Рабочая программа кружка "Умелые ладошки"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Истомина Елена Сергеевна

Рабочая программа кружка "Умелые ладошки" подготовительной группы на 2018 - 2019 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umelye_ladoshki.docx45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

 «Сотниковский детский сад»

____________М.В. Шведова

                                                                                    «___ » ___________  2018г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОТНИКОВСКИЙ ДЕТСКИЙСАД»

Рабочая программа кружка

«Умелые ладошки»

подготовительной группы «Всезнайки»

на 2018 — 2019 год

                                                                                   Программу составила:

                                                                                   Воспитатель Истомина Е.С.

Сотниково

2018

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка……………………………………………………3

1.2 Цели и задачи кружка……………………………………………………. 5

1.3 Виды техники нетрадиционного рисования……………………………. 6

2. Содержательный раздел

2.1 Календарно - тематический план……………………………………….  8

2.2 Перспективный план работы кружка…………………………………...11

3. Организационный раздел

3.1 Организация кружковой деятельности…………………………………21

3.2 Список использованной литературы……………………………………22

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

      Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.

      Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Нетрадиционная техника рисования даёт ребенку возможность увидеть мир «по-новому».

      Развивать творчество детей можно различными способами, в том числе используя различные материалы и технику. Эти материалы настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное – они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха; особую радость доставляет детям видеть результат.

 Актуальность.                                                                                                              Творчество – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало.  В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

     В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

    Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.                          

     

1.2 Цели и задачи кружка

Цель: Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей, помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом. Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

 Основные задачи:

   Развивающие:

     - развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

 - развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Образовательные:

- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;

- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;

- формировать умение оценивать созданные изображения.

     

1.3 Виды и техники нетрадиционного рисования.

В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими видами и техниками рисования:

  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • печать по трафарету;
  • монотипия;
  • кляксография;
  • оттиск поролоном;
  • восковые мелки и акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошек;
  • волшебные веревочки;
  • тычок жесткой кистью;
  • «Граттаж»
  • точечный рисунок;
  • ниткография;
  • рисунок на мокрой бумаге;
  • рисование ватными палочками;
  • набрызг

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Структура занятий:

Мотивация детей

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры - путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. - Пальчиковая гимнастика

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с

использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий

использовать инструменты.

Художественно-изобразительная деятельность

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения

помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально - образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы.

Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн - творчестве.

Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые сказочные персонажи - которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся

проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.

2. Содержательный раздел

2.1 Календарно – тематический план

Месяц

Тема

Нетрадиционные техники

Количество занятий

Сентябрь

Краски осени

-рисунок на мокрой бумаге

-точечный рисунок

-рисование мятой бумагой

-свеча и акварель

4

Октябрь

Осенние деревья

-кляксография с трубочкой

-свеча и акварель

-тычок жесткой полусухой    кистью

Рисунки ладошками

4

Ноябрь

Осенний пейзаж

-монотипия

-отпечатки листьев

-оттиск поролоном

-рисование ватными палочками

4

Декабрь

Мир фантазий

-кляксография

-рисование мыльными пузырями

-рисование мятой бумагой

-ниткография

4

Январь

Зимние узоры

-набрызг

-восковые мелки и акварель

-ниткография

-тычок жесткой полусухой кистью

4

Февраль

Снежная вьюга

-рисунок на мокрой бумаге

- тычок жесткой полусухой кистью

-граттаж

-рисование мыльными пузырями

4

Март

Весенняя капель

-печать по трафарету

-кляксография

-оттиск печатками

-восковые мелки и акварель

4

Апрель

Космические фантазии

-гроттаж

-восковые мелки и акварель

-монотопия

-точечный рисунок

4

Май

День победы

-рисование по мокрому

-восковые мелки и акварель

-тычок жесткой полусухой кистью

-по выбору детей

4

                                                                     Общее количество занятий: 36

2.2 Перспективный план работы кружка «Умелые ладошки»

Сентябрь

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

«Краски осени»

Рисунок на мокрой бумаге

Продолжать формировать желание творить. Закреплять интерес к изобразительной деятельности. Учить

раскрашивать свой рисунок, используя палитру. Учить смешивать цвета, получая новые оттенки зелёного и синего цвета. Развивать чувство композиции и        

цветовое восприятие. Воспитывать интерес к творчеству, аккуратность и

старательность.

2

«Букет цветов»

Точечный рисунок

Продолжать закреплять интерес к изобразительной деятельности. Формировать желание творить. Совершенствовать умение рисовать животных. Закреплять умение

соблюдать пропорции. Развивать самостоятельное творчество детей, чувство композиции, мелкую моторику рук. Воспитывать внимательность, аккуратность и старательность.

3

«Лесные звери»

Рисование мятой бумагой

Продолжать закреплять интерес к изобразительной деятельности. Формировать желание творить. Совершенствовать умение рисовать животных.  Закреплять умение

соблюдать пропорции. Развивать самостоятельное творчество детей, чувство композиции, мелкую моторику рук. Воспитывать внимательность,

аккуратность и старательность.

