Программа кружка «Умелые ручки»
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_programmy.docx | 34.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Умелые ручки»
(для старшего дошкольного возраста)
Цель программы: создание условий для раскрытия и развития творческих способностей воспитанников .
Основные задачи:
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
- учить создавать коллективные работы.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения.
Творчество предполагает объединение известных действий в новые операции и получение нового продукта.
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
В процессе созидательного творчества происходит следующее:
- осуществляется интересный и плодотворный досуг, что само по себе хорошо как вид позитивной привычки;
- развивается стремление к созиданию.
В процессе творчества происходит самовыражение, профилактика психосоматических заболеваний, выражение различных эмоций, проработка чувств и состояний, например страхов, избавиться от разрушительных тенденций и негативных накоплений, невольно получаемых от общества или в процессе внутреннего роста. При этом возникает чувство единения в общей деятельности с детьми и педагогом, сближение реальностей, чувство сопричастности, общего дела. Формируются зачатки креативности, дети мыслят самостоятельно, творчески, применяют свою логику, полученную в процессе своей работы. Творчество во всех его видах позволяет ненавязчиво развивать у детей такие нужные функции как внимание, память, мышление, моторика, интеллект. При работе с природными материалами появляется чувство единения с природой, бережное отношение к ее дарам. При работе с подручными средствами типа ненужных коробочек и баночек, развивается креативность, ребенок придумывает, что можно сделать из коробки из-под каши – машину, гараж, кукольную кроватку, дом и т.д. Продукты творчества могут стать участниками ролевой игры, героями настольного театра. В творчестве развивается эстетическое чувство, вкус и тяга к прекрасному.
Содержание программы
Название непосредственно образовательной деятельности | Вид деятельности | Задачи непосредственно образовательной деятельности | Ход непосредственно образовательной деятельности Материал | |
Октябрь | ||||
1 | Букет цветов | Аппликация | Закрепить знания детей о жанре живописи – натюрморт; Закрепить навыки вырезывания разных форм и видов лепестков и листьев. Учить планировать работу, соотнося ее с работой товарищей. | Беседа о цветах. Д/И «Где растет цветок» Рассматривание иллюстрации цветов и сравнивание их с живыми цветами. Пальчиковая гимнастика «Цветы» N4 Выполнение работы. Ватман, набор цветной бумаги. |
2 | Красавица- Осень | Рисование | Учить понимать, как композиторы, поэты, художники, используя разные средства выразительности (цвет, композицию, ритм), передают образ осени. Научить детей, используя приёмы рисования кистью («примакивание», «набрызг», точки, линии), передавать цветом характерные особенности осени. Формировать умение работать по парам - умение согласовывать свои действия, договариваться друг с другом, творчески подходить к работе. Развивать воображение и ассоциативное мышление, аккуратность. | Рассматривание репродукции картин И.Левитана «Золотая осень», И.Остроухова «Золотая осень». Рассматривание материала для рисования: Кукла из бумаги, детали костюма куклы(кокошник, воротник, манжеты - 2 шт, рукава - 2 шт, блуза , разборная юбка - 3-4 части), гуашь. Д/И «Собери Куклу» Итог занятия. |
3 | Настроение осени. | Аппликация | Учить детей составлять сюжетную аппликацию, отражать в ней природу «золотой» осени, учить использовать разные способы изображения - вырезывание и обрывание. Формировать умение договариваться об общей композиции. | Выставка картин с изображениями осени. Обсуждение предстоящей работы. Д/упражнение «Подберем цвета для осени» Пальчиковая игра «Мы играли» N5 Выполнение работы. Ватман, наборы цветной бумаги, ножницы, клей. Итог занятия. |
4 | Настроение осени. | Рисование | Учить детей передавать характерные особенности осени в коллективной работе. Развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений для выбора содержания рисунка). Формировать умение совместно строить художественный замысел. | 1 .Выставка картин с изображениями осени (лес, перелёт птиц, дождь, дары и т.д). 2.Выполнение работы. Ватман, отдельные листы для каждого 15/15; восковые мелки, фломастеры, маркеры, гуашь. Пальчиковая игра N 6 «Мы рисовали». 3.Объединение работ . 4.Итог занятия. |
Ноябрь | ||||
