Программа кружка «Умелые ладошки»
учебно-методическое пособие (младшая группа)
Кружок «Умелые ладошки» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игра и упражнения:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, песок мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.
К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой.песком, научатся правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными
Цель кружка: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ№8 «Рябинка»
Программа кружка «Умелые ладошки»
в младшей группе
Развитие речи и мелкой моторики.
руководитель:
Бунькова Л.А.
г.Таштагол
2018
Проблема: низкий уровень речевого развития, а так же мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук. Так же хороший результат даёт применение нетрадиционных техник таких, как игры и занятия с песком. Поэтому я решила создать кружок для развития мелкой моторики «Умелые ладошки», который объединяет два вида деятельности: театрализованную и продуктивную. Первая часть занятия – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность.
Кружок «Умелыеладошки» направленнаразвитиемелкоймоторикирукпосредствомзанятий. Кружокрассчитаннадетеймладшегоираннегодошкольноговозраста. Впроцессереализациипрограммы «Умелыеладошки» удошкольниковразвиваетсяспособностьработатьрукамиподконтролемсознания, совершенствуетсямелкаямоторикарук, точныедействияпальцев, развиваетсяглазомер, устнаяречь, чтонемаловажнодляподготовкикписьму, кучебнойдеятельности.Вовремядеятельностиудетейпоявляютсяположительныеэмоции, чтоявляетсяважнымстимуломвоспитаниятрудолюбия.способствуетразвитиюличностиребенка, воспитаниюегохарактера, формированиюеговолевыхкачеств, целеустремленности, настойчивости, умениядоводитьначатоеделодоконца
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игра и упражнения:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, песок мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.
К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой.песком, научатся правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными
Цель кружка:
развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Основные задачи:
Обучающие:
формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
формирование практических умений и навыков;
обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином,песком.
Развивающие:
развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
совершенствование движений рук;
развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
развитие речи детей.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
воспитывать и развивать художественный вкус;
воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Формы работы:
- пальчиковые игры;
- игры-экспериментирования с предметами и материалами;
-самомассаж рук.
Организация работы кружка:
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 1,6 -3 года.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).
Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.
Необходимые материалы и оборудования:
- резиновые игрушки, мячики (ежи)
- бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;
- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);
- бумага, карандаши
- фигурки пальчикового театра и др.
- картотека пальчиковых игр;
- картотека художественного слова (стихи, загадки);
Прогнозируемый результат:
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
Перспективное планирование кружка
Ноябрь
Первая неделя.
1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.
2. Сортировка семечек тыквы и подсолнуха.
3. Пальчиковая игра «Ну-ка, ну-ли».
4. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды
Вторая неделя.
1. Пальчиковая игра «Петушок».
2. Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки»
3.«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.
4. «Угощение для птиц» - сортировка семян.
5. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.
Третья неделя.
1.Игра «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок: дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
2. Игра «Помоги котику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).
Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Четвертая неделя.
1. массаж пальчиков грецкиморехом «Катилась торба».
Цель: Развивать мелкую моторику.
2. игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
3. пальчиковая игра «Веселая мышка».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Декабрь.
Первая неделя.
1. Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Снегопад в лесу». (На трафарете зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты,
Цель: Учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики.
3. Пальчиковая игра «Пирог»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
Вторая неделя.
1. Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу).
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Новогодняя елка».
Цель: Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик).
3. Пальчиковая игра «Елочка».
Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом.
Третья неделя.
1. Пальчиковая игра «Пальчики сцепляется – елка получается»
2. Мозаика «Бусы на елку» - выкладывание ряда из мозаики
3.Игра « Найди шарик».
Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.
Содержание.
Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
Четвертая неделя.
1. «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги.
2. Выкладывание снежинки из палочек по контуру.
3. «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты).
4. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
Январь.
Первая неделя.
1. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой»
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2. Игра «Чтоб Мишке было теплее».
Цель: Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку = «В берлоге».
3. Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом».