4

«Паутинка»

Свеча и акварель

Продолжать совершенствовать у детей

технику рисования Свеча + акварель. Развивать

зрительную память, чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Развивать творческие способности,

воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природе и творчеству.

Октябрь

1

«Осеннее дерево»

Кляксография с трубочкой

Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение.

2

«Моя планета»

Восковые мелки и акварель

Продолжать формировать желание творить.

Закреплять интерес к изобразительной

деятельности. Учить раскрашивать свой рисунок, используя палитру. Учить

смешивать цвета, получая новые оттенки зелёного и синего цвета. Развивать

чувство композиции и цветовое восприятие. Воспитывать интерес к

творчеству, аккуратность и

старательность.

3

«Рябина за окном»

Тычок жесткой полусухой кистью

Продолжать закреплять интерес к

изобразительной деятельности.

Формировать желание творить.

Совершенствовать умение рисовать

Дерево.

Продолжать учить использовать

нетрадиционную технику рисования –

тычок жёсткой полусухой кистью в

рисунке.

Закреплять умение соблюдать

пропорции. Развивать самостоятельное

творчество детей, чувство композиции,

мелкую моторику рук. Воспитывать

внимательность, аккуратность и

старательность

4

«Грибочки в кузовочке»

Рисунок ладошками

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.

Ноябрь

1

«Перелетные птицы»

Монотопия

Продолжать знакомить с особенностями

изобразительной деятельности.

Совершенствовать умение правильно держать кисть, набирать краску.

Развивать способность самостоятельно

проектировать и планировать свою работу. Развивать чувство композиции,

зрительную память. Воспитывать любовь

к творчеству. Воспитывать аккуратность.

2

«Деревья»

Отпечатки листьев

Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

3

«Непогода за окном»

Оттиск поролоном

Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.

4

«Падает снег»

Рисование ватными палочками

Совершенствовать умения в художественных техниках рисование ватными палочками. Закрепить умение составлять простые узоры.

Декабрь

1

«Узоры на стекле»

Кляксография

Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги.

2

«Портрет для мамы»

Рисование мыльными пузырями

Закреплять у детей знания о жанре живописи – портрете. Продолжать учить

рисовать голову в форме овала, глаза, рот, нос, соблюдая пропорции. Учить

рисовать портрет мамы, сохраняя её индивидуальность (цвет глаз, волос). Развивать чувство композиции, цветовое

восприятие, мелкую моторику рук, зрительную память. Продолжать

воспитывать эмоциональную

отзывчивость на явления окружающей жизни. Воспитывать желание сделать приятное близкому человеку – маме.

3

«Пейзаж»

Рисование мятой бумагой

Продолжать формировать знания о жанре живописи – пейзаже. Развивать чувство

композиции, мелкую моторику рук.

Воспитывать любовь к природе.

4

«Дед мороз»

Ниткография

Научить новому приему оформления изображения: выкладывание из разноцветных ниток изображение деда мороза.

Январь

1

«Сказочная жар – птица»

Набрызг

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для изображения снежинок, звёзд, деревьев нетрадиционными способами рисования. Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.

2

«Морозные узоры на окне»

Восковые мелки и акварель

Продолжать совершенствовать у детей

технику рисования восковые мелки + акварель. Учить рисовать окно с

морозными узорами на стекле. Развивать

зрительную память, чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Развивать творческие способности,

воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природе и творчеству.

3

«Катание по льду»

Ниткография

Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении.

4

«Снегири на дереве»

Тычок жесткой полусухой кистью

Продолжать закреплять интерес к изобразительной деятельности. Формировать желание творить.

Совершенствовать умение рисовать дерево. Учить рисовать снегирей.

Продолжать учить использовать

нетрадиционную технику рисования – тычок жёсткой полусухой кистью в

рисунке (снег на деревьях и земле). Закреплять умение соблюдать пропорции. Развивать самостоятельное

творчество детей, чувство композиции, мелкую моторику рук. Воспитывать

внимательность, аккуратность и старательность.

Февраль

1

«Снежная авьюга»

Рисунок на мокрой бумаге

Закреплять интерес к изобразительной

деятельности. Продолжать знакомить детей со

стилистикой изображений.

Развивать умение

декорировать изображение, творческие способности, эстетическое восприятие.

2

Узор на тарелочке – городецкая роспись «Посуда» 

Тычок полусухой жесткой кистью

Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь.

3

«Зимний лес»

Граттаж

Познакомить с основными приемами выполнения техники граттаж; изучить технологию рисунка в технике граттаж.

4

«Снег кружиться и ложиться»

Рисование мыльными пузырями

Продолжать совершенствовать у детей

технику рисования мыльными пузырями. Учить рисовать вьюгу. Развивать

зрительную память, чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Развивать творческие способности,

воображение, фантазию. Воспитывать

любовь к природе и творчеству.