1 | Братья наши меньшие | Лепка сюжетная | Закреплять умение лепить насекомых, передавая форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Развивать воображение, умение художественно оформлять работу бисером, конфетти, пуговицами. Вызвать интерес к «оживлению» вылепленного образа. Воспитывать чувства открытости, сотрудничества. | Загадки о насекомых. Рассматривание пластмассовых моделей насекомых и выделение их особенностей. Рассматривание материала для изготовления и оформления работ. Пластилин, бисер, конфетти, пуговицы. Выполнение и оформление работ. Пальч.игра «Кузнечик» N9 Создание коллективного панно «Поляна». Итог занятия. |
2 | На дне морском | Рисование и Аппликация | Вызвать интерес к рисованию образов подводного мира по замыслу; учить использовать в работе разные материалы; развивать воображение и чувство композиции; умение находить место для своих вырезанных деталей. Развивать навыки и умения коллективной работы. | Рассматривание иллюстраций с изобр. морского дна. Объяснение хода работы. Рисование разными материалами (восковые мелки, карандаши, фломастеры, акварель, гуашь) на листе размером 20/30. Объединение работ в общее панно. Упражнения для пальцев «Волна» N10 Вырезывание деталей и наклеивание на общий лист. *Ножницы, клей. 6. Итог занятия. |
3 | Морское дно. | Лепка сюжетная | Активизировать применение разных приёмов лепки для создания водных растений из «колбаски», ленты; показать, как можно усилить выразительность образа: прищипывать, оттягивать, вдавливать, рассекать, дополнять налепами в виде полосок и пятен; предложить различный инструмент и материалы для художественного оформления (стеки, колпачки фломастеров, бисер, бусины, мелкие пуговицы и др); воспитывать эстетический вкус. Воспитывать умение работать в коллективе. | Рассматривание иллюстраций с изобр. морского дна. Объяснение хода работы. Рассматривание материалов для работы. Пластилин, стеки, колпачки фломастеров, бисер, бусины, мелкие пуговицы и др. Пальчиковая гимнастика «Волна» N10 Коллективное выполнение работы. Итог занятия. |
4 | Рыбки играют, рыбки сверкают (продолжение) | Лепка сюжетная | Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощённые фигуры рыбок, прикреплять к основе, украшать; ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм и развивать комбинаторские способности; совершенствовать умение оформлять поделки разными материалами, пятнами, точками и пр. Воспитывать дружелюбные отношения. | Беседа о работе на прошлом занятии. Объяснение плана и хода занятия. Рассматривание коллекции с изображениями рыб. Пальчиковая гимнастика «Рыбки» N11 Коллективное выполнение работы. ^Пластилин, стеки, колпачки фломастеров, бисер, бусины, мелкие пуговицы и др. Итог занятия. |
Декабрь | ||||
1 | Белое море и Северный Ледовитый океан | Лепка сюжетная | Побуждать к самостоятельному поиску способов лепки северных животных (белого медведя, моржа, тюленя, оленя) с опорой на иллюстрацию, развивать умение лепить человека в движении; размещать их в композиции; развивать интерес к коллективным работам. | Рассматривание иллюстраций с изображением жизни на Белом море и Северном Ледовитом океане. |
Д/И: «Опиши животного» Физ.минутка «Я мороза не боюсь» N8 Выполнение работ. ^Пластилин. Объединение работ в общую композицию под запись песни «Где-то на белом свете» Итог занятия. | ||||
2 | Ой как весело зимой! | Рисование и Худ.труд | Уточнить и обобщить знания о зиме. Закреплять навыки рисования, использовать приём обрывания, дополнять рисунок с помощью клея, манной крупы, риса, сахара на голубом фоне. Развивать творчество детей. Воспитывать умение работать в коллективе. | Рассматривание иллюстраций с изображением зимы и зимних игр. Обсуждение о разносторонних, творческих подходах к работе. Планирование работы. Выполнение работы. *Формат A3 голубой расцветки для каждой пары. Гуашь, клей, белые листы и салфетки для обрывания, вата, манная крупа, рис, сахар. Малоподвижная игра «Снегопад» Стихи о зиме. Итог занятия. |
3 | Карнавальный хоровод | Рисование по парам | Закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления; упражнять в рисовании фигур людей в движении; продолжать учить работать дружно, не мешая друг другу; воспитывать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей. Формировать понимание того, что от работы каждого зависит общий результат. | Рассматривание иллюстраций с изображением новогоднего праздника. Пальчиковые упражнения. Выполнение работы. * Формат A3 для каждой пары, карандаши. Итог занятия. |
4 | Книга о зиме | Рисование | Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами поэзии, музыки и изобразительного искусства (цветом, формой, композицией); развивать воображение, учить передавать колорит зимы; воспитывать интерес к коллективной работе, создать книгу о зиме. | Рассматривание иллюстраций с изображением зимы, зимних игр, новогоднего праздника. Выполнение работы на формате А4. Рассматривание выполненных работ. Физминутка N9 «Мы снежинки» Стихи о зиме, о зимних забавах, о новогоднем |
празднике. Создание книги о зиме. Итог занятия. | ||||
Январь | ||||
