмы, используемые при проведении опытно - экспериментальной деятельности.
1 слайд
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование.
2слайд
Рассмотрим понятия:
«Экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения деятельности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
«Метод» - это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.
«Приём» - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и изменчивы. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, приемов).
С помощью приема не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть.
Методы обучения и методические приемы могут меняться местами, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах.
3 слайд
В процессе проведения опытно-экспериментальной деятельности выделяют группы методов:
- Наглядные;
- Практические;
- Словесные.
- Проблемно-поисковый
- Мнемотехники
4 слайд
НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
НАБЛЮДЕНИЕ – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
- за изменением и преобразованием объектов;
- репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.
5 слайд
Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:
- ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;
- планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;
- учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;
- высокая умственная активность и самостоятельность детей
6 слайд
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
К группе практических методов обучения в детском саду относятся:
- элементарные опыты;
- моделирование.
- игровой метод.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
МОДЕЛИРОВАНИЕ – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
ИГРОВОЙ МЕТОД – предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
7 слайд.
Познавательная деятельность детей при этом основывается на:
- наглядно—действенных
- наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со
- словесно—логическим мышлением.
8 слайд.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие – оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в процессе проведения опытно – экспериментальной деятельности:
- РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ.
Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.
2. РАССКАЗ ДЕТЕЙ.
Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
3. ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТЯМ.
Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.
4. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ.
Эвристическая беседа – один из словесных методов обучения. Своё название эвристическая беседа получила от греческого слова «эвристика» - отыскиваю, открываю. Сущность эвристической беседы состоит в том, что воспитатель путём постановки перед детьми определённых вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к определённым выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов. Роль воспитателя сводится к тому, чтобы путём умело поставленных вопросов пробудить творческую мысль детей.
В процессе эвристической беседы выделяют пять серий вопросов:
Первая серия вопросов должна быть направлена на то, чтобы выяснить целевую установку темы, как проблемы, требующей решения.
Кто, где, когда, что? В чем суть? Какова главная идея?
Вторая серия вопросов должна быть направлена на решение поставленной проблемы.Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?
Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.
Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте.Объясните.
Четвертая серия вопросов приводит к формулировке вывода самими детьми.Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?
Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.Как и где использовать? Что еще может интересовать?
Эти вопросы стимулируют творческое мышление, в результате которого дети открывают, приобретают новые знания. А эти новые знания развивают умения, навыки и творческие способности детей.
Основным условием эффективности эвристической беседы является правильное конструирование вопросов, т.к. в беседе вопрос воспитателя - это, по преимуществу, посильная проблемная подзадача, требующая решения небольшой части проблемы, поставленной в начале беседы.
9 слайд.
Требования к вопросам:
- посильность;
- четкость формулировки;
- направленность формулировки вопроса на стимулирование аргументированного ответа ребенка;
- каждый последующий вопрос - логическое продолжение предыдущего или ответа ребенка;
- опора вопроса на имеющийся запас знаний у детей с выходом за его рамки с целью получения новых знаний;
- необходимость воспроизведения усвоенных ранее знаний, как опоры в дальнейшем поиске.
При использовании такой беседы приобретаются новые знания, открытия, благодаря усилиям, прежде всего, самих детей. Дети получают их в процессе самостоятельного мышления. Далее дети подводят итоги и делают выводы.
10 слайд.
Структура проблемно-поискового метода:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.
- Выдвижение гипотезы – обладает ли дерево различными свойствами?
- Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.
- Сбор материала: Сначала решили выяснить - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево.
- Обобщение полученных данных.
По результатам проведённого исследования делаем вывод:
- Дерево лёгкое, плавает в воде.
- Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.
- Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля общения. Общение с детьми в ходе проведения экспериментальной деятельности носит доверительный характер, побуждает детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.
11 слайд.
Специальные приёмы и способы, облегчающие процесс запоминания.
12 слайд.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе подобрано место и оборудование для уголка экспериментирования, уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.
Работа в мини лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Они очень просты и легко запоминаются:
13 слайд.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в детском саду. Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе
Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка»...
Проведение опытно- экспериментальной деятельности в детском саду”
Консультация для воспитателей....
"Рабочая карта по организации и проведению опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе"
Организация ОЭД по сезонно, с различными материалами....
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проведения опытно-экспериментальной деятельности
В данном материале представлен опыт работы по опытно-экспериметнальной деятельности с дошкольниками....
Программа проведения Опытно-экспериментальной деятельности по разделу « Музыкальное воспитание» в старшей группе
Основные цели и задачи: 1. Развивать умения выявлять причинно-следственные связи.2. Развивать умения проводить сравнительный анализ, использовать у...
Фотоотчет о проведении опытно -экспериментальной деятельности в средней группе.
Недавно я защитила опыт работы по опытно - экспериментальной деятельности детей в средней группе. Хочу предоставить вашему вниманию фотоотчет о некоторых опытах, проводимых в группе. Это очень увлекат...
Методы и приемы, используемые при организации детской экспериментальной деятельности
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибуд...