Досуг для подготовительной группы по знакомству с русской народной культурой "Веселая ярмарка"
методическая разработка (подготовительная группа)

Гамзина Ирина Григорьевна

Мероприятие направлено на расширение знаний детей о русских народных промыслах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_veselaya_yarmorka.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг для детей подготовительной группы по знакомству с русской народной культурой.

Тема: «Веселая ярмарка»

Цель: обобщить знания детей о народных промыслах; закрепить название гжельской, городецкой, каргопольской, филимоновской, дымковской и хохломской росписи; продолжать знакомство детей с особенностями разных росписей, угадывать название промысла по характерным признакам  и узорам; находить сходства и отличия между дымковскими и филимоновскими игрушками, хохломской и гжельской посудой. Развивать творческую активность, интерес к руссой культуре. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.

Оборудование: игрушки филимоновские, дымковские, каргопольские, семеновские матрешки, хохломская, гжельская посуда, жостовские подносы, павло – посадкие платки. Дидактические игры «Назови узор», «Угадай, чей костюм», «Узнай по силуэту».

Дети, кто знает, что такое русские народные промыслы? (это изготовление вручную предметов быта и украшение их росписями, орнаментами, которые отображают в себе исторические, духовные и культурные традиции русского народа).

К нам сегодня пожаловали гостьи (под русскую народную мелодию заходят две девочки в костюмах, украшенных фрагментами хохломской и гжельской росписей).

Здравствуйте, девочки! Кто вы? Вы, наверно, из сказки к нам пожаловали?

Первая гостья читает стихотворение:

- Роспись хохломская

- Словно колдовская,

- В сказочную песню просится сама.

- И нигде на свете

- Нет таких соцветий –

- Всех чудес чудесней наша хохлома!

Ребята, так это сама сказочная Хохлома к нам в гости пожаловала! Милости просим! Дети, а из чего делают хохломскую посуду? (из дерева). А почему ее называют «золотая хохлома»? (много золотого цвета).

Вторая гостья читает стихотворение:

- Синие птицы по синему небу,

- Море цветов голубых.

- Кувшины и кружки – быль или небыль?

- Изделия рук золотых!

- Синяя сказка – глазам загляденье,

- Словно весною капель

- Ласка, забота, тепло и терпенье –

- Русская звонкая Гжель!

А эта гостья – прекрасная Гжель к нам пожаловала! Милости просим! Дети, из чего делают гжельскую посуду? (из глины). Какого цвета гжельская посуда? (сама посуда белая, а на белом фоне сказочные сине – голубые птицы, цветы).

- Посмотрите – это Гжель

- Не из дальних земель.

- Край фарфорового чуда,

- А вокруг него леса,

- Синеглазая посуда –

- Вазы, чайники и блюда

- Как река, как небеса.

Гжельские мастера использовали в своей росписи только синий цвет и его оттенки – от сине – голубого до темно – синего и даже сине – фиолетового. Еще гжельскую посуду  называют «бело – синее чудо». Наши гостьи приглашают нас попутешествовать с ними, но для этого нам неоходимо отгадать кроссворд

                                                         1 рябина

                                                2 самовар 

                                                           3 малина  

                                                   4 ложка

                                                      5 матрешка

                                                  6 бублик

                                                    7 печка

Загадки для кроссворда

 1.Весной зеленела,                                      2.Никогда не ест

    Летом загорела,                                           А только пьет

    Осенью надела                                            А как зашумит –

    Красные кораллы (рябина)                        Всех приманит (самовар).

3.Красненькая матрешка,                             4.Сама не ем,

Беленько сердечко (малина).                           А людей кормлю (ложка).

5.Рядом разные подружки,                             6.Маленькое, сдобное

Но похожи друг на дружку.                               Колечкосъедобное.

Все они сидят друг в дружке,                            Я одна тебя не съем,

А всего одна игрушка (матрешка).                     Разделю ребятам всем (бублик).

7.Летом спит,

Зимой горит,

Пасть открывает,

Что дают, глотает (печка).

Дети отгадывают загадки и по вертикали читают слово ярмарка (кроссворд на интерактивной доске). Сейчас мы с вами и отправимся на ярмарку. В прежние времена ярмаркой называли место, куда люди привозили изделия, сделанные своими руками и продавали их.

Дети подходят к стене, украшенной павло – посадскими платками, вдоль стены стоят столы, на которых разложены изделия народных промыслов.

