Программа кружка «Умелые ладошки»
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Бунькова Людмила Анатольевна

Кружок «Умелые ладошки» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игра и упражнения:

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, песок мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой.песком, научатся правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными

Цель кружка: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ№8 «Рябинка»

Программа кружка «Умелые ладошки»

в  младшей группе

Развитие речи и мелкой моторики.

руководитель:

Бунькова Л.А.

г.Таштагол

2018

Проблема: низкий уровень речевого развития, а так же мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук.      Так же хороший результат даёт применение нетрадиционных техник таких, как игры и занятия с песком.  Поэтому я решила создать кружок для развития мелкой моторики «Умелые ладошки», который объединяет два вида деятельности: театрализованную и продуктивную. Первая часть занятия – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность.

Кружок «Умелыеладошки» направленнаразвитиемелкоймоторикирукпосредствомзанятий. Кружокрассчитаннадетеймладшегоираннегодошкольноговозраста. Впроцессереализациипрограммы «Умелыеладошки» удошкольниковразвиваетсяспособностьработатьрукамиподконтролемсознания, совершенствуетсямелкаямоторикарук, точныедействияпальцев, развиваетсяглазомер, устнаяречь, чтонемаловажнодляподготовкикписьму, кучебнойдеятельности.Вовремядеятельностиудетейпоявляютсяположительныеэмоции, чтоявляетсяважнымстимуломвоспитаниятрудолюбия.способствуетразвитиюличностиребенка, воспитаниюегохарактера, формированиюеговолевыхкачеств, целеустремленности, настойчивости, умениядоводитьначатоеделодоконца

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игра и упражнения:

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, песок мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой.песком, научатся правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными

Цель кружка: 

развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Основные задачи:

Обучающие:

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)

формирование практических умений и навыков;

обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином,песком.

Развивающие:

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;

воспитывать и развивать художественный вкус;

воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Формы работы:

пальчиковые игры;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-самомассаж рук.

Организация работы кружка:

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 1,6 -3 года.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).

Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

Необходимые материалы и оборудования:

- резиновые игрушки, мячики (ежи)

- бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);

- бумага, карандаши

- фигурки пальчикового театра и др.

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

Прогнозируемый результат:

- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи

- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.

Перспективное планирование кружка

Ноябрь

Первая неделя.

1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.

2. Сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

3. Пальчиковая игра «Ну-ка, ну-ли».

4. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды

Вторая неделя.

1. Пальчиковая игра «Петушок».

2. Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки»

3.«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.

4. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

5. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.

Третья неделя.

1.Игра «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок: дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

2. Игра «Помоги котику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).

Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Четвертая неделя.

1. массаж пальчиков грецкиморехом «Катилась торба».

Цель: Развивать мелкую моторику.

2. игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

3. пальчиковая игра «Веселая мышка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Декабрь.

Первая неделя.

1. Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Снегопад в лесу». (На трафарете зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты,

Цель: Учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики.

3. Пальчиковая игра «Пирог»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Вторая неделя.

1. Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Новогодняя елка».

Цель: Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик).

3. Пальчиковая игра «Елочка».

Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом.

Третья неделя.

1Пальчиковая игра «Пальчики сцепляется – елка получается»

2. Мозаика «Бусы на елку» - выкладывание ряда из мозаики

3.Игра « Найди шарик».

Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.

 Содержание.

Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать  предметы одной формы, но разной величины.

Четвертая неделя.

1. «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги.

2. Выкладывание снежинки из палочек по контуру.

3. «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты).

4. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

Январь.

Первая неделя.

1. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой»

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2. Игра «Чтоб Мишке было теплее».

Цель: Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку = «В берлоге».

3Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом».

Цель: Развивать координацию общих движений.

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные шарики».

Цель: Развивать ловкость движений пальцев и кисть рук.

2. Игра «Чудесный мешочек» - новогодний подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику)

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).

3. Пальчиковая игра «На елке: «Подарки».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Февраль.

Первая неделя.

1. Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».

2. Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человеку.

3. «Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур.

4. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.

2. Игра «Посыпаем дорожку».

Цель: Учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу, развивать мелкую моторику пальцев.

3Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Третья неделя.

1. Массаж пальчиков мячиком ежиком. Игра Колючий ежик».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.

2. Игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».

3. Пальчиковая игра «Ежик»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Четвертая неделя.

1. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

2. Пальчиковая игра «На опушке две избушки».

3Пальчиковая игра «Пароход плывет по речке».

Март.

Первая неделя.

1. Массаж пальчиков и перебирание бус. «Игра с бусами».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2. игра «Бусы для мамы».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром.

3. Пальчиковая ирга «Помощники»

Цель: Развивать моторику пальцев.

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка»

2. песок «Бусы для мамы»

«Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей?

Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»

С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке

3Пальчиковая игра «Солнышко».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя.

1Пальчиковая игра «Птичка крылышка сложила».

2Пальчиковая игра «Пальчики – головка, крылышки – ладошка».

3. «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.

4. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.

5. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.

Четвертая неделя.

1. «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.

2. массаж рук «динь-дон».

3. д. игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

Апрель.

Первая неделя.

  1. Массаж с прищепками.

Цель: Учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

2. Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

3.Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Вторая неделя.

1. Массаж. Катание карандаша между ладошками.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Песок «Собери грибы»

«Ты корзину в лес бери,   Там грибы мне собери.

Удивишься ты, мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»

Рыжики, волнушки Найди-ка на опушке!»

Поочередно ребенок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.

3. Пальчиковая игра «Солнышко» .

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя.

1. Массаж грецким орехом игра: «Катилась торба».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Следы от капели» (на песке ставить пальчиками точки).

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

3. Пальчиковая игра «Кто приехал».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

Четвертая неделя.

1. Пальчиковая игра «Это пальчик – дедушка».

2. Нанизывание бусинок «Бусы для мамы».

3. Разложить в разные мисочки фасоль и горох.

4. «Поможем сыну застегнуть рубашку» (застегивание пуговиц, молний).

Май.

Первая неделя.

1Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».

2Пальчиковая игра «Оса села на цветок».

3. Пальчиковая игра «Дарики-дарики, злые комарики».

4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок».

Цель: Учить детей катать бусинки по очереди каждым пальчиком.

2. Игра «Кто больше соберет фасоли?»(собирать фасоль будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке)

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Пальчиковая игра «Топ-топ».

3. Цель: развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя.

1. Массаж. Надевание и снимание колечка.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  1. Игра «Я пеку, пеку, пеку»Цель:знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.

3. Пальчиковая игра «Дождик,лей»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Четвертая неделя.

1. Д. игра «Красивый одуванчик» (втыкание спичек в пластилиновый комочек.)

2. Пальчиковая игра «Наши яркие цветы».

3. Игра «Во саду ли, в огороде »

Цель:ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

4. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Умелые ручки" для детей 3-7 лет

Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.   Детское творчество...

Программа кружка "Умелые ручки".

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «УМЕЛЫЕ  РУЧКИ».ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Работа кружка «Умелые Ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с...

Программа кружка "Умелые руки"

Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентированна на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию худож...

Программа кружка «Умелые ручки»

Дошкольное  детство является благоприятным периодом для развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накоп...

Рабочая программа кружка "Умелые ладошки"

Рабочая программа кружка "Умелые ладошки" подготовительной группы на 2018 - 2019 год...

Рабочая программа кружка «Умелые ладошки» (средняя группа)

Рабочая программа кружка«Умелые ладошки» (средняя группа)...