1 | Жар-птица | Рисование | Продолжать знакомить детей с работами Ю.Васнецова; учить создавать образ сказочной птицы; закреплять навыки рисования; продолжать учить подбирать красивые сочетания цветов; развивать творчество и фантазию. Предложить конфетти для придания образу яркости. Развивать умение создавать из отдельных рисунков коллективную картину. | Ознакомление с панно «Волшебный сад» и предложение создать сказочных птиц для оживления рисунка. Рассматривание иллюстраций из книг с изображением сказочных птиц. Физ минутка N 10 «Птички» Выполнение сказочных птиц. * Формат А4, акварель, конфетти, клей. Объединение работ в общее панно «Волшебный сад» Итог занятия. |
2 | «Детки в клетке» | Рисование и Ручной труд | Учить всматриваться в иллюстрации, замечать средства выразительности, особенности движения, шёрстки животных, выражения глаз и др.; воспитывать доброе отношение к животным. Учить передавать в рисунке характерные особенности животных; формировать навыки коллективного труда - желание создать «зоопарк»; развивать умение получать радость от результатов работы. | Отгадывание загадок о животных. Рассматривание книги С.Маршака «Детки в клетке». Беседа о средствах выразительности. Ознакомление с планом работы. Выполнение работ. *Формат А4, акварель. ФизминуткаК 12 «Зарядка» Объединение работ - создание «зоопарка». Оформление клетки с помощью * нитки. Ножницы, клей. Итог занятия. |
3 | Цирк | Рисование с элементами аппликации | Закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления; упражнять в рисовании фигур людей и животных в движении. Воспитывать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей. Учить | Рассматривание иллюстраций с изображением циркового представления. Беседа по картине. Ознакомление с содержанием работы. Выполнение работы. *Формат А4, акварель, ножницы, клей. Физминутка N 12 «Зарядка» |
создавать общую работу из отдельных частей. Формировать умение работать дружно, не мешая друг другу. | Объединение работ в общее панно «Арена». Итог занятия. | |||
Февраль | ||||
1 | Магазин игрушек | Рисование (Дымковская роспись) | Закреплять умение передавать форму и красоту дымковских игрушек, используя усвоенные ранее приёмы рисования; развивать умение находить место для своей работы в общей композиции; воспитывать художественный вкус. | Рассматривание плакатов с изображением дымковских игрушек. Объяснение плана работы Физминутка N13 «Игрушки» Выполнение работы под русскую народную музыку. Бумага размером 20/20 см, гуашь. Объединение работ в коллективную композицию. Итог занятия. |
2 | Узоры на стекле | Рисование (Гжельская роспись) | Продолжать учить видеть своеобразие, красоту, нежность гжельской росписи; побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи; учить создавать коллективную работу; закрепить умение рисовать мазок с оттенком, украшение концом кисти. | Рассматривание плакатов с изображением гжельских узоров. Ознакомление с планом работы Физминутка N 9 «Снежинки» Выполнение работы на бумаге размером 20/20 см., гуашью. Объединение работ на общем панно «Окно». Итог занятия. |
3 | «Ой, вы кони, мои кони...» | Рисование (Городецкая роспись) | Расширять представления об искусстве городецких мастеров; закреплять умение рисовать по городецким мотивам; учить рисовать гордых городецких коней, скачущих по цветущему лугу; развивать желание участвовать в коллективной работе. | Рассматривание плакатов с изображением городецких узоров. Выполнение работы на бумаге размером 20/30 см., гуашь. Объединение работ в общее панно «Цветущий луг». Итог занятия. |
4 | Узорчатый платок | Рисование декоративное | Закрепить и обобщить представления о русских народных промыслах: закрепить умение сравнивать предметы по их назначению, рисунку, колориту, композиции; воспитывать интерес и уважение к народному искусству; развивать чувство композиции. Учить создавать коллективную работу - платок. | Рассматривание плакатов с изображением изделий русского народа. Д/И: «Узнай роспись» Ознакомление с планом работы. Выполнение работы. *Бумага размером 20/20 см., гуашь. Пальчиковая игра N 5 «Мы играли, рисовали» Объединение работ в общее панно «Платок». Итог занятия. |
Март | ||||
1 | Подарок маме | Аппликация объемная | Вызвать чувство радости и желания сделать подарок маме своими руками; развивать чувство цвета; развивать умение работать дружно, всем вместе; учить изготавливать и наклеивать объёмные цветы - гвоздики. | Рассматривание открыток. Д/И: «Узнай по описанию» Объяснение работы. Пальчиковая гимнастика N4 «Цветы» Выполнение работы. Набор цветной бумаги, ножницы, клей. Итог занятия. Выставка изображений цветов - гвоздик. |
2 | Цветочный мир | Аппликация | Учить видеть красоту натюрморта и разнообразие цветов, общий колорит; подбирать сочетания цвета и его оттенка в изображении цветов. Закрепить навыки вырезания и наклеивания цветов. | Рассматривание репродукций картин с натюрмортом. Д/И: «Собери садовые цветы». Планирование работы. Выполнение работы. Набор цветной бумаги, ножницы, клей. Ватман. Итог занятия. |