Март

1

«Открытка для мамы»

Печать по трафарету

Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.

2

«Весенняя капель»

Кляксография

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для изображения деревьев нетрадиционными способами рисования; развивать творческие способности детей.

3

«Поспешим на помощь весне»

Оттиск печатками

Совершенствовать умения и навыки детей в технике оттиск печатками (картофель, пробки); развивать воображение, чувство композиции, ритма; воспитывать эстетическое отношение к природе.


4

«Природа ожила»

Восковые мелки и акварель

Продолжать устанавливать интерес к изобразительной деятельности. Закреплять знания у детей материалов

(восковые мелки, акварель, бумага) и инструментов (кисть №3). Рассмотреть с

детьми репродукцию картины на весеннюю тему. Учить рисовать весеннюю природу, соблюдая пропорции и цветовую гамму. Продолжать учить

пользоваться палитрой. Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук,

чувство композиции. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на

весеннее пробуждение природы.

Апрель

1

«Подводное царство»

Граттаж

Продолжать знакомить с

нетрадиционной техникой рисования – граттажем. Рассмотреть

иллюстрации с изображением подводного мира. Рассмотреть

изображение сказочных существ - русалок. Учить натирать восковой

свечой картон, равномерным слоем. Совершенствовать умение закрашивать

тушью картон. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к

нетрадиционным техникам рисования.

2

«Космические фантазии»

Восковые мелки и акварель

Продолжать совершенствовать у детей

технику рисования восковые мелки + акварель. Учить рисовать звезды ракеты. Развивать зрительную память, чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Развивать творческие способности,

воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природе и творчеству.

3

«Бабачка»

Монотопия

Познакомить детей с нетрадиционной

техникой рисования – монотипией. Учить рисовать 2 крыла бабочки на

одной стороне листа, после чего сложить лист пополам и сделать отпечаток двух

других крыльев. Учить дорисовывать узоры на крыльях бабочки. Развивать у

детей чуткость к восприятию красоты природы. Развивать цветовое восприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук. Воспитывать

любовь к прекрасному, аккуратность и старательность.

4

«Белая черемуха»

Точечный рисунок

Продолжать формировать желание творить. Продолжать знакомить с

особенностями изобразительной

деятельности. Учить рисовать черёмуху,

соблюдая пропорции, кончиком кисти.

Развивать чувство композиции, цветовое

восприятие и мелкую моторику рук.

Воспитывать любовь к творчеству.

Май

1

«Букет сирени»

Рисунок на мокрой бумаге

Развивать стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, развивать цветовое восприятие

2

«Праздничный салют»

Восковые мелки и акварель

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки.

3

«Лето наступило»

Тычок жесткой полусухой кистью

Продолжать закреплять интерес к изобразительной деятельности.

Совершенствовать у детей умение

рисовать в технике тычок жёсткой полусухой кистью. Учить рисовать природу. Закреплять умение пользоваться палитрой.

Развивать творческие способности, мелкую

моторику рук, чувство композиции.

Воспитывать любовь к природе,

аккуратность и старательность.

4

«По замыслу»

По выбору детей

Продолжать формировать желание творить. Закреплять умение использовать в своих работах нетрадиционные техники рисования.

Развивать способность самостоятельно

проектировать и планировать свою работу. Развивать чувство композиции,

зрительную память. Развивать умение

пользоваться палитрой. Развивать чувство цвета. Развивать фантазию,

воображение, мелкую моторику рук.

Воспитывать эмоциональный отклик на своё творчество. Воспитывать аккуратность и старательность.

3.Организационный раздел

3.1 Организация кружковой деятельности

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Работа кружка «Умелые ладошки» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.

Условия реализации программы

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

- акварельные краски, гуашь;

- простые карандаши, ластик;

- печатки из различных материалов;

- наборы разнофактурной бумаги;

- восковые и масляные мелки, свеча;

- ватные палочки;

- поролоновые печатки, губки;

- коктейльные трубочки;

- палочки или старые стержни для процарапывания;

- матерчатые салфетки;

- стаканы для воды;

- подставки под кисти; кисти.

- место для выставки детских работ

- демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий

- различные игрушки

- наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.

3.2 Список использованной литературы

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва.2007.

  1. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
  2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб. КАРО,2010.
  3. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Разноцветные ладошки" для детей 2-3 лет

Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, - ответят многие родители и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"...

Рабочая программа "Веселые ладошки" 2017-2018

Рабочая программа "Веселые ладошки" 2017-2018...

Рабочая программа "Веселые ладошки" 2018-2019

Рабочая программа "Веселые ладошки" 2018-2019...

Рабочая программа " Весёлые ладошки" ( развитие мелкой моторики)

Рабочая программа " Весёлые ладошки" ( развитие мелкой моторики)...

Рабочая программа "Цветные ладошки" на 2020 - 2021 уч. год

Рабочая программа в средней группе  "Цветные ладошки" на 2020 - 2021 уч. год...