Картотека дидактических игр по социально-нравственному воспитанию
картотека (средняя группа)

Представлена картотека дидактических игр, с помощью которой возможно реализовать социально-нравственное воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                       

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПО СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

Средняя группа

«Научи послушанию»

Цель: развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить избегать опасных ситуаций, быть осмотрительным, внимательным; воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе; знакомить с взаимоотношениями взрослых и детей.

         Ход: Вы будете спасателями и защитниками сказочных героев. Во многих сказках герои были непослушными. И поэтому попали в сложную ситуацию.

 Выберите картинку (книжку) со сказочным героем. Помогите ему предотвратить опасность, которая его подстерегает в сказке.

 Воспитатель предлагает иллюстрации или книжки, где непослушание привело к беде:«Красная Шапочка»; «Волк и семеро козлят»; «Заинькина избушка»; «Гуси-лебеди»; «Курочка ряба»; «Колобок»; «Три поросёнка»; «Буратино»; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; «Два жадных медвежонка» и другие знакомые сказки.

Ребёнок должен указать на ошибку героя и то, как он должен будет поступить правильно. Ребёнок должен рассказать о новом варианте развития сюжета «исправленной» сказки.

«Можно - нельзя»

Цель: уточнить и закрепить правила поведения в общественных местах; воспитывать уважение к людям, умеющим вести правильно в общественных местах, вызвать желание подражать им. Учить быть осмотрительным, внимательным; воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе.

         Ход: Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением общественных мест (транспорт, театр, музей, улица, праздник на городской площади, поликлиника, магазин, подъезд дома) . Воспитатель спрашивает что нужно делать, например, в театре: внимательно слушать и смотреть, выключить мобильные телефон, хлопать в ладоши., что нельзя: громко говорить, показывать пальцем, бегать, хлопать дверью (и т. д., также в зависимости от ситуации) .

Вкусные конфеты

Одному из детей дают кулек с воображаемыми конфетами. Ребенок обходит по кругу всех детей. Ребята угощаются воображаемыми конфетами и мимикой выражают удовольствие от «съеденной конфеты».

«Объясни зачем? »

         Цель: упражнять детей в правильном подборе слов, учить понимать причинно – следственные связи между явлениями; закрепить умение строить сложноподчинённые предложения, развивать связную речь; развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации;  воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе.

Ход: Я скажу вам несколько слов предложения, а вы должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение.

 Например: «Я надела тёплую шубу, чтобы… ».

 Дети дополняют:

 - чтобы было тепло и т.д.

Воспитатель подготавливает заранее ряд предложений по необходимой теме «Поведение в транспорте, магазине, на улице, в аптеке, в парке… »;

 по закрепляемой ситуации, например, «Дети, делают зарядку, чтобы… »,

 «Сын помогает маме нести сумку, чтобы… », «Мальчик вытер подошву обуви о коврик, чтобы… ».

«Как можно? »

 Цель: упражнять детей в правильном подборе слов, учить подбирать нужные слова; развивать связную речь; развивать у детей умение избегать опасных ситуаций, быть предупредительным, внимательным;

Ход: Мы будем играть с вами в игру в которой я буду спрашивать, а вы отвечать. Кто больше вспомнит слов, тот и выиграет, получит фишку за каждое точное и правильное слово.

 - Как можно играть? (весело, интересно, скучно, дружно, увлечённо, с приключениями).

 - Как можно плакать? (громко, тихо, жалобно, горько, долго).

 - Как можно мыть посуду? (хорошо, плохо, чисто, быстро, медленно, тщательно, старательно).

 - Как можно пахнуть? (приятно, аппетитно,  прекрасно, восхитительно, замечательно, нежно, противно, резко, неприятно, ароматно).

 - Как можно быть одетым? (аккуратно, модно, красиво, небрежно, по сезону. по погоде, плохо, хорошо, тепло, легко).

 - Как можно смотреть? (ласково, заботливо, участливо, внимательно, зло, невнимательно, весело, грустно, грозно, гневно, хитро) .

«Что сначала, что потом».

         Цель: закреплять знания детей о возрастных изменениях людей разного пола; развивать связную речь, внимание; воспитывать гендерную принадлежность.

 Игровой материал: 2 набора карточек. 1-й набор: карточки с избражением девочки, внешний вид которой изменяется с возрастом (девочка-младенец, девочка-дошкольник, девушка, женшина, бабушка).