Разноцветные платки,

Набивные шали

Скольких женщин на Руси

В праздник украшали!

Научились мастера

Павлова Посада

Рисовать узор из трав, леса, луга, сада.

Посмотрите, как  много  разных игрушек, посуды на нашей ярмарке! Давайте расскажем нашим гостям, что мы знаем о народных промыслах. Нам нужно разделиться на две команды  Одна команда будет называться «желтые», а другая – «синие». Начинаем наш конкурс.

1-задание: О каком городе идет речь?

  1. Этот старинный город расположен в Нижегородской области на реке Волга. Дома в этом городе украшают богатой резьбой, делают в этом городе игрушки из дерева и глины. Самая красивая игрушка – вороной конь. (Городец)
  2. В этом селе делают деревянные матрешки, яркие, расписные игрушки – тарарушки, кони – тройки, шкатулки, грибки, вазочки, солонки, толкушки для кухни. Изделия украшают цветами, бутонами, пейзажами, и сюжетными композициями. (Семеновские)

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Народные узоры» (из предложенных элементов дети выбирают сначала городецкие узоры, потом филимоновские, а затем каргопольские).

Загадки

Снежно – белая посуда,

Расскажи – ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голбыми, синими,

Нежными, красивыми.

 (гжель)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди – ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые

А может, солнцем залитые.

 (хохлома)

Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови – ка меня!

(дымка)

Круглые, железные,

В хозяйстве - полезные.

Черные, желтые, красные,

Удивительно прекрасные!

(жестовские подносы)

Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине – красные полоски

На боках у нас видны.

(филимоновская игрушка)

Ростом разные подружки.

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять…

Даже всех не сосчитать.

(матрешки)

А вот и следующее задание: игра «Кто быстрее?» Нужно склеить разбитые чашки (разрезные картинки чашек хохломских, гжельских).

На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры. Давайте поиграем в игру «Заря». Дети становятся лицом в круг, руки за спиной. Один из играющих Заря – ходит позади всех с лентой и говорит:

«Заря – Заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты – голубые,

Кольца обвитые – за водой пошла!»

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей.

Мы с вами хорошо поиграли, пришло время следующего задания. Дети угадывают «Что за костюм на Аленушке?» (на интердоске Аленушка в костюмах, украшенных элементами Хохломы,  Каргополя,  Дымково, Филимоново)

Все народные умельцы были трудолюбивыми, поэтому сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки о труде. Я буду называть начало, а вы будете продолжать:

Без работы и печь… холодна.

Терпенье и труд…все перетрут.

Глину не мять – горшков…не видать.

Труд человека кормит, а лень…портит.

Делу время – потехе…час.

Сделал дело – гуляй…смело.

Без труда не выловишь и …рыбку из пруда.

Глаза страшатся, а руки…делают.

Скучен день до вечера, коли…делать нечего.

Не сиди, сложа руки, не будет и …скуки.

Дело мастера…боится.

И вот теперь еще одно самое трудное задание «Угадай по силуэту». Задание с перфокартами, на них игрушки разных промыслов, но орнаменты перепутаны, дети находят для игрушек нужный орнамент. После того, как задание будет выполнено, дети выбирают из 8 предложенных силуэтов, понравившийся и раскрашивают его.

Ребята, у вас получилось, как у настоящих народных умельцев. А наши гости пришли не с пустыми руками! Гостья угощает детей настоящими тульскими пряниками.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг в подготовительной группе по теме "Старинная русская игра в жизни детей"

Физкультурный досуг в подготовительной группе по теме "Старинная русская игра в жизни детей...

Образовательная область «Чтение художественной литературы» вторая младшая группа Тема: «Знакомство с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»».

Цели занятияВоспитательные-формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; дослушивать текст до конца.Обучающие- соверщенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас з...

Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала.  задачи: 1....

Методическая разработка. Ознакомление детей подготовительной группы детского сада с русским народным творчеством путем передачи особенностей русского костюма на занятии по изо-деятельности .

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей своей страны, с ее обычаями, традициями, людьми, которые являются нашими предками просто необходимо. Без прошлого нет будущего!...

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Крошечка - Хаврошечка»

Познакомить детей со сказкой, учить внимательно и заинтересованно слушать воспитателя, развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Учить сопережив...