"Воображение как составляющая развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста"
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_1_2.docx | 98.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Воображение как составляющая развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста»
Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.
Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить, как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима используют термин "фантазия", который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин "воображение", обозначающий только процессуальную сторону данного явления.
Воображение отличается от восприятия двумя особенностями:
источником возникающих образов служит не внешний мир, а память;
оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии.
Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.
Воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребенка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность. Развитие воображения у ребенка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может проходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.
Возможность создавать что-либо новое, необычайное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка. Период с дошкольного возраста до двенадцати лет ученые называют наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.
В первой половине дошкольного детства преобладает воспроизводящее воображение, которое заключается в отображении описанных в стихах, сказках, рассказах взрослого образов их особенности зависят от опыта ребенка, накопленного в ее памяти материала, понимание того, что он слышит от взрослых, видит на картинках Из-за неопытности ребенка, низкий уровень понимания, образы его воображения часто далеки от реальности, в них сочетается реальное и сказочное, фантастическое.
Дошкольные годы являются периодом начала развития творческого воображения Первые элементы его наблюдаются уже тогда, когда ребенок способен воспроизвести услышанное, дополнить образ героя сказки новыми чертами, придумать новые события. При рисовании элементы творческого воображения проявляются в комбинировании рисунка, использовании цветов. Еще больше творческих компонентов можно наблюдать в ролевых играх детей Чем старше становится ребенок, тем больше он может дополнять предметы, которых не хватает, мнимыми, мысленно превращать реальные условия, в которых происходят действия.
По своей сути творческое воображение является особой интеллектуальной деятельностью, направленной на преобразование окружающего мира Опорой для создания образа с ее использованием служит не только реальный предмет, но и в выражены в слове представление Это обусловливает активное развитие словесных форм воображения, связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок создает в воображении сказки, истории вне конкретной ситуацией, переживая чувство свободы, независимости от нее, видеть ее глазами разных людей, животных, предметов.
Возникновение творческого воображения не только является важным показателем развития познавательной сферы ребенка, но и тесно связано с формированием его личности в целом .Развитие непроизвольного воображения, произвольной, воспроизведенной , творческой - весомый фактор успешного формирования личности.
Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Дошкольник, например, придумывает себе друга - маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения. Нередко и дети более младшего возраста рассказывают о вымышленных, не вполне реалистических событиях в своей жизни, утверждая, что им купили собаку, подарили котенка, отпустили одних в магазин и пр.
Причина подобных фантазий кроется в личностных проблемах, которые есть у ребенка. Поэтому их появление - серьезный повод для взрослого задуматься: какие потребности малыша не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.
Фантазирование пронизывает всю жизнь малыша. В раннем детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом опыте. У детей 3-4 лет, а часто и в более старшем возрасте воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Фантазирование в этом случае есть не что иное, как воспоминание о прошлых событиях. Так, сюжеты детских сказок описывают реальные ситуации из жизни ребенка.
В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны.
Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например ребенок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными.
Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте.
Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом.
Но до пяти лет дети не могут фантазировать и не действовать при этом – каждая их фантазия воплощается в игру или рассказ. И только в старшем дошкольном возрасте дети начинают создавать объекты мышления у себя в сознании.
Очень важно поддерживать развитие воображения у дошкольников, помогать им фантазировать, например, в процессе чтения сказок и игры. Они дают необходимую базу для формирования воображения, учат принимать решения и нести ответственность за него.
Здесь необходим контроль за играми и воображаемыми сюжетами, поскольку детям тяжело отделять воображаемое от действительного. И главная задача родителей – различать фантазию от детской шалости и глупости, которая несет в себе негатив и вред, и будьте готовы к проявлению детской агрессивности. А также следует помогать создавать позитивные объекты воображения, которые помогут настроить ребенка на позитивные вещи, а также помогут решить ту или иную проблему.
Вот несколько вариантов игр и упражнений, использованных мною при работе со старшими дошкольниками.
1. На что похожи наши ладошки
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать "Что это может быть?" (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
2. Три краски
Цель: развитие художественного восприятия и воображения.
Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?
3. Неоконченный рисунок
Цель: развитие творческого воображения.
Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
4. Волшебные картинки
Цель: развивать умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Детям раздаются листы бумаги. На каждом листе схематическое изображение некоторых деталей объектов, разных линий или геометрические фигуры.
Каждое изображение расположено на листе так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски.
Каждую фигурку, линию изображенную на листе бумаги, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке (линии) все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам (в младшем дошкольном возрасте воспитатель дает только бесцветный контур геометрической фигуры, а в старшем – наклеенные из цветной бумаги геометрические фигуры).
Пририсуй к фигурке все, что угодно
5. Комбинирование
Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.
6. Кляксография
Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия
Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.
На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.
7. Превращение клякс
(техника раздувания капель краски с помощью коктельной трубочки)
Цель: развитие воображения, дыхания.
На лист бумаги капнуть несколько капель краски одного цвета или разных цветов. С помощью коктельной трубочки раздуть капли в разные стороны. На что похожи кляксы? Дорисовать полученные изображения. Придумать название рисунка.
8. На что похож круг
Цель: развитие креативности
Ребенку дается лист бумаги с изображением контура кругов (от 3 до 10) в зависимости от возраста ребенка. Нужно дорисовать круги, не повторяя изображения. Чем разнообразнее изображения, тем выше уровень креативности
9. Дорисуй лица клоунов
Дорисуй так, чтобы первый клоун выглядел сердитым, второй - грустным, а третий - весёлым.
Дорисуй лица клоунов
10. Чудесный лес
Цель: развивать воображение, создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.
Для задания можно использовать материал на другие темы: "Чудесное море", "Чудесная поляна", "Чудесный парк" и другие.
11. Превращение клякс
(техника раздувания капель краски с помощью коктельной трубочки).
Цель: развитие воображения, дыхания.
На лист бумаги капнуть несколько капель краски одного цвета или разных цветов. С помощью коктельной трубочки раздуть капли в разные стороны. На что похожи кляксы? Дорисовать полученные изображения. Придумать название рисунка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние экспериментально-поисковой деятельности на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста" (статья)
В статье раскрывается значение экспериментально-поисковой деятельности на формирование познавательной сферы детей. Дети по своей природе являются исследователями. Через исследования они по...
Консультация для родителей: "Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста путем дифференцированного подхода в обучении.
Доклад из опыта работыРазвитие познавательной сферы детей дошкольного возраста путем дифференцированного подхода в обучении....
Театральная деятельность ребенка как фактор развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
В данной статье приводится анализ динамики развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста в исследованиях психологов. Акцентируется внимание на сложностях развития эмоциональной сферы и кин...
"Воображение как составляющая развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста"
Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. ...
Диагностические методики познавательной сферы ребенка дошкольного возраста
В материале содержится список методик, используемых для диагностики познавательной сферы дошкольников, с указанием автора и цели методики....
«Воображение как составляющая развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Воображение как составляющая развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста» ...