Досуг для подготовительной группы по знакомству с русской народной культурой "Веселая ярмарка"
методическая разработка (подготовительная группа)
Мероприятие направлено на расширение знаний детей о русских народных промыслах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug_veselaya_yarmorka.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Досуг для детей подготовительной группы по знакомству с русской народной культурой.
Тема: «Веселая ярмарка»
Цель: обобщить знания детей о народных промыслах; закрепить название гжельской, городецкой, каргопольской, филимоновской, дымковской и хохломской росписи; продолжать знакомство детей с особенностями разных росписей, угадывать название промысла по характерным признакам и узорам; находить сходства и отличия между дымковскими и филимоновскими игрушками, хохломской и гжельской посудой. Развивать творческую активность, интерес к руссой культуре. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.
Оборудование: игрушки филимоновские, дымковские, каргопольские, семеновские матрешки, хохломская, гжельская посуда, жостовские подносы, павло – посадкие платки. Дидактические игры «Назови узор», «Угадай, чей костюм», «Узнай по силуэту».
Дети, кто знает, что такое русские народные промыслы? (это изготовление вручную предметов быта и украшение их росписями, орнаментами, которые отображают в себе исторические, духовные и культурные традиции русского народа).
К нам сегодня пожаловали гостьи (под русскую народную мелодию заходят две девочки в костюмах, украшенных фрагментами хохломской и гжельской росписей).
Здравствуйте, девочки! Кто вы? Вы, наверно, из сказки к нам пожаловали?
Первая гостья читает стихотворение:
- Роспись хохломская
- Словно колдовская,
- В сказочную песню просится сама.
- И нигде на свете
- Нет таких соцветий –
- Всех чудес чудесней наша хохлома!
Ребята, так это сама сказочная Хохлома к нам в гости пожаловала! Милости просим! Дети, а из чего делают хохломскую посуду? (из дерева). А почему ее называют «золотая хохлома»? (много золотого цвета).
Вторая гостья читает стихотворение:
- Синие птицы по синему небу,
- Море цветов голубых.
- Кувшины и кружки – быль или небыль?
- Изделия рук золотых!
- Синяя сказка – глазам загляденье,
- Словно весною капель
- Ласка, забота, тепло и терпенье –
- Русская звонкая Гжель!
А эта гостья – прекрасная Гжель к нам пожаловала! Милости просим! Дети, из чего делают гжельскую посуду? (из глины). Какого цвета гжельская посуда? (сама посуда белая, а на белом фоне сказочные сине – голубые птицы, цветы).
- Посмотрите – это Гжель
- Не из дальних земель.
- Край фарфорового чуда,
- А вокруг него леса,
- Синеглазая посуда –
- Вазы, чайники и блюда
- Как река, как небеса.
Гжельские мастера использовали в своей росписи только синий цвет и его оттенки – от сине – голубого до темно – синего и даже сине – фиолетового. Еще гжельскую посуду называют «бело – синее чудо». Наши гостьи приглашают нас попутешествовать с ними, но для этого нам неоходимо отгадать кроссворд
1 рябина
2 самовар
3 малина
4 ложка
5 матрешка
6 бублик
7 печка
Загадки для кроссворда
1.Весной зеленела, 2.Никогда не ест
Летом загорела, А только пьет
Осенью надела А как зашумит –
Красные кораллы (рябина) Всех приманит (самовар).
3.Красненькая матрешка, 4.Сама не ем,
Беленько сердечко (малина). А людей кормлю (ложка).
5.Рядом разные подружки, 6.Маленькое, сдобное
Но похожи друг на дружку. Колечкосъедобное.
Все они сидят друг в дружке, Я одна тебя не съем,
А всего одна игрушка (матрешка). Разделю ребятам всем (бублик).
7.Летом спит,
Зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают, глотает (печка).
Дети отгадывают загадки и по вертикали читают слово ярмарка (кроссворд на интерактивной доске). Сейчас мы с вами и отправимся на ярмарку. В прежние времена ярмаркой называли место, куда люди привозили изделия, сделанные своими руками и продавали их.
Дети подходят к стене, украшенной павло – посадскими платками, вдоль стены стоят столы, на которых разложены изделия народных промыслов.
Разноцветные платки,
Набивные шали
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали!
Научились мастера
Павлова Посада
Рисовать узор из трав, леса, луга, сада.