2-й набор - карточки с изображением мальчиков, внешний вид которых изменяется с возрастом (младенец, дошкольник, юноша, мужчина, дедушка).  

Ход: Воспитатель раскладывает карточки на столе. К столу приглашает сначала девочек и предлагает им выбрать и разложить в правильной последовательности карточки с изображением девочек, изменяющимся с возрастом. Затем то же задание выполняют мальчики, а правильность выполнения контролируют девочки.

Назови себя

Ребенку предлагают представиться, назвав свое имя так, как ему больше нравится: как его называют дома, или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Позови ласково

Ребенку предлагают передать игрушку любому сверстнику по желанию, ласково назвав его по имени.

Волшебный стул

Один ребенок садится в центре на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые ласковые слова, комплименты. Можно погладить, обнять сидящего.

Минутка вхождения в день

Дети встают в круг. Воспитатель произносит следующие слова:

Что за чудо-чудеса:

раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

вот ладошка левая.

                     И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить!

Возьмите за руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелаем доброго дня

Дети садятся в круг. Обращаясь друг к другу по имени, они желают доброго утра, доброго дня. Можно при этом передавать игрушку.

Давайте поздороваемся

Участники игры должны приветствовать друг друга только с помощью жестов. С каждым следующим партнером надо поздороваться новым способом. После завершения упражнения спросить, какое приветствие особенно запомнилось и почему.

Солнышко

Дети ходят по кругу под спокойную музыку. У всех в руках «лучики тепла» (какой-либо предмет). Воспитатель замечает:

– Посмотрите, что-то наш Андрей совсем замерз! Надо его отогреть!

«Замерзшего» сажают в центр круга на стул. Каждый ребенок дает свой «лучик» и говорит, что ему нравится в «замерзшем». Тот, кого «согревают», благодарит, говорит: «Спасибо».

Разбуди ласково

Один ребенок «превращается» в кошечку и «засыпает» – ложится на коврик в центре группы. Воспитатель просит по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (словами, прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

Звериное пианино

Дети садятся на корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает «клавишам» их голоса (кошки, собаки и др.). Далее «пианист» то быстро, то медленно дотрагивается до головок детей – «нажимает на клавиши». «Клавишам» нужно звучать голосами соответствующих животных.

Помоги другу

Дети делятся на пары. На полу между двумя стульями расположены крупные игрушки. Одному ребенку из пары завязывают глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.

Давайте поздороваемся

Участники игры должны приветствовать друг друга только с помощью жестов. С каждым следующим партнером надо поздороваться новым способом. После завершения упражнения спросить, какое приветствие особенно запомнилось и почему.

Жизнь в лесу

Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя, говорит:

– Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо как-то общаться, поэтому мы придумаем свой язык. Когда мы хотим поздороваться, мы киваем головой. Когда хотим что-то спросить, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого. Когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому. Когда хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове.

Воспитатель сопровождает объяснение показом движений, затем предлагает начать игру:

– Готовы? Тогда – начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…

Дальнейший ход игры разворачивается произвольно, взрослый следит за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по социально-нравственному воспитанию" Что сначала, что потом"

Данная игра позволяет закрепить знания детей о возрастных изменениях людей разного пола, развивать связную речь, внимание; воспитывать гендернукю принадлежность....

Перспективный план по теме:«Дидактические игры в социально-нравственном воспитании детей среднего возраста».

В плане систематизированы дидактические игры и упражнения для социально-нравственного воспитания детей среднего возраста....

"Дидактические игры в социально-нравственном воспитании детей среднего возраста"

Опыт работы по теме Опыт работы по теме ""Дидактические игры в социально-нравственном воспитании детей среднего возраста" поможет педагогу  научить детей среднего возраста совместной игре, д...

"Дидактические игры в социально-нравственном воспитании детей среднего возраста"

Опыт работы по теме Опыт работы по теме ""Дидактические игры в социально-нравственном воспитании детей среднего возраста" поможет педагогу  научить детей среднего возраста совместной игре, д...

Картотека дидактических игр по социально-нравственному воспитанию

Картотека дидактических игрпо социально-нравственному воспитанию...

картотека дидактических игр по социально - нравственному воспитанию детей.

картотека дидактических игр по социально - нравственному воспитанию детей....