Педагогические чтения
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование проектной деятельности в ДОУ»
В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленная на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.
Современный дошкольник познает мир однобоко посредством просмотра телевизионных передач и компьютерных игр, тем самым заменяя живое общение со сверстниками и взрослыми.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении.
Работая над проектам, я ставлю такие цели, развивать у каждого ребёнка:
- творческое начало, воображение, изобретательность;
- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
- способность ставить проблемы и находить их решение.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по решению проблемы.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы.
В ходе работы над проектом важно помнить о правилах успешности: в команде нет лидеров, все члены команды равны, дети должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
Результатом работы над проектом является событийное мероприятие.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?»
Более подробно, хочу рассказать о тех проектах, которые были проведены в моей группе.
Успешно реализован познавательно-творческий проект «Книга – наш друг».
Главная его идея и ценность состояла в воспитании у детей любви к книге, желания узнавать из книг что-то новое, развивать интерес к книге, как к произведению искусства.
Вид проекта: познавательно - творческий.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, библиотекари, музыкальный работник.
Актуальность проекта: В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Книга постепенно уходит на второй план На смену книгам всё чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Вот почему так важно прививать детям - любовь к книге - начиная с дошкольного возраста.
Проблема:
Снижение интереса к книгам детей и родителей.
Цель проекта:
Повысить интерес детей к книге.
Задачи проекта:
Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний.
Воспитывать интерес к книге и бережное отношение к ним.
Вызывать положительные эмоции при чтении книг.
Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Предполагаемый результат:
Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
Повышение уровня развития речи детей.
Активное участие родителей в жизни детского сада.
Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.
Возрождение чтения в кругу семьи.
Этапы работы над проектом:
1 этап: организационный:
Определение темы проекта.
Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
Составление плана схемы проекта.
Подбор дидактического и методического оснащения проекта.
2 этап: практический:
Экскурсии;
Тематические беседы: «Зачем нужны книги ? »; «Из чего состоит книга ?».
НОД: «В гостях у сказки»; «Какие бывают книги ?»; «Где живут книги?» и др.
Чтение художественной литературы: «Домовёнок Кузя»; «Друг детсва» и др.
Чтение русских народных сказок: «Заяц хваста»; «Хаврошечка» и др.
Художественно – продуктивная деятельность:
лепка: «Мой любимый сказочный герой»;
рисование: «Мои любимые книжные герои»;
аппликация: «Обложка для моей книги» и др.
Театрализованная деятельность: игра – драматизация «Репка», «Теремок».
Дидактические игры: «Собери сказку»; «Из какой сказки герой» и др.
Сюжетно – ролевые игры: «Книжный магазин» .»Библиотека»
Оформление выставки : «Книжки - великаны»; «Книжки - малышки».
Взаимодействие с родителями:
Консультация: «Как научить ребёнка любить книги»; «Читаем ребёнку вслух».
Проведение анкетирования на тему: «Место книги в вашей семье».
Подбор материала и оформление уголка: «Книга – наш друг».
3 этап: заключительный:
В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, анализируется результаты.
Продукты проектной деятельности:
Выставка детских рисунков «Узнай сказку».
Оформление уголка для родителей.
Презентация проекта.
Знания, которые дети получили в ходе проекта, необычайно всколыхнули интерес детей к книгам. Дети заинтересовались книгой, полюбили проводить время в ее обществе. Книга и вправду стала ребятам настоящим другом и наставником. А это значит, что цель проекта была достигнута.
Особенно значимым для приобщения детей к историческому прошлому русского народа и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, стал педагогический проект, посвященный Великой Отечественной войне: «Как хорошо жить без войны»
Вид, тип проекта: краткосрочный, творческий (1месяц)
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Цель: воспитывать чувство патриотизма, сострадания, гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне.
Продукты проектной деятельности:
- выставка рисунков «Славный день Победы»;
- конкурс чтецов;
- презентация «Нам дороги эти позабыть нельзя».
А в заключении проекта прошел праздник « Как хорошо – жить без войны».
Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к истории нашего народа. Ребята узнали много нового о Великой Отечественной войне.
И еще об одном, не менее важном проекте, хотелось бы рассказать.
……Что самое важное для ребенка?
……Что самое ценное и значимое? Ну конечно мама. Начало всех начал! Дающая жизнь! Мудрая, добрая, любящая!
«Моя мама - самая лучшая» - так, по инициативе детей, был назван познавательно-творческий проект ко Дню Матери.
Вид, тип проекта: краткосрочный, познавательно - творческий (1 месяц)
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный работник.
Цель проекта: Сформировать осознанное понимание значимости мамы в жизни детей.
Продукты проектной деятельности:
- выставка детских работ «Портрет моей мамы»;
- выставка «Мамины руки»;
- стенгазета «Наши мамы лучшие на свете»;
А в заключении проекта прошёл праздник «Моя мама – самая лучшая».
На протяжении этих недель у всех участников проекта сохранялось радостное праздничное настроение, проект дал большой толчок для развития детского творчества и воображения, где родители и дети, прониклись атмосферой доброжелательности .
Проанализировав свой опыт по реализации проектной модели, можно с уверенностью заключить, что данный вид деятельности наиболее приемлем в работе, так как дает возможность более тесному взаимодействию с семьями, вовлечению их в воспитательно-образовательную деятельность в детском саду.
В развитии детей моей группы наблюдается положительная динамика:
- возрос уровень развития мышления, воображения, творческих способностей;
- коммуникативных навыков;
- повысилась самооценка и статус некоторых детей в детском коллективе;
- появились навыки организационной деятельности (дети стали согласовывать свою работу со сверстниками и родителями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов и родителей - важное условие социально-нравственного воспитания и развития детей. Педагогическая поддержка семьи как условие гуманизации пространства детства. Материалы районных педагогических чтений, Омутнинск, 2008г.
Статья раскрывает опыт работы педагогов детского сада по работе с семьей....
Наш образ жизни. Материал к Педагогическим чтениям. Омутнинск, 2008г.
Размышления о воспитании детей в семье Никитиных и работа ДОУ с неорганизованными детьми....
«Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызовы, задачи, перспективные решения»
Областная научно – практическая конференция педагогических работников «Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызов...
Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»
Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....
Педагогическое чтение в рамках августовской педагогической конференции "Управление качеством образования опыт и перспектива"
quot;Театральная деятельность в развитии речи дошкольников"...
"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение«Детский сад № 5 г.Выборга» «Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей...
Педагогические чтения как форма работы с педагогическим коллективом
Прямой целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства отдельного педагога и всего педагогического коллектива. Педагогические чтения организуются и проводятся с целью повышен...