«На балу у Золушки». Дворец | Рисование и Аппликация (по парам) | Продолжать знакомить с различными видами архитектуры; учить видеть красоту парковой архитектуры (беседок, мостов, фонтанов), элементов паркового дизайна (клумб, цветников, дорожек, кустарников и пр.); продолжать учить договариваться о распределении работы, композиционном решении, последовательности выполнения работы. | Рассматривание картин с видами дворцовых интерьеров. Объяснение цели и хода предстоящей работы. Слушание записи бальной музыки. Выполнение работы. Формат A3 на двоих, акварель, гуашь, ножницы, клей. Итог занятия. Планирование продолжения занятия. | |
4 | «На балу у Золушки». Дамы и кавалеры | Рисование и Аппликация (по парам) | Познакомить с портретной живописью, учить видеть красоту и особенности старинных причёсок и костюма, силуэт дамского платья; развивать эстетическое восприятие, чувство вкуса, творчество и фантазию; учить объединять свою работу с работой товарищей (персонажи танцуют, выходят из кареты, гуляют в парке и др.). | Рассматривание картин с изображениями дворцовых людей. Распределение и выполнение работы. Формат A3 на двоих, акварель, гуашь, ножницы, клей. Итог занятия. Выставка работ. Создание книги «На балу у Золушки» |
Апрель | ||||
1 | Удивительный мир жарких стран | Аппликация | Учить вырезать (силуэтное вырезание) из цветной бумаги животных жарких стран - слона, удава, жирафа. Элементы африканского пейзажа - солнце, горы, пальмы; учить располагать элементы композиции на большом листе, делать композицию красочной, колоритной; развивать эстетический вкус. | Рассматривание иллюстраций с изображением животных жарких стран. Планирование и распределение работы. Выполнение работы. Ватман, набор цветной бумаги, ножницы, клей. Физминутка N11 «В лесной лужайке» Загадки о животных жарких стран. Итог занятия. |
2 | Обезьянки (продолжение) | Ручной труд | Учить делать изображение, используя нитку и цветную бумагу; учить включать отдельные изображения в общий сюжет; формировать навыки коллективного труда. | Рассматривание иллюстраций с изображением обезьян. Объяснение материала. Физминутка N12 «Зарядка» Выполнение работы. Набор цветной бумаги, ножницы, клей, нитки. Расположение работ в общем Панно «Мир жарких стран». Создание выставки «Удивительный мир жарких стран». Итог занятия. |
3 | Парк Победы. | Рисование | Закреплять умение отражать в рисунке свои впечатления; обратить внимание на изящество, орнамент оград, на форму фонарей, витражей; воспитывать любовь к родному городу, интерес к его истории; закреплять композиционные навыки. | Беседа о достопримечательностях города. Планирование и распределение работ (2 группы) Пальчиковая гимнастика N14 «Моя семья» Выполнение работ. Ватман, акварель, фломастеры. Итог занятия. |
4 | Мой город родной | Рисование | Закреплять умение рисовать по замыслу, отражать в рисунке свои впечатления;закреплять композиционные навыки, умение договариваться о том, кто что будет рисовать; воспитывать любовь и уважение к своему городу, его прошлому и настоящему. | Выставка «Мой город»:, иллюстрации с изображением города, рисунки детей. Планирование и распределение работ. Формат АЗ+АЗ для 4 детей , акварель, фломастеры. Выполнение работ. Пальч.игра N6 «Мы рисовали» Итог занятия. Дополнение выставки «Мой город» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Умелые ручки" для детей 3-7 лет
Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское творчество...
Программа кружка "Умелые ручки".
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ».ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Работа кружка «Умелые Ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с...
Программа кружка «Умелые ручки»
Программа кружка «Умелые ручки» в детском саду.Пояснительная записка.Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на 2 года.Вид группы комплексный.Группы 1-го и 2-го, т. к. обучения переменные, т. к. од...
Программа кружка «Умелые ручки у почемучки»
В настоящее время у многих детей недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело держат карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента.Развитие мелкой моторики детей до...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 5-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творчес...
Программа кружка "Умелые ручки"
Развитие способностей происходит в процессе социализации личности, под влиянием социальных обстоятельств в широком смысле слова. Способность, которая не получает своего совершенствования, которая не р...
Дополнительная образовательная программа кружка "Умелые ручки"
Обучение детей различным техникам ручного труда...