Посмотрите, как много разных игрушек, посуды на нашей ярмарке! Давайте расскажем нашим гостям, что мы знаем о народных промыслах. Нам нужно разделиться на две команды Одна команда будет называться «желтые», а другая – «синие». Начинаем наш конкурс.
1-задание: О каком городе идет речь?
- Этот старинный город расположен в Нижегородской области на реке Волга. Дома в этом городе украшают богатой резьбой, делают в этом городе игрушки из дерева и глины. Самая красивая игрушка – вороной конь. (Городец)
- В этом селе делают деревянные матрешки, яркие, расписные игрушки – тарарушки, кони – тройки, шкатулки, грибки, вазочки, солонки, толкушки для кухни. Изделия украшают цветами, бутонами, пейзажами, и сюжетными композициями. (Семеновские)
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Народные узоры» (из предложенных элементов дети выбирают сначала городецкие узоры, потом филимоновские, а затем каргопольские).
Загадки
Снежно – белая посуда,
Расскажи – ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голбыми, синими,
Нежными, красивыми.
(гжель)
Резные ложки и ковши
Ты разгляди – ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые
А может, солнцем залитые.
(хохлома)
Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови – ка меня!
(дымка)
Круглые, железные,
В хозяйстве - полезные.
Черные, желтые, красные,
Удивительно прекрасные!
(жестовские подносы)
Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине – красные полоски
На боках у нас видны.
(филимоновская игрушка)
Ростом разные подружки.
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять…
Даже всех не сосчитать.
(матрешки)
А вот и следующее задание: игра «Кто быстрее?» Нужно склеить разбитые чашки (разрезные картинки чашек хохломских, гжельских).
На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры. Давайте поиграем в игру «Заря». Дети становятся лицом в круг, руки за спиной. Один из играющих Заря – ходит позади всех с лентой и говорит:
«Заря – Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты – голубые,
Кольца обвитые – за водой пошла!»
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей.
Мы с вами хорошо поиграли, пришло время следующего задания. Дети угадывают «Что за костюм на Аленушке?» (на интердоске Аленушка в костюмах, украшенных элементами Хохломы, Каргополя, Дымково, Филимоново)
Все народные умельцы были трудолюбивыми, поэтому сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки о труде. Я буду называть начало, а вы будете продолжать:
Без работы и печь… холодна.
Терпенье и труд…все перетрут.
Глину не мять – горшков…не видать.
Труд человека кормит, а лень…портит.
Делу время – потехе…час.
Сделал дело – гуляй…смело.
Без труда не выловишь и …рыбку из пруда.
Глаза страшатся, а руки…делают.
Скучен день до вечера, коли…делать нечего.
Не сиди, сложа руки, не будет и …скуки.
Дело мастера…боится.
И вот теперь еще одно самое трудное задание «Угадай по силуэту». Задание с перфокартами, на них игрушки разных промыслов, но орнаменты перепутаны, дети находят для игрушек нужный орнамент. После того, как задание будет выполнено, дети выбирают из 8 предложенных силуэтов, понравившийся и раскрашивают его.
Ребята, у вас получилось, как у настоящих народных умельцев. А наши гости пришли не с пустыми руками! Гостья угощает детей настоящими тульскими пряниками.
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурный досуг в подготовительной группе по теме "Старинная русская игра в жизни детей"
Физкультурный досуг в подготовительной группе по теме "Старинная русская игра в жизни детей...
Конспект Образовательной деятельности в 1 младшей группе Тема: «Знакомство с русской народной сказкой «Курочка Ряба»
занятия для детей раннего возраста...
Образовательная область «Чтение художественной литературы» вторая младшая группа Тема: «Знакомство с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»».
Цели занятияВоспитательные-формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; дослушивать текст до конца.Обучающие- соверщенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас з...
Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»
Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала. задачи: 1....
Методическая разработка. Ознакомление детей подготовительной группы детского сада с русским народным творчеством путем передачи особенностей русского костюма на занятии по изо-деятельности .
Ознакомление детей дошкольного возраста с историей своей страны, с ее обычаями, традициями, людьми, которые являются нашими предками просто необходимо. Без прошлого нет будущего!...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Знакомство с русской народной сказкой "Лиса, волк и медведь".
Знакомство с РНС "Лиса, волк и медведь"....
Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Крошечка - Хаврошечка»
Познакомить детей со сказкой, учить внимательно и заинтересованно слушать воспитателя, развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Учить сопережив...