Цель: Развивать координацию общих движений.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные шарики».
Цель: Развивать ловкость движений пальцев и кисть рук.
2. Игра «Чудесный мешочек» - новогодний подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику)
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).
3. Пальчиковая игра «На елке: «Подарки».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Февраль.
Первая неделя.
1. Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».
2. Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человеку.
3. «Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур.
4. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.
2. Игра «Посыпаем дорожку».
Цель: Учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу, развивать мелкую моторику пальцев.
3. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».
Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Третья неделя.
1. Массаж пальчиков мячиком ежиком. Игра Колючий ежик».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.
2. Игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек).
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».
3. Пальчиковая игра «Ежик»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Четвертая неделя.
1. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
2. Пальчиковая игра «На опушке две избушки».
3. Пальчиковая игра «Пароход плывет по речке».
Март.
Первая неделя.
1. Массаж пальчиков и перебирание бус. «Игра с бусами».
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2. игра «Бусы для мамы».
Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром.
3. Пальчиковая ирга «Помощники»
Цель: Развивать моторику пальцев.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка»
2. песок «Бусы для мамы»
«Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей?
Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке
3. Пальчиковая игра «Солнышко».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Третья неделя.
1. Пальчиковая игра «Птичка крылышка сложила».
2. Пальчиковая игра «Пальчики – головка, крылышки – ладошка».
3. «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.
4. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.
5. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.
Четвертая неделя.
1. «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.
2. массаж рук «динь-дон».
3. д. игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
Апрель.
Первая неделя.
- Массаж с прищепками.
Цель: Учить детей расстегивать и застегивать прищепки.
2. Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
3.Игра «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Вторая неделя.
1. Массаж. Катание карандаша между ладошками.
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Песок «Собери грибы»
«Ты корзину в лес бери, Там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»
Рыжики, волнушки Найди-ка на опушке!»
Поочередно ребенок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.
3. Пальчиковая игра «Солнышко» .
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Третья неделя.
1. Массаж грецким орехом игра: «Катилась торба».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Следы от капели» (на песке ставить пальчиками точки).
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.
3. Пальчиковая игра «Кто приехал».
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
Четвертая неделя.
1. Пальчиковая игра «Это пальчик – дедушка».
2. Нанизывание бусинок «Бусы для мамы».
3. Разложить в разные мисочки фасоль и горох.
4. «Поможем сыну застегнуть рубашку» (застегивание пуговиц, молний).
Май.
Первая неделя.
1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».
2. Пальчиковая игра «Оса села на цветок».
3. Пальчиковая игра «Дарики-дарики, злые комарики».
4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок».
Цель: Учить детей катать бусинки по очереди каждым пальчиком.
2. Игра «Кто больше соберет фасоли?»(собирать фасоль будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке)
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.
2. Пальчиковая игра «Топ-топ».
3. Цель: развивать мелкую моторику рук.
Третья неделя.
1. Массаж. Надевание и снимание колечка.
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
- Игра «Я пеку, пеку, пеку»Цель:знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.
Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.
3. Пальчиковая игра «Дождик,лей»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Четвертая неделя.
1. Д. игра «Красивый одуванчик» (втыкание спичек в пластилиновый комочек.)
2. Пальчиковая игра «Наши яркие цветы».
3. Игра «Во саду ли, в огороде »
Цель:ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
4. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Умелые ручки" для детей 3-7 лет
Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское творчество...
Программа кружка "Умелые ручки".
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ».ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Работа кружка «Умелые Ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с...
Программа кружка "Умелые руки"
Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентированна на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию худож...
Программа кружка «Умелые ручки»
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накоп...
Рабочая программа кружка "Умелые ладошки"
Рабочая программа кружка "Умелые ладошки" подготовительной группы на 2018 - 2019 год...
программа кружка "Умелые умелые"
конспект...
Рабочая программа кружка «Умелые ладошки» (средняя группа)
Рабочая программа кружка«Умелые ладошки» (средняя группа)...